Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).

Содержание

1. Введение 3
2. Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья 5
3. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов 12
4. Заключение 20
5. Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)


16

 

Министерство образования и науки РФ

Государственное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

 

 

 

Кафедра социально- педагогических наук,

социологии и политологии

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

Содержание социальной работы в реабилитационном центре  с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнена:

студенткой группы 3 «СР»

заочной формы обучения

факультета искусств,

социальных и гуманитарных наук

Фоминой Татьяной Владимировной

 

Научный руководитель – Шаин Ефим Григорьевич, кандидат педагогических наук, профессор

 

 

             

 

 

 

Тула-2010

Содержание

 

1. Введение                                                                                                      3

     2.  Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с     

          ограниченными возможностями здоровья                                             5

3.      Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов                                                                                                  12

4.      Заключение                                                                                                20

5.      Список литературы                                                                                   22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).

     Ежегодно 3 декабря по инициативе Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций отмечается Международный день инвалидов.

В Российской Федерации почти полмиллиона детей-инвалидов. Самой многочисленной возра­стной группой детей-инвалидов яв­ляются дети в возрасте 10—14 лет (43%), затем следует группа детей в возрасте 15 лет и старше (28%), группа в возрасте 4—7 лет (17%) и группа детей с рождения и до до­стижения возраста 3-х лет (12%).

    Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек — Министерство образования России, 29 тыс. человек — в домах-интернатах Минтруда России.

    В нашем регионе около пяти тысяч детей-инвалидов. В Тульской области действует « Долгосрочная целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2009-2012 годы».

Ухудшение экологической обстановки, высокий уро­вень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педа­гогических и медицинских проблем способствует увеличе­нию числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

     Подобная постановка вопроса актуализирует и соответствующую социальную работу с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. В настоящее время общие подходы к социальной работе с семьей нашли отражение в учебных пособиях Л. И. Акатова, Н. Ф. Басова, Н.Ф. Дивициной, В.И. Курбатова, О.В. Солодянкиной, Е.И. Холостовой, и других.

    Вместе с тем обозначенная проблема пока не получила полного решения.    В ситуации, когда многие семьи сталкиваются с проблемами воспитания детей, с ограниченными возможностями, эту роль взяли на себя социально-реабилитационные центры.

   С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффектив­ной квалифицированной помощи данной категории семей.

В связи с этим мы избрали темой исследования – «Содержание социальной работы в условиях социально-реабилитационного центра с семьями, воспитывающих детей-инвалидов».

Цель исследования: раскрыть содержание социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.

Объект исследования – социальная работа с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида.                                                                                          

Предмет исследования – особенности содержания социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра

Задачи:

- раскрыть основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

- рассмотреть возможности социально-реабилитационного центра  в помощи семьям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.

Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, обобщение.

 

 

 

 

1.   Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

      Социальная работа организуется среди различных типов семей, в том числе  вокруг семьей, воспитывающих детей-инвалидов. Теоретическое осмысление  проблемы такой категории семьи получило  в работах Л. И. Акатова, Н. Ф. Басов, Н.Ф. Дивициной, В.И. Курбатова,  О.В. Солодянкиной, Е.И. Холостовой.

Так Н.Ф. Басов  в своей работе «Социальная работа» выделяет следующие подходы к этому вопросу: « Социальная значимость семьи, имеющей в своем составе инвалидов, особенно возрастает, если речь идет о детях, поскольку именно от взаимоотношений такого ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отсюда одним из актуальнейших направлений социальной поддержки является совершенствование содержания и форм работы учреждений социального обслуживания семей, имеющих в своем составе инвалидов, повышение эффективности помощи таким семьям в воспитании, образовании, медицинском обслуживании, социальной адаптации и реабилитации.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

  В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанными инвалидами устанавливается группа инвалидности  I, II или III группы, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория " ребенок-инвалид ".

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы  в данной категории семьей возрастают, Жилье обычно не приспособлено для данной категории семьи. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники.

      Особенностями социальной работы с данной категорией семей является организация и проведение медико-социального патронажа, организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости». [13, с. 162]

      В.И. Курбатов в своей работе отмечает: «Содержание социальной работы – это социальная реабилитация с ограниченными возможностями и помощь в осознании  ими своих неотъемлимых человеческих прав. Поэтому в Рекомендации №1185 к реабилитационным программам, принятой на Парламентской Ассамблеи Совета Европы в 1992г., говорится: «Инвалидность -  это ограничения в возможностях,  обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными, и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью»

      По его мнению одним из важнейших факторов успешной реабилитации детей-инвалидов является их семья; уровень разводов в таких семьях весьма высок: до 50% отцов уходят из семей, где есть дети с ограниченными возможностями. То есть: проблемы воспитания ребенка-инвалида дополняется проблемами воспитания ребенка в неполной семье. В работе с родственниками ребенка-инвалида необходимо преодолевать проявляющие устойчивые стереотипы отношения к нему как существу неполноценному, второсортному. Именно в семье ребенок нередко особенно остро ощущает гиперопеку как следствие жалости, которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или, наоборот, отчужденное отношение со стороны окружающих.

Решение проблемы детской инвалидности должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых, -              это              профилактика               детской инвалидности, т.е., комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным.

     Во-вторых, - это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

     Одной из важнейших задач социальной работы является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминации в обществе». [10, с. 464]

Знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители поможет социальным работникам более эффективно организовывать сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

     По мнению   Л.И.  Акатова, появление ребенка с ограни­ченными возможностями действует на родителей удручающе, рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа.

Он выделяют несколько схем по­ведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект; [1, с. 265]

1.  Принятие ребенка и его дефекта — родители прини­мают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отно­шению к ребенку настоящую преданность. В большинстве случаев ве­ра в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страда­ет дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ре­бенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и на­стаивают на высокой успешности его деятельности.

3.  Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранителъства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и за­щищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Ано­мальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на ин­фантильном уровне.

4.  Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботли­вым, предупредительным воспитанием. Родители «переги­бают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5.  Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, вра­чей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и ано­мальному ребенку.

   Ребенок с дефектом является для родителей не только ис­точником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям.

     К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозри­тельность, недоверие к другим людям.

     Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожале­нию, не подготовлено к восприятию таких детей.

Н.Ф. Дивицина отмечает следующие изменения  функций в семьях, имеющих ребенка-инвалида; [5, с. 261]

Нарушается репродуктивная функция. Родители, из-за боязни повторения ситуации отказыва­ются от рождения других детей.

Информация о работе Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов