Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 22:20, курсовая работа
Культуре Дании, Швеции, Норвегии, Исландии и Финляндии в начале XVI в. в значительной степени были присущи черты традиционализма. Темпы ее развития начали ускоряться лишь под воздействием реформации. В распространении новейших культурных веяний важную роль сыграли Германия и Нидерланды; в середине столетия к этому добавилось французское влияние. В Норвегии и Исландии государственным и литературным языком на протяжении всего периода оставался датский, в Финляндии — шведский.
Введение__________________________________________2
Культура Дании____________________________________3 - 4
Культура Швеции___________________________________5 - 7
Культура Норвегии__________________________________8
Культура Финляндии_________________________________9
Литературная сказка__________________________________10
Особенности скандинавской литературной сказки_________10 - 13
Сказки в творчестве Т. Янсон___________________________13 - 17
Скандинавские пословицы и поговорки___________________18 - 19
Заключение___________________________________________20
Список использованной литературы______________________
Оставаясь долгое время на положении художественной провинции, Швеция отставала от темпов Развития основных европейских школ. Для шведской средневековой живописи и скульптуры характерно пристрастие к апробированным в западноевропейском искусстве сюжетным изобразительным мотивам.
Шведская позднеготическая скульптура заимствовала черты школы Любека, мастера которой поставляли деревянные статуи и резные алтари в страны Скандинавии и Прибалтику. В конце XV в. в Стокгольме работал скульптор и живописец из Любека Б. Нотке, произведения которого оказали существенное влияние на сложение местного позд-неготического стиля. Нотке принадлежит деревянная скульптура < Святой Георгий» в одной из церквей Стокгольма, заказанная в память о победе шведов над датчанами в битве при Брункеберге (1471 г.).
Заботясь об укреплении авторитета Швеции на международной арене, процветании ее культуры, Густав Ваза и его сыновья приглашали иностранных мастеров — в основном немцев и датчан, принимавших участие в многочисленных работах по обновлению старых и украшению новых королевских и дворянских замков. Шведское изобразительное искусство этого времени было тесно связано с архитектурой, составляя часть декоративного убранства культовых и дворцовых построек. Парадные жилые апартаменты королевского замка (Грипсхольм, Вадстен) украшались лепниной, сочетающей ренессансные мотивы с местными растительными формами.
В конце XVI в. в Стокгольме образовалась большая колония иностранных мастеров, преимущественно немецкого и голландского происхождения. Перестройка и украшение замков Стокгольма и Свартшё выполнены наиболее талантливым из них нидерландским архитектором и скульптором В. Боем. Ему же принадлежит проект церкви Якобсчюрка (1588—1593 гг.) в Стокгольме. Скульптурное надгробие Густава Вазы и его жены, созданное Боем в конце XVI в. и установленное в интерьере собора Упсалы, оказало влияние на развитие ренессансного стиля в шведской надгробной пластике.
Среди иностранных мастеров, работавших в Швеции во второй половине XVI в., выделяются портретисты Я. Бинк, Д. Вервильт, И. ван Утер, монументалист А. Ламбрехтс и др.
КУЛЬТУРА
НОРВЕГИИ
Политический
упадок Норвегии отразился, как уже
отмечалось, и на ее культуре. Если в
Дании и Швеции первые университеты
были основаны еще в конце XV в., то в Норвегии
это случилось лишь в XIX в. (правда, состоятельная
норвежская молодежь имела возможность
учиться в Дании). Живопись продолжала
носить преимущественно церковный характер.
В архитектуре главным строительным материалом
оставалось дерево. Для национального
самосознания норвежцев большое значение
имело издание норвежскими гуманистами
древних историко-литературных памятников.
На рубеже XVI —XVII вв. Норвегия уже имела
своих, хотя и писавших по-датски или по-латыни,
ученых (Клауссен, автор чОписания Норвегии»,
умер в 1614 г.) и поэтов — религиозных лириков.
Тем не менее подлинно национальной культуры
у норвежцев еще не было, как не было ее
у исландцев и финнов. Процесс превращения
средневековых народностей в буржуазные
нации, уже далеко зашедший в Дании и Швеции,
еще только начинался у политически несамостоятельных
народов Севера.
КУЛЬТУРА
ФИНЛЯНДИИ
В XVII в. Финляндия превратилась в провинцию Швеции. На ее территории возникло около 10 новых городов, открыты гимназии, приходские школы, была основана Академия в Турку.
В XII — XVIII в. декоративно-прикладное искусство Финляндии развивалось в вынужденной зависимости от искусства соседних стран — Швеции, Германии, Дании. Крестьянство, трудившееся на территории Финляндии, оказало существенное воздействие на финское изобразительное искусство. Туркуский епископат поддерживал постоянные культурные контакты с крупнейшими культурными центрами Европы, откуда привозились образцы средневекового декоративно-прикладного искусства, приглашались опытные мастера, главным образом шведы и немцы. Они участвовали в украшении церковных интерьеров, изготавливали богатую, инкрустированную драгоценными камнями золотую и серебряную церковную утварь. К числу лучших произведений иностранных мастеров относится алтарь св. Варвары из церкви в Кусикиркко в провинции Турку работы немецкого мастера Франке (1410 г.). Примером совместной работы финских и французских мастеров является знаменитая рака св. Генриха (церковь в Ноусиайнене). Среди шедевров финской средневековой живописи — росписи церквей в Хаттуле и Лохъе, отмеченные простотой, цельностью и наивной правдивостью стиля, стремлением к подробному повествованию. Гармо ничные по цвету росписи изобилуют орнаментальными декоративными мотивами. Таковы сцень; «Рай», «Снятие со креста» в Лохъе, «Поклонение святому кресту» в городе Хаттуле.
На
протяжении XIII — XVIII вв. в Финляндии развивалась
деревянная культовая скульптура, расцвет
которой приходится на рубеж XV — XVI вв.
Деревянная средневековая скульптура,
теснейшим образом связанная с народным
искусством, опиралась на немецкие, нидерландские
и южноскандинавские традиции романского
и готического периодов. «Прекрасная мадонна»
в церкви в Калволе, деревянное распятие
в церкви в Йомале начала XV в., «Мадонна
с младенцем» в церкви в Райсио, фигуры
святых (св. Стефан в церкви в Райсио начала
XVI в.), скульптурные группы и многостворчатые
резные алтари (алтарь церкви в Хололле)
являлись неотъемлемой частью интерьера
сельских церквей. Расцвет средневековой
скульптуры, так же как и расцвет монументальной
живописи, был тесно связан с большим церковным
строительством на рубеже XV — XVI вв.
ЛИТЕРАТУРНАЯ
СКАЗКА
Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературная сказка», на Западе все шире употребляется термин «фэнтези» — полного единодушия у ученых нет.
Среди определений
наиболее полным
В своей работе мы рассмотрим особенности скандианвской литературной сказки и проанализируем творчество Тувы Янсон, яркой представительницы литературной сказки Скандинавии.
Туве Янсон
- лауреат скандинавских и
ОСОБЕННОСТИ
СКАНДИНАВСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ
СКАЗКИ
Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.
Подобно тому как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Решительный
шаг навстречу литературной
Каждый цветок,
каждый уличный фонарь
Простые домашние
вещи: кухонная утварь, детские игрушки,
предметы одежды, растения и цветы,
которые можно встретить в
поле, в огороде, в садике возле
дома; совсем обыкновенные, окружающие
нас домашние животные и
Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное - любви. В каждой сказке Андерсена сливаются две действительности. Одна - подлинная жизнь цветка, мухи, дерева, чашки или кофейника; другая - не менее подлинная - судьба человека, история человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, смерти.
Сочетание
сказочного, волшебного и реального,
обыденного делает
Литературная сказка, по мысли Андерсена, явление универсальное: «Сказочная поэзия — обширнейшее царство, которое простирается от сочащихся кровью могил древности до наивного детского альбома. Она охватывает и народное творчество, и литературные произведения, она является представителем поэзии всех видов, и мастер, овладевший этим жанром поэзии, должен уметь вложить в него трагическое, комическое, наивное, ироническое и юмористическое»[4].
Таким путем и «пошла» литературная сказка в лучших своих образцах. Благодаря Андерсену она обрела свои характерологические черты. Она включает описания человеческих чувств, природы, быта, что придает ей национальный колорит. Живописует исторические события, явления природы, растительный и животный мир, научно-технические достижения, что придает ей познавательный характер (С. Лагерлёф).
В литературной
сказке отражаются социальная
среда, а также мировоззрение
и литературно-эстетические
Основой литературной
сказки может стать
Можно отметить
и такой источник образа, коренящийся
в своеобразии детского
Часто в
литературной сказке этого
Юмор в
литературной сказке носит
Ныне во
всем мире сказка занимает
ведущее место среди книжной
продукции. «Сказочная»