Скаутская система воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:25, контрольная работа

Описание

Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности – православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 Развитие скаутской системы воспитания ………………………………………………….. 4
2 Сущность воспитательной системы Скаутинга …………………………………………… 5
3 Элементы Скаутского метода ……………………………………………............................. 9
4 Динамика Скаутинга: Скаутский Метод в действии……………………............................. 13
Заключение……………………………………………………………………………………… 16
Библиографический список……………………………………………………………………. 17

Работа состоит из  1 файл

Скаутская система воспитания.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 Развитие  скаутской системы воспитания  ………………………………………………….. 4
2 Сущность воспитательной системы Скаутинга …………………………………………… 5
3 Элементы Скаутского метода ……………………………………………............................. 9
4 Динамика Скаутинга: Скаутский Метод в действии……………………............................. 13
Заключение……………………………………………………………………………………… 16
Библиографический список……………………………………………………………………. 17

 

      Введение 

     Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.

     Один  из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего – проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности.

     Огромным  и бесценным педагогическим и  методическим материалом, прекрасными  традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности – православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.

 

1 Развитие скаутской системы воспитания 

     Основателем скаутского движения является англичанин Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (1857–1941) [4, с. 156]. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys».

     Зародыши  идеи скаутинга появились при  осаде Мафекинга (Южная Африка) во время Второй бурской войны (1899—1902), где Баден-Пауэлл служил бригадным  командиром.

     На  развитие скаутского движения оказали  большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона и Дэниела Картера Бёрда.

     В  системе Баден-Пауэлла  исследователи  выделяют четыре направления:

     1) воспитание природой;

     2) пропаганда здорового образа  жизни; 

     3) утверждение кодекса чести; 

     4) основа воспитания гражданина  – выполнение обязанностей точно и в срок.

     По  мнению многих, причина успеха системы  «скаутинг» – в прекрасной душе самого генерала, рыцаря по поступкам, педагога по призванию, умеющего понять ребенка и подойти к главному: «На первом месте, отмечал Баден-Пауэлл, у мальчиков всегда должны быть честь, чувство долга и ответственность».

     Основателем российского скаутского движения является штабс-капитан русской армии Олег Иванович Пантюхов. История отечественных скаутов началась 30 апреля 1909 г. как патриотический отклик на правительственную установку о развитии допризывной подготовки молодежи после поражения в Русско-японской войне 1904 г. Но очень скоро скаутское движение приобрело характер массового спортивно-патриотического юношеского движения, где преобладали мотивы воспитания не солдат, а граждан.

     С этого момента, скаутинг в России начинает стремительно развиваться. в 1915 году происходит первый скаутский  съезд, утвердивший устав, организационную  структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

     В настоящее время скаутинг имеет  более 38 миллионов членов в 217 странах  и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне [4, с. 186]. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.

 

      2 Сущность воспитательной системы Скаутинга 

     Сущностную  основу воспитательной системы Скаутинга, которая объединяет скаутов во всем мире, образуют цель, принципы и скаутский метод

     Во  всем мире члены Всемирной Организации Скаутского Движения (ВОСД) объединены общей активной приверженностью Скаутской Цели, которая определена как содействие молодым людям в полном развитии их физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и духовных способностей как индивидуумов и как членов общества. Реализация Цели Скаутинга позволяет ВОСД внести определенный вклад в совершенствование окружающего мира.

     Где бы не находились Скауты, чем бы не занимались, они всегда привержены принципам, на которых основан Скаутинг [1, с. 46]. Это:

     1. Долг по отношению к себе

     Каждая  личность обязана развивать свою автономность и принимать на себя ответственность за свои действия. Это означает:

     - принятие ответственности за свое собственное развитие (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное);

     - стремление жить таким образом, чтобы уважать себя как личность, (т. е. заботиться о своем здоровье, отстаивать свои права как человека и гражданина, принимать решения, в правильности которых убежден).

     Способность делать это предполагает постоянное стремление познать себя во всем многообразии и сложности, которые характеризуют каждую личность с ее сильными и слабыми сторонами, надеждами, потребностями и т.д.

     2. Долг перед другими

     В широком смысле - это ответственность личности по отношению ко всему материальному, что не является твои «Я». Это означает:

     - признание того, что ты не являешься единственно важным на Земле, что у каждого человека есть права, чувства, надежды, потребности и т.д.;

     - принятие во внимание образа жизни, которым живут окружающие люди;

     - признание того, что люди взаимозависимы, то есть, никто не может жить в изоляции от других. Каждый нуждается во взаимоотношениях с другими для того, чтобы состояться как личность, и все могут извлечь пользу из того, что каждый человек привносит в мир.

