Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа
Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).
1. Введение 3
2. Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья 5
3. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов 12
4. Заключение 20
5. Список литературы 22
Ослабевает экономическая функция. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть материальной ответственности за членов семьи ложится на плечи отца. В то же время особые нужды ребенка с отклонениями в развитии требуют дополнительных материальных затрат. (Свыше 90% инвалидов находятся за чертой бедности).
Нарушается восстановительная функция. Посвящая все свое время лечению и воспитанию ребенка, в семье часто забывают о совместном проведении досуга и отдыхе. У родителей больных детей практически не остается свободного времени, они редко посещают театры, музеи, культурно-массовые мероприятия. Их домашний досуг сведен к минимуму.
Искажается и функция первичного социального контроля. Процесс взросления ребенка растягивается на неопределенное время. Вырастая, дети с нарушениями в развитии не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение.
Роль хозяйственно-бытовой функции возрастает, так как ребенок с особыми потребностями требует особого ухода.
Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, важными становятся такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.
О.В. Солодянкина уделяет огромное внимание роли семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье» она рассматривает: взаимоотношения в семье, обучение детей, педагогическое просвещение родителей, отношения к ребенку, отношение общества к ребенку-инвалиду;[12, c.10]
Взаимоотношения в семье. Рождение больного малыша изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишенными родительского внимания.
Педагогическое просвещение родителей. Родители, воспитывающие ребенка с нарушением здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как ему помочь. Отсутствие социальных учреждений во многих регионах осложняет воспитание и развитие ребенка с нарушением здоровья.
Отношение к ребенку: родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают.
Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.
Практика работы с семьями детей-инвалидов показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно подразделить на две группы.
Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему.
Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:
- игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»);
- жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка;
- акцентуации на проблеме семьи.
Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Таким образом, рассмотрев мнения специалистов можно выделить общие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Наиболее значимыми из них являются; психологические, медико-социальные, материально-бытовые, финансовые, жилищные.
Из этого следует, что семья, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, — это особый объект внимания.
Социальная поддержка таких семей – решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенка: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
2. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
В своей работе Холстова Е.И. «Социальная работа с инвалидами» рассматривает основные принципы и структуру социальной реабилитации; [19, c. 40]
Первоначально социальная политика, адресованная инвалидам, была основана на принципах изоляции и компенсации. Инвалиды, таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект заботы и попечения.
Принцип компенсации сводится лишь к возмещению тех ущербов, которые имеются у инвалида, в денежной или иной компенсационной форме. Однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в общество.
Изменение идеологии политики в отношении инвалидов, привело к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип социального устройства современного общества – принцип равных социальных прав и возможностей индивида, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей.
Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Этот принцип, в зарубежных странах воплощается в качестве программы «Формируй свою жизнь».
Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению.
Наша задача рассмотреть возможности реабилитационного Центра в помощи реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует дать понятие, что же такое реабилитация.
Понятие реабилитации дает Постановление — Приказ Минтруда и социального развития РФ и Минздрава РФ № 1/30 от 29.01.97 г. «Реабилитация инвалидов — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма». Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Н.Ф. Дивицина в работе «Социальная работа с детьми группы риска» выделила некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями; [5, c. 271]
- Медицинская реабилитация — состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии и протезирования.
- Социально-экономическая реабилитация — это комплекс мер по обеспечению жилищем, осуществление мероприятий, поддерживающих уверенность в том, что лицо с ограниченными возможностями является полезным членом общества, материальная поддержка инвалидов или семьи с ребенком-инвалидом, выплата пенсий, пособий и т. п.
- Профессиональная реабилитация, включающая профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально производственную адаптацию и трудовое устройство.
- Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление необходимых протезов, создания условий для самообслуживания и независимого существования.
- Педагогическая реабилитация включает мероприятия воспитательного характера в отношении детей-инвалидов, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками но самообслуживанию,
получил школьное образование. Важнейшей задачей при этом является выработка у ребенка психологической уверенности в собственных силах.
- Психологическая реабилитация включает воздействие на психическую сферу, направленное на преодоление в сознании инвалида представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-воспитательных мероприятий.
- В последнее время важное значение приобретает спортивная реабилитация для укрепления физического здоровья, улучшения психического состояния, выработки положительных установок в повседневной жизни.
Накопленный опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, говорит о том; что существует более эффективный путь компенсации дефекта. Одним из направлений такой работы является социальная реабилитация. Она приобретает все большее значение как процесс, осуществляемый в рамках общего реабилитационного процесса или самостоятельно-направленный на раскрытие и реализацию творческого потенциала ребенка, формирование его как личности, способной адаптироваться в условиях изменяющейся социальной среды, имеющих отклонения в развитии. Это говорит о том, что существует более эффективный путь компенсации дефекта.
Такая возможность возникает тогда, когда акцент в работе с ребенком делается не на дефект сам по себе, а на работу с человеком.
Одним из направлений такой работы является социальная реабилитация.
В Российской энциклопедии социальной работы/ Под. ред. А.М.Панова и Е.И. Холостовой дается такое определение социальной реабилитации. Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности.
Н.Ф. Дивицина определяет цель социальной реабилитации в своей работе; [5, c. 273]
Цель социальной реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация, устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Социальная реабилитация включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство.
В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на ребенка-инвалида.
На микроуровне социальной реабилитации ребенок-инвалид рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с семьей. Основной функцией здесь является воспитание нетипичного ребенка, развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности.
На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институты образования, социальной работы, медицинские учреждении.
На макроуровне целью осуществления социальной политики государством выступает интеграция детей-инвалидов в общество.
Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает воздействие, как на макро-, так и на микроуровни.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями, по единому мнению специалистов в этой области, должна начинаться с семьи. Н.Ф. Дивицина в своей работе «Семьеведение», указывает на определяющую роль в результатах реабилитации, членов семьи, особенно матери; [7, c. 231] но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно- профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами семей детей- инвалидов. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совете, помощи. Характер реабилитационной работы с ребенком-инвалидом в семье определяется особенностью заболевания. Поэтому для проведения указанной работы родители детей-инвалидов должны иметь определенные навыки, необходимые знания, время и средства.
Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов, работают социальные реабилитационные центры. Кроме того, при центрах социального обслуживания семьи и детей открываются отделения реабилитации.