Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:25, контрольная работа
Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности – православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.
Введение………………………………………………………………………………………… 3
1 Развитие скаутской системы воспитания ………………………………………………….. 4
2 Сущность воспитательной системы Скаутинга …………………………………………… 5
3 Элементы Скаутского метода ……………………………………………............................. 9
4 Динамика Скаутинга: Скаутский Метод в действии……………………............................. 13
Заключение……………………………………………………………………………………… 16
Библиографический список……………………………………………………………………. 17
Единство Движения обеспечивается Всемирной Организацией Скаутского Движения, которая оказывает поддержку признанным Национальным Скаутским Организациям.
7. Движение, дополняющее другие формы воспитания. Скаутинг — это внеформально воспитательное Движение. Другими словами, он не является ни частью формальной воспитательной системы (школа, учреждение дополнительного образования и т.д.), ни неформальной (друзья, средства массовой информации и т.д.), так как Скаутинг предлагает свой особый подход к воспитанию. Скаутинг не стремится воспроизвести то, что школа, емья, религиозные институты, клубы досуга и т.п. уже предлагают молодым людям. Он призван дополнить то, что уже делают другие путем заполнения пробелов, которые никто в настоящее время заполнить не может.
8. Движение, необходимое для молодых людей. Скаутинг стремится быть необходимым для молодых людей в различных социо-культурных сферах, в которых они живут и развиваются, а также постоянно учитывать их потребностей в быстро изменяющемся мире.
Как Движение, Скаутинг должен постоянно адаптироваться к условиям изменяющегося мира, чтобы соответствовать стремлениям и потребностям молодых людей, оставаясь в то же время верным Цели, его Принципу и Скаутскому Методу.
Таким образом, цели воспитания ясны: вырастить автономную, готовую помочь другим, ответственную и идейную личность и члена общества.
3
Элементы Скаутского
метода
Все элементы Скаутского Метода, работающие как часть системы, активно применяются в жизни местной (первичной) Скаутской единицы, но не каждый из этих элементов отчетливо виден на поверхности. Элементы
Скаутского
метода можно проиллюстрировать
следующим образом [4, с. 201]:
Рисунок 1 – Элементы Скаутского метода
1. Скаутский закон и обещание
Скаутский Закон - это кодекс жизни каждого Скаута и всех членов Скаутской единицы, основанный на принципах Скаутинга [2, с. 111]. Через кодекс, практически применяемый в повседневной жизни, Скаутский Закон предоставляет практический путь понимания молодой личностью ценностей (см. раздел III ), которые Скаутинг предлагает как основу жизни личности.
Обещание - это личное обязательство сделать все возможное, чтобы жить в соответствии с этим кодексом, которое каждый молодой человек дает перед группой сверстников, когда решает вступить в Движение [2, с. 98]. Давая Скаутское Обещание, молодой человек принимает сознательное и добровольное решение принять Скаутский Закон и взять на себя ответственность этого решения, прилагая личные усилия («делая все, что в его/ее силах»). То, что Обещание дается перед сверстниками, не только предает личное обязательство гласности, но также и символизирует общественные обязанности и преданность другим членам группы. Таким образом. Обещание - это первый символический шаг в процессе самовоспитания.
Закон и Обещание рассматриваются как один элемент, потому что они тесно взаимосвязаны.
2. Обучение через дело
Обучение через дело означает развитие как результат личного опыта в отличие от сугубо теоретического научения. Оно отражает активный путь приобретения молодым человеком знаний, умений и социальных установок. Обучение через дело отражает практический подход Скаутского Движения к воспитанию.
3.
Система патрулей или
Командная система (или система патрулей, как ее часто называют) - это основа структуры организации местной Скаутской единицы, состоящей из небольших групп молодых членов Движения и взрослого руководителя.
Каждая небольшая группа, обычно состоящая из шести-восьми членов, работает как команда с одним членом группы, выполняющим функции лидера. В каждой команде молодежь организует свою жизнь, распределяя обязанности, определяя, организуя, осуществляя и оценивая свою деятельность в соответствии со своими возможностями. Это делается при поддержке взрослого руководителя. Представительная система обеспечивает участие молодых членов Движения в процессе принятия решений Скаутской единицы в целом при поддержке взрослых руководителей.
Командная система, основанная на естественной склонности молодых объединяться в небольшие группы, направляет то значительное влияние, которое сверстники оказывают друг на друга, в конструктивное русло. Это позволяет молодым людям развивать свои способности, сводя их воедино и идя далее в развитии индивидуальных умений, талантов и командного духа
взаимной поддержки.
Она
также позволяет им развить конструктивные
взаимоотношения с другими
4. Символическая основа
В Скаутском Движении символическая основа - это несколько символов, олицетворяющих воспитательное предложение для определенного возрастного диапазона. Цель символической основы - глубже укреплять воображение, дух искательства приключений, способность молодежи к творчеству и изобретательности, стимулируя ее развитие, помогая отождествить себя с направлениями развития и ценностями, лежащими в основе Скаутского Движения, стимулируя сплоченность и солидарность внутри группы.
Поскольку Скаутское Движение сегодня направлено на более широкий возрастной диапазон, чем тогда, когда оно начиналось, у каждой возрастной группы есть своя индивидуальная символическая основа, соответствующая уровню зрелости возрастной группы и сконцентрированная на определенных воспитательных потребностях, характерных для данной возрастной группы.
