Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:00, лекция
Цель: сформировать знания и общие представления о социальной педагогике как: научном направлении, специальности и учебной дисциплине.
Вопросы лекции:
1. Сущность социальной педагогики как науки и практической дисциплины.
2. Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики.
3. Статус социальной педагогики.
4. Объект, предмет и основная цель социальной педагогики.
Субъектность в социальных отношениях является результатом сформированности личностного уровня. Благодаря наличию личностного уровня становится возможным личностное самоопределение как условие самореализации личности. Именно последнее является воплощением подлинной социальной природы личности, Следует отметить, что самореализация личности возможна не вопреки обществу, а благодаря ему, т. е. через освоение и творческое использование многообразного социального опыта Сам процесс личностного самоопределения и самореализации является наиболее полным воплощением социальной природы личности.
Объективной предпосылкой возникновения новообразований личностного уровня является процесс воспитания. При таком понимании назначения и функций социальной педагогики закономерности и технологии воспитания попадают в сферу ее интересов На, основе. Вышеизложенных положений, относящихся к социальной природе личности, предметом социальной педагогики следует считать закономерные отношения, логику взаимосвязей, структурно-функциональные взаимодействия всех составляющих, образующих содержание процесса социализации, личностного самоопределения и самореализации.
Основной
целью социальной педагогики как
науки является интеграция знаний о
социальной природе личности как
педагогической цели. В качестве основной
цели социальной педагогики как практической
дисциплины следует рассматривать построение
технологий; обеспечивающих преодоление
отчуждения личности от своей подлинной
социальной природы.
ПЗ:
ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА,
ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
2. ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Достижение
социальной педагогикой своей основной
цели возможно посредством решения
ряда проблем, имеющих социально-
Наиболее важные проблемы социальной педагогики:
В соответствии с указанными проблемами, задачи социальной педагогики как науки и практики можно разделить на две группы:
Первую группу образуют задачи, решение которых связано со становлением и развитием концептуального базиса социальной педагогики как науки.
Во вторую группу входят задачи, решение которых позволит реализовать эти концептуальные положения на практике.
При этом следует добавить, что структура социальной педагогики тождественна тем задачам, которые она призвана решать.
Концептуальный базис социальной педагогики состоит из:
Построение и развитие концептуального базиса социальной педагогики состоит в решении двух подгрупп задач, связанных соответственно с осмыслением сущности, содержания этапов структуры социального бытия личности и социально-педагогической деятельности.
Первая подгруппа задач:
Аналогичные задачи следует сформулировать и в отношении самоопределения и самореализации как социальных процессов. Социальная педагогика решает эти задачи прежде всего за счет наличия широких междисциплинарных связей с другими науками, в первую очередь с философией, социологией, психологией, социальной и педагогической психологией, педагогикой и акмеологией. По сути, социальная педагогика осуществляет осмысление и освоение положений о социализации, полученных и получаемых другими науками (философией, психологией, педагогикой и др.) и на основе этого строит междисциплинарную концепцию социализации и других видов социального бытия личности.
При рассмотрении второй группы концептуальных задач, прежде следует указать, что построение концепции социально-педагогической деятельности первостепенное значение имеет для реализации собственно педагогических функций социальной педагогики. Эти функции могут быть реализованы через построение социально-педагогических проектов и технологий.
Таким образом, построение концепции социально-педагогической деятельности предполагает:
Среди практических задач социальной педагогики наиболее важными являются:
Обобщая
рассмотренные положения о
Социальная педагогика раскрывает формы социального бытия индивида, механизмы трансляции социального опыта, становления и развития личности.
В
практическом аспекте
социальная педагогика
технологически обеспечивает
становление и
развитие личности,
устанавливает
Указанный технологический аспект социальной педагогики находит свое воплощение в феномене социальной работы (службы). В нашей стране потребность в социальной работе анализировалась в связи с кардинальными изменениями в экономической, политической и социальной жизни. Это выражается в необходимости оказывать компетентную социальную помощь населению, облегчающую адаптацию к новым условиям, осуществлять гуманизацию социокультурной среды, содействовать социальному формированию личности.
Указанные
функции ранее были возложены
на различные государственные
2.
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Результатом рефлексии над концептуальным базисом социальной педагогики является вычленение целого ряда основных принципов. Сама возможность построения системы таких принципов указывает на достаточную степень зрелости социальной педагогики как науки и практической дисциплины.
Принципы социальной педагогики - это ни что иное, как базисные принципы осмысления процесса становления и развития личности, а также организации их практической реализации.
Всего существует пять основных принципов:
гуманизм;
социальность развития;
системность;
поляризация
практика.
С принципом гуманизма в исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике связано утверждение трех идей:
- признание человека высшей социальной ценностью;
- признание человека целью общественного развития;
- признание человека высшим критерием оценки всех сфер общественной жизни вообще и любых социально-педагогических проектов и технологий.
Для социальной педагогики принцип социальности имеет принципиальное значение в трех аспектах:
- интегральной социальной природе (сущности) человека;
- социальной детерминации самого многоаспектного процесса становления и развития личности;
-
социальности бытия
функционирующей
личности.
Как
указывалось ранее, объектом социальной
педагогики является личность. Не вызывает
возражений и положение о динамической
природе личности. Это в свою очередь
предполагает, что в исследованиях и на
практике следует исходить из этого принципа.
Недооценка принципа развития в становлении
личности в теории и на практике выразилась
в гипертрофированном одностороннем понимании
принципа коллективизма и игнорировании
личностного развития. Таким образом,
принцип развития призван
подчеркивать динамическую
природу объекта социальной
педагогики - личности
в аспекте ее становления
и развития.
Содержание принципа системности раскрывается в следующих положениях:
- ориентация на междисциплинарный подход в исследовании и обеспечении процесса становления и развития личности;
- содержательное рассмотрение логики субординации и координации всех структурных компонентов социализации и личностного уровня бытия;
-
разработка социально-
Принцип
поляризации предполагает
рассмотрение в диалектическом
единстве самого процесса
социализации - его
форм, способов, аспектов (развития -
саморазвития, воспитания -
самовоспитания, субъкт-объектных
отношений и т. п.) и осмысление
природы личности и
личностного уровня
бытия как единства
противоположностей.
Информация о работе Социальная педагогика как научная дисциплина