Содержание профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание

Цель нашей курсовой работы рассмотреть механизм развития системы и содержания профессионального образования.

Задача - достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального образования и многие другие задачи.

Новые времена выдвинули и новые ценности в системе образования и в педагогике как науке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1.Источники, проектирование и структура содержание профессионального образования 5

1.1.Источники формирования содержания профессионального образования 5

1.2.Проектирования содержания профессионального образования 9

1.3.Структура и содержание профессионального образования 15


ГЛАВА 2. Современное профессиональное образование 17

2.1. Проблема современного профессионального образования 17


Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая педагогика Катя (Автосохраненный).doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

      При этом на региональном уровне содержание структурных элементов, входящих в блочно-модульную учебную программу, предварительно уточняется в соответствии с национально-региональным компонентом стандарта и особенностями обучения в данном образовательном учреждении.

      Блочно-модульная  учебная программа может разрабатываться и на региональном уровне, при этом основой для нее является комплект стандартных структурных элементов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты стандарта. Такой подход позволяет учесть в рабочей учебно-программной документации федеральный компонент государственного стандарта при одновременной ориентации на потребности регионального или местного рынка труда.

      При отборе содержания обучения по специальности  учитывается принцип интегративности, т. е. уточняется, к какой профессии относится специальность, к какому производству или виду деятельности относится данная группа профессий.

      Анализ  отобранного (в конкретном направлении) содержания обучения проводится сверху вниз, по уровням. На вершине структурной лестницы располагаются знания, соответствующие отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или видам деятельности. Средний уровень знаний соответствует группам профессий, нижний — отдельным профессиям и специальностям.

      Структурирование  отобранного содержания обучения на макроуровне осуществляется посредством блочно-модульного подхода. Он позволяет выделить конкретный «носитель» содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы профессионального образования, ее адаптивность относительно изменяющихся социально-экономических условий.

      Использование блочно-модульного подхода при структурировании содержания обучения предполагает, что результаты анализа и разработки содержания профессионального обучения на каждом рассмотренном выше уровне группируются и оформляются в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов содержания — блоков и модулей, реализующих одну или несколько целей обучения.

      Анализ  содержания обучения в конкретном направлении начинается с профессий начального профессионального образования, рассматриваемого в системе непрерывного профессионального образования в качестве базового.

      После построения содержания обучения на макроуровне (стандарт, блочно-модульная учебная  программа для профессионального обучения в образовательном учреждении или блочно-модульная учебная программа для обучения в сфере занятости) раскрывается содержание соответствующих модульных единиц (предметов, предметных областей, видов практического обучения, работ).

      Анализ  содержания профессионального образования показывает, что все его компоненты являются либо объектами и предметами (предметы и средства производства, готовая продукция), либо процессами и явлениями (природные явления, экономические закономерности, технологические и трудовые процессы и т. п.). Введенные в учебный процесс, они становятся учебными элементами. Таким образом, учебные элементы — это познаваемые объекты и процессы действительности, введенные в учебный процесс в виде понятий, существенных признаков, взаимосвязей, законов, правил, принципов.

   В.В  Краевский и И.Я.Лернер выделяют три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании[4.с.-184]:

  1. уровень общего теоретического представления,
  2. уровень предмета,
  3. уровень учебного материала.

   На  уровне общего теоретического представления  государственный стандарт содержания профессионального образования  находит отражение в учебном плане учебного заведения. В учебном плане содержание образования представлено в свернутом виде.

   Модель  учебного плана — это документ, отражающий основные инвариантные структурные  компоненты содержания начального и  среднего профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах подготовки в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение. В ней указывается ориентировочное количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены и резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации.

   По  своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение на федеральном уровне и дополнительное обучение на региональном уровне.

   Обязательное  обучение включает два направления подготовки — общеобразовательную и профессиональную. Каждое направление подготовки предусматривает общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Учебный цикл — это совокупность предметов одной образовательной направленности.

   Общеобразовательная подготовка содержит гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с общепризнанными видами образования, профессиональная — общетехнический, общепрофессиональный и профессиональный циклы.

   Содержание  образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах и учебных курсах  или дисциплинах.

   Учебный предмет — это система научных  знаний, практических умений и навыков, которая позволяет учащимся (студентам) усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки либо те или иные стороны культуры, труда, производства.

   При проектировании содержания учебного предмета следует обращать особое внимание на то, чтобы оно способствовало развитию не только профессиональных, но и личностных качеств специалиста.

   Д.В. Чернилевский предлагает планирование учебного предмета, раскрывающее конкретизированные цели обучения, осуществлять на языке «знаний-заданий». Суть его в том, что цель задания определяется связями закономерного характера. Знание этих связей дает возможность обосновать и выбрать оптимальную структуру содержания учебного предмета на следующем этапе — «знания-содержания». Поэтому для рационального выбора необходимого учебного материала достаточно разрабатывать разнообразные типы самостоятельных задач, адекватных целям обучения[4.с.-192].

   Структура системы знаний-заданий учебного предмета может быть представлена в виде цепочки, которая постепенно усложняется: тренировочная задача -итоговое задание — комплексное задание. Успешное решение обучающимся комплексного задания свидетельствует, что цель обучения данному предмету достигнута и необходимость в проведении экзамена (зачета) отпадает. Как правило, эти задания включают в себя систему проблемных ситуаций, для решения которых необходимо уметь формулировать проблемы, разрабатывать планы их решения, выдвигать гипотезы и т. д.

   По  мнению Д.В.Чернилевского, система проектирования нового содержания учебного предмета предусматривает:

  1. определение перечня требований и вытекающих из них целей обучения, воспитания и развития, сформулированных на языке умений;
  2. разработку синтезирующего комплексного задания и формулирование перечня общенаучных умений по учебному предмету;
  3. построение дерева целей («древовидного графа») учебного предмета и выявление основных тем;
  4. формирование системы итоговых заданий и определение рациональной последовательности изучения тем учебного предмета;
  5. разработку целей обучения по каждому вопросу темы и перечня тренировочных заданий с определением целесообразной последовательности изучения этих вопросов;
  6. разработку фрагментов сквозной программы по специальности и формирование требований к базовым учебным предметам;
  7. проектирование системы знаний по учебному предмету и разработку учебных задач по каждой теме;
  8. психолого-педагогический анализ структурных моделей тем предмета и выявление на его основе инварианта структуры;
  9. выявление номенклатуры и разработку средств обучения, в том числе и фрагментов автоматизированных учебных курсов; периодическое обновление учебного материала.

   В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают, утверждают и реализуют профессиональные образовательные программы[5.с.-3].

   Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

   Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта. Составление профессиональной образовательной программы — это большая методическая и творческая работа. Некоторые учебные заведения используют конкретизированный учебный план.

   Рабочие учебные программы составляются непосредственно в учебном заведении. В соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности в рабочей учебной программе должны быть отражены и конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника, а также все дидактические единицы, относящиеся к данной учебной дисциплине.

   Авторские программы — это программы, разработанные  на основе государственного образовательного стандарта высококвалифицированными педагогами. Основное требование к ним — обеспечение уровня подготовки специалистов не ниже стандарта. В то же время нельзя допускать и перегрузку обучающихся.

   Проектирование  содержания образования на уровне учебного материала отражается в учебной  литературе, к которой относятся  учебники и учебные пособия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Структура и содержание профессионального образования

 

      В общем виде содержание профессионального  образования включает как профессиональную, так и общеобразовательную подготовку, представленные несколькими разными  блоками. Ниже приводится характеристика блоков профессиональной педагогики.

      Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств).

      Отраслевой  блок включает материал, содержащий:

    • общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли;
    • место профессии в системе разделения труда, сложившейся в отрасли (на производстве);
    • краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли;
    • сведения об охране труда на производстве, экологии производства и пр.

      Профессиональный  блок включает теоретический и практический учебный материал, служащий интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне.

      Профессиональный  блок является основным в обучении. Это касается как объема этого  блока, так и его значения. В  рамках профессионального блока  дается учебный материал, лежащий  в основе освоения соответствующих  видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.

      Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Министерства труда РФ.

      Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда.

Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они  важны для системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников.

      Блок  повышенного профессионального  образования (среднего профессионального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системой подготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача — довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характера) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образования, что позволяет выпускникам наряду с дипломом профессионального училища получить диплом техника (или младшего инженера).

      Бизнес-блоки  общеобразовательной  подготовки востребованы в современных условиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благоприятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоятельного дела.

      Блок  опережающей профессиональной подготовки включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освоение этого блока важно для высвобождаемых работников.

Информация о работе Содержание профессионального образования