Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:15, курсовая работа
Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию и социальную патологию.
Содержание
Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Молодежь как объект работы системы
социальных служб.................................................................................................9
1.1. Молодежь как особая социально - демографическая
группа.......................................................................................................................9
1.2. Социальная служба как субъект
социальной работы с молодежью........................................................................15
ГЛАВА 2. Анализ практической деятельности
системы социальных служб по решению проблем молодежи....................24
2.1. Анализ регионального опыта работы системы социальных служб
по решению проблем молодежи..........................................................................24
2.2 Оценка качества работы в решении проблем молодежи
отдела по работе с молодежью Администрации
МО Туапсинский район. .....................................................................................32
Заключение...........................................................................................................48
Список литературы.............................................................................................50
Приложение..........................................................................................................53
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Филиал Сочинского Государственного
Университета Туризма и Курортного Дела
Социально-педагогический центр «Орленок»
Курсовая работа
по дисциплине: «Социальная работа»
на тему: «Социальная работа с молодежью»
Выполнила:
Студентка 3 курса ОФО
Консультант:
СПЦ «Орленок», 2007 год
Содержание
Введение......................
ГЛАВА 1. Молодежь как объект работы системы
социальных служб.........................
1.1. Молодежь как особая социально - демографическая
группа........................
1.2. Социальная служба как субъект
социальной работы с молодежью.....................
ГЛАВА 2. Анализ практической деятельности
системы социальных служб по решению проблем молодежи....................24
2.1. Анализ регионального опыта работы системы социальных служб
по решению проблем молодежи......................
2.2 Оценка качества работы в решении проблем молодежи
отдела по работе с молодежью Администрации
МО Туапсинский район. ..............................
Заключение....................
Список литературы....................
Приложение....................
Введение
Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является не столько объектом воспитания, образования, социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию и социальную патологию.
Реформирование российского общества, социальное и экономическое развитие России и его регионов – субъектов РФ в значительной мере зависят от «молодежного фактора», в том числе от качеств и уровня развития, становления, функционирования социальной работы с различными категориями и группами молодого поколения.
Социальная работа с молодежью, как одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения, в ХХI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения и определяет, в конечном счете, молодого поколения россиян.
В связи с этим молодежная политика, социальная работа и социальная защита молодого поколения должны стать одним из главных приоритетов государства, а дальнейшее повсеместное становление и совершенствование социальных служб для молодого поколения – одной из основных задач российского государства [16, с.275] .
Взаимоотношения между государством и молодежью регламентируется такими документами как:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ФЗ РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ);
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» (ФЗ РФ от 19.05.1995 №82-ФЗ);
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Концепция Федеральной Целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. от 3.09.2005;
- Федеральный закон «О государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 19.08.2004;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000г. №1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России» (с изм. 2001-2005гг. от 29.05.02г);
- Стратегия государственной молодежной политики в российской Федерации от 18.12.2006;
- Краевая программа Краснодарского края «Молодежь Кубани»;
- Постановление главы МО Туапсинский район от 20.05.2005 года № 48 «О программе реализации государственной молодежной политики на территории муниципального образования Туапсинский район «Молодежь Туапсинского района» на 2005 – 2007 годы»;
- Постановление главы МО Туапсинский район от 30.07.2004 года № 256 «О муниципальной программе улучшения жилищных условий молодых семей Туапсинского района «Молодой семье – доступное жилье» на 2004 – 2012 годы».
Когда речь заходит о социальной работе с различными категориями подрастающего поколения, сами социальные работники, а так же ученые и политики говорят чаще всего о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения, о деформациях в отношении к труду юношей и девушек и др. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях.
В XX веке сложилось несколько научных школ, исследовавших молодежную проблематику и пытавшихся объяснять противоречивые особенности сознания и поведения подрастающего поколения. Наиболее представительными являются следующие: 1) психоаналитическая школа, которая исходит из основных положений психоанализа 3.Фрейда, его концепции жизненного пути личности, чьи мотивы поведения и характеристики сознания определены как атавистикой прошлых поколений, так и особенностями жизни, воспитания в раннем возрасте. Изучение проблем молодежи с позиций этого направления основывается на возрастных особенностях и свойственных им психических параметрах личности. Концепция (структура) сознания и поведения личности молодого человека базируется на постулатах 3.Фрейда, развитых и продвинутых его учениками и последователями (Э.Эриксон, Дж.Соррелс, А.Айхорн, и др.); 2) последователи структурно-функционалистской школы (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) анализировали сознание и поведение социальных групп, включая молодежь, системно в тесной взаимосвязи с окружающей социальной действительностью. После классиков структурно-функционального подхода в социологии этот подход, в том числе и при изучении молодежных проблем, разрабатывали их многочисленные последователи; 3) представители западной культурологической школы, основоположниками которой являлись П.Бергер, А.Шюц, Т.Лукман и другие; 4) изучали различные проявления сознания и поведения молодежи под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Западные ученые в XX веке исследовали мир молодежи непосредственно в ограниченной связи с бытием индивидов, соотнося его с конкретными идеями, мотивами поведения «реально действующих» молодых людей.
