Социальная педагогика как научная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:00, лекция

Описание

Цель: сформировать знания и общие представления о социальной педагогике как: научном направлении, специальности и учебной дисциплине.
Вопросы лекции:
1. Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины.
2. Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики.
3. Статус социальной педагогики.
4. Объект, предмет и основная цель социальной педагогики.

Работа состоит из  1 файл

1-ЛЕКЦИЯ.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

     В.С. Бестужев-Лада, Б.С.Гершунский, В.А. Караковский, М.Н. Скаткин, В.А. Ядов и др. внесли существенный вклад в решение проблем социально-педагогического прогнозирования.

     В работах В.И. Журавлева, Б.Т. Лихачева, В.Г. Разумовского, В.И. Столярова, Г.П. Будановой и других авторов глубоко и всесторонне исследована специфика подготовленности современной молодежи к труду, семейной жизни, образованию, общественной деятельности, досугу.

     В.Н. Турченко, М.X. Хитма, Ю.П. Азаров, В.А. Сластенин, С.С. Балабанов, В.Г. Мордкович, Ф.Р. Филиппов, Д.В. Ольшанский, А.Г. Харчев и др. проводят социально-педагогические исследования многоаспектных проблем образования.

     Безусловно, что традиционная общая педагогика, преодолевая и дидактическую  ограниченность, также осмысливает широкую область проблем, по существу, социально-педагогического характера. К числу таких проблем следует отнести раскрытие сущности личности и этапов ее становления, разграничение разных форм социального бытия индивида (человек, индивидуальность, личность, субъект), осмысление содержания социализации, анализ взаимосвязей развития и саморазвития личности, осмысление роли диалога культур и социальной детерминации социального становления личности и целый ряд других. В этом отношении следует, прежде всего, назвать работы В. В. Давыдова, В. В. Краевского, А. В. Мудрика, А. В. Петровского Д. А. Фельдштейна, В. С. Шубинского, В. И. Журавлева, Б. С. Гершунского и др.

     В психологии и социальной психологии достаточно много усилий было направлено на исследование психологической структуры личности, закономерностей различных видов и форм рефлексивной активности, .особенностей психологии деятельности и личности, социально-психологических механизмов идентификации (эмпатия, подражание, заражение, внушение, убеждение и др.). Здесь следует отметить, прежде всего, работы таких ученых, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. А. Деркач, Б.Ф. Ломов, К. К. Платонов, В. М. Мерлин, В. М. Русалов, П. В. Симонов, В. Н. Мясищев, Л. И. Анциферова, А. В. Брушлинский, Ю. М. Забродин, А. В. Петровский, Ю. Н. Емельянов, В. В. Столин, Л. И. Божович, Б. Д. Парыгин, Е. В. Шорохова, И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Л. А. Петровская, Г. М. Андреева и многих других. В области философии в последние годы серьезное внимание уделяется проблемам места человека в системе универсума, соотношение биологического и социального в человеке, социокультурная детерминация развития личности, деятельностное бытие человека, анализ основных сфер социума, осмысление содержания концепции гуманизма. Здесь прежде всего следует указать работы М. Н. Берулова, Л. П. Буевой, С.С. Батенина, Г.С. Батищева, Л.А. Зеленова, Э.В. Гильенкова, И.С. Кона, О. Н. Крутовой, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, В. В. Орлова, Н. Б. Оконской, А. Б. Ласточкина, И. И. Резвицкого, В. П. Тугаринова, И. Н. Семенова, Э. Г. Юдина, В. Ф. Сержантова, К. А. Шварцман и целого ряда других авторов.

     При всей высокой оценке значимости научных  исследований гуманистической проблематики в названных выше науках ключевую роль для социальной педагогики имеет концепция социально-педагогической деятельности, а также концепция социализации, которые могут составить концептуальный базис социальной педагогики. В свете этого особое значение для нас имеют работы Л.В. Филипповой, в которых на достаточном для последующего использования уровне разработаны концептуальные основы социальной педагогики, а также методологические и теоретические принципы интеграции междисциплинарного знания в системе единого комплекса, которым, с ее точки зрения, и является социальная педагогика. К этому следует добавить, что такая точка зрения полностью разделяется нами и рассматривается в качестве базовой при построении содержательного и методологического ядра психолого-педагогической концепции профессиональной подготовки социальных педагогов. 

     3.  СТАТУС СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     Исходным  этапом построения психолого-педагогической концепции профессиональной подготовки социальных педагогов, очевидно, следует  считать обобщение современных  представлений о статусе, предмете, содержании и структуре, а также функциях и задачах социальной педагогики как науки и практической дисциплины. При этом мы опирались, главным образом, на работы Ю. П. Азарова, В. А. Сластенина, В. Н. Гурченко, Н. Д. Ярмаченко и Л. В. Филипповой.

     Социальная педагогика как междисциплинарный комплекс, призвана, с одной стороны, осмысливать закономерности социализации личности, а с другой, обеспечивать реализацию этих закономерностей применительно к конкретной личности.

     Статус  социальной педагогики является выражением социально-философской позиции по отношению к феномену социально-педагогической деятельности, посредством которой конкретная личность обретает себя.

     Таким образом, обеспечение обретения себя и последующей самореализации, применительно к конкретной личности, являются выражением заказа со стороны социума к социальной педагогике как науке и практической дисциплине. Именно обретение себя конкретным человеком и последующая самореализация рассматривается как предельное выражение гуманистической идеи.

     Социальная педагогика призвана рассматривать личность как фокус системы социально-педагогического воздействия, как начальный и конечный пункт многообразного процесса социализации. Это означает, что все педагогические механизмы и средства должны быть пересмотрены с учетом их функционирования в целостной системе социума, т. е. во всех сферах общественной жизни. Последнее приводит к необходимости разработки социально-педагогических проектов и технологий.

     Особое  значение социальной педагогики заключается  в том, что она осмысливает закономерности и разрабатывает проекты и программы формирования не только и не столько профессионально-кадрового потенциала общества, сколько человека как личности, специалиста как личности. Это заставляет социальную педагогику рассматривать личность не как состояние, а как стадию, фазу, уровневую форму бытия единичного представителя человеческого рода. 
 

     4.  ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     Согласно  большинству известных нам точек  зрения в качестве объекта социальной педагогики выступает личность. В некоторых случаях, например, у Л. В. Филипповой объект уточняется и определяется как личность в ее становлении и развитии, т. е. в процессе социализации.

     Вместе  с тем, понятие личности, сложившееся  в настоящее время, достаточно широко. В него включают самые различные характеристики человека - от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов.

     Подобное  расширенное толкование затрудняет понимание самого феномена личности и ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития, обучения и воспитания человека. Учитывая все это, нам представляется логичным сделать в отношении такого понимания объекта некоторые уточнения.

     Согласно  наиболее обоснованному в настоящее время подходу под понятием личности понимается особый способ существования человека; как члена общества, как представителя определенной социальной группы, т. е. как социокультурной реальности. Такой подход широко представлен в психологии и хорошо согласуется с социально-философским и социологическим. Это позволяет рассматривать проблему становления и развития личности с междисциплинарной, а по существу социально-педагогической позиции. Таким образом, в объекте социальной педагогики должна получить свое отражение, прежде всего, социокультурная природа феномена личности. Рассмотрим более подробно те характеристики личности, в которых специфицируется ее социокультурная природа. Именно за счет дальнейшего уточнения и конкретизации этих характеристик представляются возможным определить предмет и основную цель (функцию) социальной педагогики как науки и практической дисциплины.

     Достаточно  четко феномен личности проявляется  в позиции человека, во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и  стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Таким образом, понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимых с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

     Под понятием социальной роли чаще всего понимается программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в той или иной социальной группе. По сути - это заданный, несвободный статус участия человека в жизни общества.

     Понятие "статус" описывает  поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения.

     В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия. Хотя понятия статуса  и роли являются адекватными характеристиками личности со стороны ее внешних наиболее очевидных проявлений, они не охватывают самой сути личности. Суть личности связана со способностью человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т. е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений и нормативных предписаний.

     Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано волей случая и  обстоятельствами. Это же место в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим по его собственной воле и свободному осознанному выбору. В этом случае следует говорить о выборе человеком позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позицию можно считать наиболее целостной характеристикой человека как личности. Личность в этом аспекте -это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. На основе этого ясно, что личность - это целиком социокультурное образование, это субъект свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

     Занять  позицию в отношениях с другими  невозможно раз и навсегда. В любой  точке жизненного пути может возникнуть ситуация, требующая осуществления  свободного и самостоятельного выбора, принятия ответственности на себя. Поэтому личность - это не раз и навсегда сформировавшееся качество, состояние, структура. Личность - это способ действий, образ бытия, субъект поступания. Каждый человек должен утверждать себя как личность, выбирая и отстаивая собственные позиции. Личность есть специфический способ существования человека. Отсюда можно говорить об особом личностном бытии человека. Такой способ бытия обеспечивается благодаря личностным образованиям. Эти образования, в свою очередь, формируются и складываются только при условии выхода человека на особый уровень жизнедеятельности, при ведении человеком личностного способа жизни Личность представляет собой полную самоопределенность человека во всей совокупности его действий, отношений с другими, его устремлений и ориентации Личностный уровень - это полная ответственность за свои действия и поступки, это муки выбора, риск социального действия. Таким образом, можно утверждать, что личность - это особое измерение, которое получает человек как субъект социальных отношений и деятельности.

     Среди понятий, отражающих факт включенности субъекта в социальные связи и отношения, наиболее важными являются личностная ценность, личностный выбор, самостоятельность, ответственность, личностные перспективы и цели, личностное время. О личностных ценностях уместно говорить, рассматривая освоение конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму опыта индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных, ценностных ориентации. Ценностные ориентации выполняют многочисленные функции в процессе функционирования личности, в том числе, обеспечивают ее устойчивость и целостность. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации и лежат в основе социального поведения. Развитые ценностные ориентации - один из наиболее существенных признаков зрелой личности, показатель меры ее социальности, степени вхождения индивида в социальные общности. В силу этого в любом обществе именно ценностные ориентации являются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

     Личностного начала нет там, где человек отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки, честного ответа перед  собой о мотивах своего социального  поведения. Кроме, того, важнейшими характеристиками личностного уровня являются свобода, самостоятельность и ответственность.

     Обобщая рассмотренное, можно сказать, что  социальная природа личности раскрывается посредством двух групп характеристик. В первую группу входят позиции, роли, ценности и другие перечисленные  выше феномены. Вторая группа обобщается в личностном уровне бытия человека. Личность в полной мере проявляет свою социальную'' природу через появление феноменов, входящих в первую группой их развития до подлинно личностного уровня. Именно благодаря процессам социализации и возникают образования, входящие в первую группу.

     Согласно  наиболее современному пониманию, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опы-та, системны социальных связей и отношений. В  процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

     Социализация  относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Она включает в себя познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. В процессе социализации формируются каче- ства и психологические механизмы, посредством которых становятся возможными желаемые изменения. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание. 
Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение, по мере приобретения индивидом социального опыта, сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности. Через посредство этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей. 
Процесс социализации отнюдь не прекращается вместе со становлением личности. Постоянно меняющиеся условия и социальная 
ситуация развития каждого конкретного человека, групп и целых социальных слоев все время актуализируют процессы, которые можно отнести к механизмам и составляющим социализации. Особенно наглядно это видно в наше время, когда нарушение социальных отношений в обществе и характера включенности конкретной личности в эти связи и отношения имеет массовый характер. 
Причины изменения характера социальных связей и отношений лежат не только в сфере социальных процессов и их динамики. Значительная их часть находится в сфере индивидуальной жизнедеятельности и особенностях индивидуального жизненного пути и содержании его отдельных событий. Под влиянием таких событий, как выход на пенсию, серьезная болезнь, инвалидность и многих других существенно изменяются связи и другие рассмотренные выше характеристики личности как социокультурного феномена. Таким образом, социальная педагогика как наука призвана обобщать результаты и положения, относящиеся к закономерным отношениям, логике взаимосвязей, структурно-функциональным взаимодействиям всех составляющих, образующих содержание процесса социализации. Как практическая дисциплина, социальная педагогика призвана строить технологии, обеспечивающие успешное протекание процессов, относящихся к социализации. В настоящее время эти технологии социализации получают свое воплощение в виде различных социальных служб. Вместе с тем, личность не только осваивает социальный опыт, но и реализует свои замыслы, строит отношения по своему усмотрению и т. п, то есть выступает субъектом социальных отношений.

Информация о работе Социальная педагогика как научная дисциплина