Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).

Содержание

1. Введение 3
2. Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья 5
3. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов 12
4. Заключение 20
5. Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Ослабевает экономическая функция. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение ко­торого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть материальной от­ветственности за членов семьи ложится на плечи отца. В то же время особые нужды ребенка с отклонениями в развитии требу­ют дополнительных материальных затрат. (Свыше 90% инвалидов находятся за чертой бедности).

Нарушается восстановительная функция. Посвящая все свое время лечению и воспитанию ребенка, в семье часто забывают о совместном проведении досуга и отдыхе. У родителей больных детей практически не остается свободного времени, они редко посещают театры, музеи, культурно-массовые мероприятия. Их домашний досуг сведен к минимуму.

Искажается и функция первичного социального контроля. Процесс взросления ребенка растягивается на неопределенное время. Вырастая, дети с нарушениями в развитии не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение.

Роль хозяйственно-бытовой функции возрастает, так как ре­бенок с особыми потребностями требует особого ухода.

Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, важными становятся такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ре­бенка, достижение им материальной независимости и социаль­ной адаптации.

     О.В. Солодянкина уделяет огромное внимание роли семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье» она рассматривает: взаимоотношения в семье, обучение детей, педагогическое просвещение родителей, отношения к ребенку, отношение общества к ребенку-инвалиду;[12, c.10]

Взаимоотношения в семье. Рождение больного малыша изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье ока­зываются лишенными родительского внимания.

Педагогическое просвещение родителей. Родители, воспи­тывающие ребенка с нарушением здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как ему помочь. Отсутствие социальных учреждений во многих регионах осложняет воспитание и развитие ребенка с нарушением здоровья.

Отношение к ребенку: родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают.

    Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаи­модействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.

Практика работы с семьями детей-инвалидов показывает, что такие семьи по отношению к про­блеме можно условно подразделить на две группы.

Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструк­тивный характер, не углубляются в длительные пережива­ния случившегося, пытаются более эффективно приспосо­биться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструк­тивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему.

Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструк­тивный характер, который может выражаться в форме:

-              игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»);

-              жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка;

    - акцентуации на проблеме семьи.

      Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нару­шениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Таким образом, рассмотрев мнения специалистов можно выделить общие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Наиболее значимыми из них являются; психологические, медико-социальные,  материально-бытовые, финансовые, жилищные.

      Из этого следует, что семья, в которой есть ребенок с ограни­ченными возможностями здоровья, — это особый объект внимания.

Социальная поддержка таких семей – решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенка: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.

В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой зако­на. В ней закреплено право детей с отклонениями в разви­тии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, кото­рая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечиваю­щих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в со­циальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

  В своей работе Холстова Е.И. «Социальная работа с инвалидами» рассматривает основные принципы и структуру социальной реабилитации; [19, c. 40]

Первоначально социальная политика, адресованная инвалидам, была основана на принципах изоляции и компенсации.  Инвалиды, таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект заботы и попечения.

Принцип компенсации сводится лишь к возмещению тех ущербов, которые имеются у инвалида, в денежной или иной компенсационной форме. Однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в общество.

Изменение идеологии политики в отношении инвалидов, привело к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип       социального устройства современного общества – принцип равных социальных прав и возможностей индивида, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей.

Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Этот принцип, в зарубежных странах воплощается в качестве программы «Формируй свою жизнь».

  Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению.

Наша задача рассмотреть возможности реабилитационного Центра в помощи  реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.  Следует  дать понятие, что же такое реабилитация.

  Понятие реабилитации дает Постановление — Приказ Мин­труда и социального развития РФ и Минздрава РФ № 1/30 от 29.01.97 г. «Реабилитация инвалидов — процесс и система меди­цинских, психологических, педагогических, социально-эко­номических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедея­тельности, вызванных нарушением здоровья со стойким рас­стройством функций организма». Целью реабилитации являют­ся восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

      Н.Ф. Дивицина в работе «Социальная работа с детьми группы риска» выделила  некоторые принципы и направления  работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями; [5, c. 271]

- Медицинская реабилитация — состоит из восстанови­тельной терапии, реконструктивной хирургии и протези­рования.

-   Социально-экономическая реабилитация — это комплекс мер по обеспечению жилищем, осуществление мероприя­тий, поддерживающих уверенность в том, что лицо с огра­ниченными возможностями является полезным членом общества, материальная поддержка инвалидов или семьи с ребенком-инвалидом, выплата пенсий, пособий и т. п.

-  Профессиональная реабилитация,  включающая  про­фессиональную ориентацию, профессиональное образо­вание, профессионально производственную адаптацию и трудовое устройство.

-  Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление не­обходимых протезов, создания условий для самообслужи­вания и независимого существования.

-  Педагогическая реабилитация включает мероприятия воспитательного характера в отношении детей-инвали­дов, направленные на то, чтобы ребенок овладел необхо­димыми умениями и навыками но самообслуживанию,
получил школьное образование. Важнейшей задачей при этом является выработка у ребенка психологической уве­ренности в собственных силах.

-  Психологическая реабилитация включает воздействие на психическую сферу, направленное на преодоление в сознании инвалида представления о бесполезности ле­чения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-воспитательных мероприятий.

-  В последнее время важное значение приобретает спортив­ная реабилитация для укрепления физического здоровья, улучшения психического состояния, выработки положи­тельных установок в повседневной жизни.

  Накопленный опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, говорит о том; что существует более эффективный путь компенсации дефекта. Одним из направлений такой рабо­ты является социальная реабилитация. Она приобретает все большее значение как процесс, осуществляемый в рамках об­щего реабилитационного процесса или самостоятельно-на­правленный на раскрытие и реализацию творческого потен­циала ребенка, формирование его как личности, способной адаптироваться в условиях изменяющейся социальной среды, имеющих отклонения в развитии. Это говорит о том, что сущест­вует более эффективный путь компенсации дефекта.

Такая возможность возникает тогда, когда акцент в работе с ре­бенком делается не на дефект сам по себе, а на работу с человеком.

Одним из направлений такой работы является социальная реабилитация.

В Российской энциклопедии социальной работы/ Под. ред. А.М.Панова и Е.И. Холостовой дается такое  определение социальной реабилитации. Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности.

Н.Ф. Дивицина определяет цель социальной реабилитации в своей работе; [5, c. 273]

Цель социальной реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация, устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Социальная реабилитация включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство.

В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на ребенка-инвалида.

На микроуровне социальной реабилитации ребенок-инвалид рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с семьей. Основной функцией здесь является воспитание нетипичного ребенка, развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности.

На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институты образования, социальной работы, медицинские учреждении.

На макроуровне целью осуществления социальной политики государством выступает интеграция детей-инвалидов  в общество.

Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает воздействие, как на макро-, так и на микроуровни.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями, по единому мнению специалистов в этой области, должна начинаться с семьи. Н.Ф. Дивицина  в своей работе «Семьеведение», указывает на определяющую роль в  результатах реабилитации,  членов семьи, особенно матери; [7, c. 231] но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно- профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами семей детей- инвалидов. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совете, помощи. Характер реабилитационной работы с ребенком-инвалидом в семье определяется особенностью заболевания. Поэтому для проведения указанной работы родители детей-инвалидов должны иметь определенные навыки, необходимые знания, время и средства.

Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов, работают социальные реабилитационные центры. Кроме того, при центрах социального обслуживания семьи и детей открываются отделения реабилитации.

Информация о работе Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов