Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа
Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).
1. Введение 3
2. Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья 5
3. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов 12
4. Заключение 20
5. Список литературы 22
Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений является их многопрофильность, где помощь оказывается детям-инвалидам с различной патологией.
Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых Центрами, весьма широк. Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в Центре; амбулаторное обслуживание семей с детьми с получением консультаций специалистов.
Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение и др. Социальная реабилитация включает в себя работу с семьями, где воспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических консультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу летнего реабилитационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий. Изыскиваются возможности и для дополнительной материальной помощи—новогодние подарки, приобретение продуктов, одежды и обуви, канцтоваров.
Разнообразны виды психологической реабилитации: консультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика,
Коррекционно-педагогическая реабилитация, проводимая Центром, включает в себя консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения, так как у родителей детей-инвалидов существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работает психолого-медико-
Обязательной является и профессиональная реабилитация: работа различных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, возможности. Этому способствует работа оздоровительных секций на стадионе, проведение спортивно-культурных, мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводится действующим клубом, кружками. Помогают в этом деле регулярные экскурсии, культурно-массовые мероприятия с участием детей и их родителей посещение театров, музее.
В «Социальной реабилитации» Е.И. Холостовой и Н.Ф. Деменьтьевой реабилитационные учреждения имеют свою квалификацию и выполняют определенные задачи; [20,c.231]
По организационно-правовым формам реабилитационные учреждения разделяются на государственные, муниципальные, негосударственные.
Основными задачами реабилитационных учреждений являются:
- разработка плана и индивидуальных программ в проведении реабилитации
инвалидов и их семей
- проведение медицинской реабилитации инвалидов
- проведение социальной реабилитации инвалидов
- оказание консультативно-методической помощи семьям
- контроль над процессом реабилитации инвалидов и их семей.
По типологии реабилитационные учреждения подразделяются на реабилитационные центры, реабилитационные отделения, реабилитационные кабинеты.
Реабилитационные центры как правило, являются многопрофильными, комплексными, в структуре которых представлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая.
Реабилитационные отделения, оказывающие более узкий объем реабилитационных услуг, являющиеся структурными подразделениями больниц восстановительного лечения, учебного заведения для инвалидов, дома-интерната, центра социального обслуживания, другого учреждения медико-социального или профессионального профиля являются наиболее рациональными в плане организации.
Основными задачами отделения являются:
- определение потребности инвалида в различных видах социальной помощи;
- участие в составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Кабинеты реабилитации являются менее масштабным, по числу реабилитационных услуг, однако потребность в них достаточно велика.
Кабинет социальной реабилитации инвалидов является структурным подразделением больницы восстановительного лечения, поликлиники, учебного заведения для инвалидов, дома-интерната, центра социального обслуживания, специализированного предприятия, иного учреждения медицинского, профессионального, социального назначения предназначается для практического осуществления различных видов социальной реабилитации инвалидов.
Кабинет социальной реабилитации инвалидов осуществляет социальную реабилитацию инвалидов в полном объеме или отдельные ее этапы.
При проведении социальной реабилитации кабинет работает в тесном контакте с кабинетом (отделением) восстановительного лечения (медицинской реабилитации) и кабинетом профессиональной реабилитации инвалидов.
Основными задачами кабинета являются;
- информирование инвалида и его семьи по вопросам социальной реабилитации;
- определение потребности инвалида в различных видах социальной реабилитации;
- подготовка инвалида к независимому образу жизни (обучение основам самообслуживания, ведению хозяйства, пользованию бытовыми приборами, техническими приспособлениями);
-обучение членов семьи инвалида правилам ухода за ним и навыкам общения.
Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что работа реабилитационного Центра в возможностях помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов имеет комплексный и многопрофильный характер.
Заключение
Проблема изучения семей, в которых воспитываются дети-инвалиды является в современном российском обществе очень актуальной. Это обусловлено рядом причин, наиболее значимыми из которых являются: увеличение числа таких семей в связи ухудшением экологического состояния окружающей среды, наследственных заболеваний, кризисные явления в обществе окончательно усугубили ее положение. Именно поэтому мы считаем столь необходимой и значимой социальную работу с такими семьями.