В нашей стране исследования молодежной проблематики охватывают четыре основных направления (типология, предложенная В.Чупровым и дополненная Е.Слуцким): 1) Антропологическое (психологическое или социально-психологическое). В его основе лежит концепция личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами [27, с.186]. Представителями этого направления являются Г.Андреева, Л.Архангельский, Л. Божович, В. Бочарова, Р. Гурова, Д. Эльконин. 2) структурно-функциональное направление сформировалось в 70-е годы XX века на основе общественной потребности в структурном (системном) анализе эмпирического объекта (молодежи) и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей социальной средой. Последователями указанного направления являются такие исследователи, как Н. Блинов, С. Быкова, В. Васильев, Ю. Волков, С. Гурьянов,и д.р. 3) Представители культурологического направления рассматривают сложный мир молодых людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы действий), которые отражаются в определенных типах культуры. Соответственно, мир молодого поколения интерпретировался через некую форму его субкультуры (С. Григорьев, Г. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, А. Капто, Б. Лисин, В. Левичева, В. Немировский,. Ю. Ожегов). 4) Интегративное (или ювенологическое) направление, суть которого заключается в синтезе выше указанных теорий (В. Лисовский, Ю. Манько, Е. Слуцкий, В. Чупров, Т. Шипунова и др.).
Вопросам социальной работы с различными категориями молодого поколения посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются такие аспекты, как история возникновения и развития, актуальность, содержание, технологии и методы осуществления отдельных направлений социальной работы с различными категориями молодежи, виды и способы оказываемой поддержки. Вместе с тем, рассмотрение проблемы социальной работы с подростками и молодежью носит достаточно общий и констатационный характер. В работах отечественных авторов, посвященных этой тематике, формулируются, как правило, общие требования к организации социальной работы, с различными представителями молодежной популяции, описание существующих форм деятельности и наличие больших затруднений и огромного количества проблем в данной области социальной деятельности.
Таким образом, возникает противоречие: в целом ряде трудов по вопросам социального обслуживания молодежи рассматривается вопрос о необходимости комплексного междисциплинарного подхода к решению социальных проблем молодежи, однако обоснованных конкретных предложений по организации такого рода обслуживания не имеется: отсутствует описание механизмов формирования и функционирования социальных учреждений, осуществляющих комплексную защиту и поддержку молодежи.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью скорейшей последовательной реализации комплексного подхода к организации социальной работы с молодежью. Теоретические и прикладные исследования проблем молодого поколения составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в мировой науке [21, с.72].
Так как тема нашей курсовой «Социальная работа с молодежью», то:
Цель – изучение опыта социальной работы с молодежью и разработка рекомендаций по организации работы социальных служб для решения проблем молодежи.
Объект нашего исследования – социально-демографическая группа населения в возрасте от 14 до 30 лет, т.е. «молодежь».
Предмет – деятельность социальных служб и других организаций по решению проблем молодежи.
В соответствии с поставленной целью и предметом исследования определенны следующие задачи:
- определение понятия молодежь и ее основных характеристик;
- изучение опыта социальной работы с молодежью;
- оценка качества работы в решении проблем молодежи на примере отдела по работе с молодежью Администрации МО Туапсинский район;
Методологическое основание: комплексный подход (установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий) системный подход (рассмотрение объекта исследования как системы, все компоненты рассматриваются в системе), личностно-ориентированный подход (личность рассматривается как субъект, результат и цель педагогического процесса), деятельностный подход (деятельность – это основа, средства и решающее условие развития личности).
Методы исследования: теоретический (изучение литературы и анализ научных трудов по теме исследования) и эмпирический (включенное и невключенное наблюдение, анкетирование, беседа, а так же принятие участия в мероприятиях, акциях, создании Молодежного Совета при Главе МО Туапсинский район).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической, которые в свою очередь состоят из четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Молодежь как объект работы системы социальных служб
1.1. Молодежь как особая социально - демографическая группа
Проблемы молодежи занимают видное место в социально-гуманитарной мысли различных цивилизаций. Со времен античной философии и до настоящего времени понимание молодежи, вопросов воспитания и обучения молодых, их служения родителям, государству и обществу остаются среди самых насущных проблем общества.