Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа
Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).
1. Введение 3
2. Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья 5
3. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов 12
4. Заключение 20
5. Список литературы 22
16
Министерство образования и науки РФ
Государственное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Кафедра социально- педагогических наук,
социологии и политологии
Курсовая работа
на тему:
Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов
Выполнена:
студенткой группы 3 «СР»
заочной формы обучения
факультета искусств,
социальных и гуманитарных наук
Фоминой Татьяной Владимировной
Научный руководитель – Шаин Ефим Григорьевич, кандидат педагогических наук, профессор
Тула-2010
Содержание
1. Введение
2. Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
3. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).
Ежегодно 3 декабря по инициативе Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций отмечается Международный день инвалидов.
В Российской Федерации почти полмиллиона детей-инвалидов. Самой многочисленной возрастной группой детей-инвалидов являются дети в возрасте 10—14 лет (43%), затем следует группа детей в возрасте 15 лет и старше (28%), группа в возрасте 4—7 лет (17%) и группа детей с рождения и до достижения возраста 3-х лет (12%).
Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек — Министерство образования России, 29 тыс. человек — в домах-интернатах Минтруда России.
В нашем регионе около пяти тысяч детей-инвалидов. В Тульской области действует « Долгосрочная целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2009-2012 годы».
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Подобная постановка вопроса актуализирует и соответствующую социальную работу с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. В настоящее время общие подходы к социальной работе с семьей нашли отражение в учебных пособиях Л. И. Акатова, Н. Ф. Басова, Н.Ф. Дивициной, В.И. Курбатова, О.В. Солодянкиной, Е.И. Холостовой, и других.
Вместе с тем обозначенная проблема пока не получила полного решения. В ситуации, когда многие семьи сталкиваются с проблемами воспитания детей, с ограниченными возможностями, эту роль взяли на себя социально-реабилитационные центры.
С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории семей.
В связи с этим мы избрали темой исследования – «Содержание социальной работы в условиях социально-реабилитационного центра с семьями, воспитывающих детей-инвалидов».
Цель исследования: раскрыть содержание социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.
Объект исследования – социальная работа с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида.
Предмет исследования – особенности содержания социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра
Задачи:
- раскрыть основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
- рассмотреть возможности социально-реабилитационного центра в помощи семьям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, обобщение.
1. Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Социальная работа организуется среди различных типов семей, в том числе вокруг семьей, воспитывающих детей-инвалидов. Теоретическое осмысление проблемы такой категории семьи получило в работах Л. И. Акатова, Н. Ф. Басов, Н.Ф. Дивициной, В.И. Курбатова, О.В. Солодянкиной, Е.И. Холостовой.
Так Н.Ф. Басов в своей работе «Социальная работа» выделяет следующие подходы к этому вопросу: « Социальная значимость семьи, имеющей в своем составе инвалидов, особенно возрастает, если речь идет о детях, поскольку именно от взаимоотношений такого ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отсюда одним из актуальнейших направлений социальной поддержки является совершенствование содержания и форм работы учреждений социального обслуживания семей, имеющих в своем составе инвалидов, повышение эффективности помощи таким семьям в воспитании, образовании, медицинском обслуживании, социальной адаптации и реабилитации.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанными инвалидами устанавливается группа инвалидности I, II или III группы, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория " ребенок-инвалид ".
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы в данной категории семьей возрастают, Жилье обычно не приспособлено для данной категории семьи. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники.
Особенностями социальной работы с данной категорией семей является организация и проведение медико-социального патронажа, организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости». [13, с. 162]
В.И. Курбатов в своей работе отмечает: «Содержание социальной работы – это социальная реабилитация с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлимых человеческих прав. Поэтому в Рекомендации №1185 к реабилитационным программам, принятой на Парламентской Ассамблеи Совета Европы в 1992г., говорится: «Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными, и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью»
По его мнению одним из важнейших факторов успешной реабилитации детей-инвалидов является их семья; уровень разводов в таких семьях весьма высок: до 50% отцов уходят из семей, где есть дети с ограниченными возможностями. То есть: проблемы воспитания ребенка-инвалида дополняется проблемами воспитания ребенка в неполной семье. В работе с родственниками ребенка-инвалида необходимо преодолевать проявляющие устойчивые стереотипы отношения к нему как существу неполноценному, второсортному. Именно в семье ребенок нередко особенно остро ощущает гиперопеку как следствие жалости, которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или, наоборот, отчужденное отношение со стороны окружающих.
Решение проблемы детской инвалидности должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых, - это профилактика детской инвалидности, т.е., комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным.
Во-вторых, - это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
Одной из важнейших задач социальной работы является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминации в обществе». [10, с. 464]
Знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители поможет социальным работникам более эффективно организовывать сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
По мнению Л.И. Акатова, появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе, рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа.
Он выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект; [1, с. 265]
1. Принятие ребенка и его дефекта — родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.
3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранителъства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.
4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.
Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям.
К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозрительность, недоверие к другим людям.
Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей.
Н.Ф. Дивицина отмечает следующие изменения функций в семьях, имеющих ребенка-инвалида; [5, с. 261]
Нарушается репродуктивная функция. Родители, из-за боязни повторения ситуации отказываются от рождения других детей.