Перед семьями, имеющими детей-инвалидов, остро стоят те же проблемы, которые присуши каждой семье нашего общества.
Но наряду с общими проблемами, у таких семей есть ряд проблем, присущих только им. Как правило, эта категория семей оказывается самой уязвимой.
Именно это стало причиной того, что первую главу мы посвятили рассмотрению проблем в семьей, воспитывающих ребенка-инвалида.
Нами были определены основные проблемы. Такими являются, например: проблемы психологического комфорта, проблемы финансового характера, проблемы жилищного вопроса и др.
Сегодня на семью навалилось столько проблем, что самостоятельно с ними справиться она не может. Это связано с перестройкой нашего общества в целом и с экономическими и идеологическими процессами, происходящими в нем.
Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной социальной работой, включающей комплексный характер помощи.
В следствии чего, вторая глава нашего исследования посвящена работе реабилитационного Центра.
Анализ литературы, позволил выявить, принципы работы реабилитационного Центра, которыми может руководствоваться социальный работник при осуществлении помощи такой категории семей:
- расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в
общественную жизнь;
- содействие комплексной диагностики и раннего начала образовательного
процесса;
- предоставление полноценной информации о социальных институтах помощи;
- налаживание семейного микроклимата;
- организация психологической поддержки семьи;
- организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и
интересов;
Исходя из выше сказанного, мы можем сказать, что дальнейшее изучение социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, является очень актуальной, так как обозначенная проблема не получила еще полного решения.
Список литературы
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
2. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб/ пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова. – М.: Издательский центр « Академия», 2001. – 192с.
3. Всеобщая Декларация прав человека. ООН, 1948.
4. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Багаева – 2-е изд. – М.: Феникс , 2006.
5. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: Краткий курс лекций / Н.Ф. Дивицына. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 351с.
6. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] : Конспект лекций/ Н.Ф. Дивицина. – Ростов н/Д : «Феникс», 2005. – 285с.
7. Дивицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: Учеб. пособие / Н.Ф.Дивицина. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ГПСС, 2006. – 325с.
8. Дудка В. Сегодня – Международный день инвалидов [Текст]
/В.Дудка//Тульские известия. -2009. - 3декабря.
9. Конституция Российской Федерации, 1993
10. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие / В. И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005. – 576с.
11. Современная энциклопедия социальной работы [Тест] / Под Ред. Академика РАН В.И.Жукова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.
12. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ. – 2007. – 80с.
13. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред.д.п.н.
Проф. Н.Ф. Басова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 364с.
14. Смолякова Т. Групповое измерение [Текст] / Т. Смолякова// Российская
газета. 2009. – 3декабря
15. Справочник социального работника / В. Д. Альперович ( и др.) [Текст]:
под общ. ред. Е. П. Агапова, В. А Шапинского. - Ростов н/Д.: Феникс,
2006. – 336с.
16. Справочник социального педагога [Текст]: защита детства в Российской
Федерации / Т. Н. Поддубная ,А. О. Поддубный ; науч. ред.
Н.Р.Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 473с.
17. Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для вузов
/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2001. – 341с.
18. Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие -3-е изд /
Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,
2006. – 668с.
19. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное
пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 240с.
20.Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/
Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, - 2002. – 340с.
21. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети [Текст]: Настольная книга для родителей
о воспитании счастливых детей / В.М. Целуйко. – Екатеринбург: У-
Фактория ; М.: АСТ МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ,2008.- 430с.
22. Шаин, Е. Г. Методические указания студентам по дисциплине
«Психология семьи и семейного воспитания» [Текст]: Учеб. пособие /
Авт.-сост. Е. Г. Шаин. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н.
Толстого, 2008. -70с.
23. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текс т]:
Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина. СПБ.: Питер, 2004
24. Федеральный закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ « О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
25. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».