     Поэтому каждый человек ответственен перед  другими. Это означает:

     - уважать достоинство каждой личности;

     - играть активную и конструктивную роль в обществе и вносить личный вклад в его развитие;

     -  помогать нуждающимся и беззащитным, независимо от того, являются ли они ближайшими соседями или живут на другом конце света;

     - признавать и принимать в расчет различие в образе жизни, при общей целостности природного мира.

     3. Долг перед Богом

     Каждая  личность несет ответственность  за поиск того, что выше, чем человечество. Это включает стремление:

     - к духовной реальности, которая придает смысл жизни человека;

     - к раскрытию смысла духовных ценностей;

     - к организации повседневной жизни  в соответствии с этими ценностями.

     Когда эти три простых Принципа являются действительно органичной частью образа жизни человека, и, если их придерживаться одновременно, то любая из форм фундаментализма или фанатизма, несомненно, будет исключена.

     Скаутский Метод — это многогранная воспитательная система, состоящая из элементов, которые действуют вместе именно как Система, обеспечивающая молодым людям богатую по содержанию и активную по форме среду познания мира и себя в этом мире.

     Для того чтобы Скаутинг достиг своей  воспитательной цели, он в целом  должен обеспечивать следующие общие условия, которые характеризуют Скаутское Движение как:

     1. Движение для молодых людей,  в большей степени ориентированное  на подростковую возрастную группу. Скаутинг существует для всех молодых людей, но в большей мере, как воспитательная система, Скаутинг подходит для подростковой возрастной группы. Педагогическая эффективность воспитательной системы Скаутинга по отношению к старшим возрастным группам зависит от факторов, которые действуют конкретной культуре, от социальных условий, педагогической традиции, подходов к воспитанию и в целом от отношения к молодежи в данном обществе.

     Другими словами, верхняя возрастная граница  пребывания в Движении обычно соответствует общему уровню зрелости, достигая которого человек больше не нуждается в системном воспитательном подходе Скаутинга для продолжения процесса самовоспитания. Нижняя граница — соответствует начальному уровню социальной зрелости, требуемому для эффективного функционирования воспитательной системы Скаутинга, с таким расчетом, чтобы подростки, члены Скаутской Организации, могли самостоятельно извлечь из пребывания в ней полезный жизненный опыт, сформировать социально необходимые навыки и т.п.

     Очевидно, что данные уровни социальной зрелости можно конкретизировать лишь приблизительно, но обычно они соответствует периоду жизни от 6-7 лет до 17-18 летнего возраста.

     2. Движение молодых людей, поддерживаемых  взрослыми. Молодых членов Движения поддерживают взрослые, основная роль которых — обеспечение необходимых условий для развития молодежи, содействие ее самовоспитанию. Дети, подростки и молодые люди, являясь членами Скаутского Движения, действуют в духе партнерства совместно со взрослыми, активно участвуют в процессе принятия решений, естественно, в рамках, которые соответствуют их уровню зрелости, социальным навыкам и жизненному опыту. Все это обеспечивает социальную привлекательность и педагогическую эффективность Скаутинга.

     3. Движение, открытое для всех. Членство в Скаутском Движении открыто для всех, кто согласен быть верным его Цели, Принципу и Методу. Другими словами, Движение не признает различий между людьми на основе религиозного, этнического или социального статуса молодого человека, его вероисповедания или пола. Скаутское Движение открыто для всех независимо от этих признаков.

     4. Добровольное Движение. Все члены Скаутского движения — дети, подростки, молодые люди и поддерживающие их взрослые — вступают в него по своей собственной воле. Не допустимо принуждение при вступлении в Скаутское Движение, а также попытки удержать в Скаутской Организации человека без его воли. Скаутинг этим отличается от школы, посещение которой обычно является обязательным для ребенка определенного возраста.

     Каждый  человек — молодой или взрослый, который решил присоединиться к  Скаутингу, обязан заявить о личной приверженности Скаутскому Движению.

     5. Неполитическое Движение. Скаутинг является неполитическим в том смысле, что он не вовлечен в борьбу политических партий за власть. В то же время воспитательная система Скаутинга, сориентирована на то, чтобы помочь молодым людям быть и развиваться в качестве ответственных и активных как индивидуумов, так и членов общества. Молодые люди не могут это делать в вакууме, будучи изолированными от социально-политических реальностей мира, в котором они живут.

     6. Независимое Движение. Несмотря на то, что Скаутское Движение действует в тесном сотрудничестве с рядом внешних организаций и получает поддержку от его сторонников во всем мире, Скаутинг на всех уровнях является независимым в смысле свободы от контроля любой внешней организации или частного лица.

Информация о работе Скаутская система воспитания