5. Личностный прогресс
Личностный прогресс - это элемент, помогающий каждой молодой личности развить внутреннюю мотивацию, чтобы быть сознательно и активно вовлеченной в свое собственное развитие. Это позволяет молодой личности прогрессировать по-своему, сообразно со своим темпом в общем направлении воспитательных Целей возрастной группы, обрести уверенность и осознать достигнутый прогресс.
Прогрессивный план - это основной инструмент, используемый для поддержки этого элемента Скаутского Метода.
6. Жизнь в гармонии с природой
Природа, то есть естественная среда: леса, равнины, море, горы, пустыня, в отличие от искусственно созданной среды, такой как школьный двор, забетонированные места разбивки лагеря и густо населенные города.
Из-за огромных возможностей, которые природный мир дает для развития физического, интеллектуального, эмоционального, общественного и духовного потенциала молодой личности, природная среда представляет собой идеальное место для применения Скаутского Метода. В самом деле, хотя это не всегда может быть доступно, особенно в современной урбанизированной среде, скаутские мероприятия в основном должны проводиться на природе. Однако использование природы как элемента Скаутского Метода предполагает больше, чем деятельность, проводимую на природе. Это включает развитие конструктивного контакта с природой, полное использование уникальных возможностей для обучения, предоставляемых природным миром, чтобы содействовать развитию молодежи.
Что касается леса, то видение Баден Пауэллом природы как воспитательного инструмента можно обобщить следующим образом: «Для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, лес - это одновременно лаборатория, клуб и храм.»
7. Поддержка взрослых
Поддержка взрослых включает три аспекта, соответствующих трем разным ролям, которые взрослому необходимо учитывать, работая в Скаутской единице;
1) Руководитель деятельности. Он или она должны обеспечить, чтобы любая деятельность, предпринимаемая группой, была успешно завершена. В то время как не каждый взрослый может обладать навыками, требуемыми для всех видов деятельности, он все же несет ответственность за то, чтобы вся группа была обеспечена необходимой технической поддержкой и помощью специалиста там и тогда, когда это требуется.
2) Педагог. Ему или ей необходимо напрямую поддерживать процесс самовоспитания и обеспечивать, чтобы то, что молодая личность переживает, имело положительное влияние на развитие знаний, умений и социальных установок этой личности. Другими словами, как педагогу взрослому руководителю нужно установить личный контакт с каждым, будь то молодой человек или девушка, чтобы помочь им определить собственные потребности развития, признать эти потребности и обеспечить их адекватное удовлетворение через прогрессивное развитие.
3) Посредник. Основываясь на добровольном сотрудничестве между молодежью и взрослыми, ему или ей необходимо обеспечить, чтобы взаимоотношения внутри группы были позитивными и плодотворными для всех, чтобы группа создавала привлекательную среду и поддерживала непрерывное развитие группы как целого. Это предполагает насыщенное обучающее сотрудничество между молодежью и взрослыми, основанное на взаимоуважении, доверии и признании друг друга в качестве личности.
4 Динамика Скаутинга:
Скаутский Метод
в действии
Чтобы
Скаутский Метод работал
Динамика
Скаутинга состоит из четырех
взаимосвязанных и
1. Воспитательные цели
В Скаутском Движении для каждой возрастной группы предлагается несколько общих воспитательных Целей, относящихся к развитию молодого человека. И каждый член Движения старается прогрессировать в направлении этих воспитательных Целей по своему собственному пути. Взрослому руководителю в Скаутской единице нужно принимать во внимание все: то, как е управляют, процесс принятия решений, типы взаимоотношений, которые необходимо воспитывать, деятельность, в которой будет участвовать молодежь, с точки зрения того, как все эти аспекты могут способствовать, а не препятствовать, достижению воспитательных Целей.
2. Деятельность
В Скаутском Движении деятельность включает в себя такие мероприятия, как походы на природе, общественно полезный труд, социальные проекты и т. д. Она также включает то, что необходимо для работы Скаутской единицы, и такие обыденные вещи, как приобретение еды, приготовление ужина в лагере, поездка к месту проведения мероприятия, участие в обсуждении прогресса личности. Оба вида деятельности содействуют воспитательному процессу, и
Скаутский
Метод нужно применять в
Сама по себе деятельность должна быть основана на интересах и потребностях молодых людей, чтобы она привлекала их и доставляла им удовольствие. Мероприятие должно быть задумано так, чтобы была четко определена воспитательная Цель. Оно должно представлять собой некое испытание, которое молодой человек должен воспринимать как полезное для него. С течением
времени необходимо сбалансировано разнообразить мероприятия.
3. Жизнь в группе
Все, что переживает молодежь внутри группы и Скаутской единицы в целом, есть результат работы мини-общества, состоящего из молодых людей и взрослых руководителей. Воспитание командного духа предполагает поддержку конструктивной динамики группы (взаимодействие и взаимоотношения, развивающиеся между молодыми людьми и между молодыми людьми и взрослым руководителем). Это также предполагает использование стремления молодых людей к взаимодействию (между собой и со взрослым руководителем) в самых разнообразных ситуациях, естественно возникающих во время их пребывания в Движении. Когда формируется чувство команды, группа в целом принимает во внимание потребности и интересы каждого, и каждый способствует развитию группы.
Жизнь
в группе стимулирует опыт и переживания,
которые могут вести к
- работа в сплоченной группе и познание на практике достоинств жизненного кодекса (Скаутского Закона в действии) дают молодой личности естественную среду, чтобы осознать более глубокое значение ценностей, которых придерживается Скаутинг;