Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).

Содержание

1. Введение 3
2. Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с
ограниченными возможностями здоровья 5
3. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов 12
4. Заключение 20
5. Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений является их многопрофильность, где помощь оказывается детям-инвалидам с различной патологией.

Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых Центрами, весьма широк. Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в Центре; амбулаторное обслуживание семей с детьми с получением консультаций специалистов.

    Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексоте­рапию, медикаментозное лечение и др. Социальная реабили­тация включает в себя работу с семьями, где воспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических кон­сультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу лет­него реабилитационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий. Изыскиваются возможности и для допол­нительной материальной помощи—новогодние подарки, приоб­ретение продуктов, одежды и обуви, канцтоваров.

  Разнообразны виды психологической реабилитации: кон­сультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика,

  Коррекционно-педагогическая реабилитация, проводимая Центром, включает в себя консультирование родителей по вопро­сам воспитания и обучения, так как у родителей детей-инвали­дов существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работает пси­холого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как в Центре, так и на дому.

  Обязательной является и профессиональная реабилитация: работа различных кружков, компьютерное развивающее обуче­ние, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, воз­можности. Этому способствует работа оздоровительных секций на стадионе, проведение спортивно-культурных, мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводится действующим клубом, кружками. Помогают в этом деле регулярные экскурсии, культурно-массовые мероприятия с участием детей и их родителей посещение театров, музее.

  В «Социальной реабилитации»  Е.И. Холостовой и Н.Ф. Деменьтьевой  реабилитационные учреждения имеют свою квалификацию и выполняют определенные задачи; [20,c.231]

  По организационно-правовым формам реабилитационные учреждения разделяются на государственные, муниципальные, негосударственные.

  Основными задачами реабилитационных учреждений являются:

- разработка плана и индивидуальных программ в проведении реабилитации  

  инвалидов и их семей

- проведение медицинской реабилитации инвалидов

- проведение социальной реабилитации инвалидов

- оказание консультативно-методической помощи семьям

- контроль над процессом реабилитации инвалидов и их семей.

     По типологии реабилитационные учреждения подразделяются на реабилитационные центры, реабилитационные отделения, реабилитационные кабинеты.

    Реабилитационные центры как правило, являются мно­гопрофильными, комплексными, в структуре которых пред­ставлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая.

Реабилитационные отделения, оказывающие более уз­кий объем реабилитационных услуг, являющиеся струк­турными подразделениями больниц восстановительного лечения, учебного заведения для инвалидов, дома-интерната, центра социального обслуживания, другого учрежде­ния медико-социального или профессионального профиля являются наиболее рациональными в плане организации.

Основными задачами отделения являются:

- определение потребности инвалида в различных ви­дах социальной помощи;

- участие в составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

      Кабинеты реабилитации являются менее масштабным, по числу реабилитационных услуг, однако потребность в них достаточно велика.

Кабинет социальной реабилитации инвалидов является структурным подразделением больницы восстановительно­го лечения, поликлиники, учебного заведения для инвали­дов, дома-интерната, центра социального обслуживания, специализированного предприятия, иного учреждения ме­дицинского, профессионального, социального назначения предназначается для практического осуществления различ­ных видов социальной реабилитации инвалидов.

Кабинет социальной реабилитации инвалидов осуще­ствляет социальную реабилитацию инвалидов в полном объе­ме или отдельные ее этапы.

При проведении социальной реабилитации кабинет ра­ботает в тесном контакте с кабинетом (отделением) восста­новительного лечения (медицинской реабилитации) и каби­нетом профессиональной реабилитации инвалидов.

Основными задачами кабинета являются;

- информирование инвалида и его семьи по вопросам социальной реабилитации;

- определение потребности инвалида в различных ви­дах социальной реабилитации;

- подготовка инвалида к независимому образу жизни (обучение основам самообслуживания, ведению хозяйства, пользованию бытовыми приборами, техническими приспо­соблениями);

-обучение членов семьи инвалида правилам ухода за ним и навыкам общения.

    Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что работа реабилитационного Центра в возможностях помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов имеет комплексный и многопрофильный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Заключение

   Проблема  изучения семей, в которых воспитываются дети-инвалиды является в современном российском обществе очень актуальной. Это обусловлено рядом причин, наиболее значимыми из которых являются: увеличение числа таких семей в связи ухудшением экологического состояния окружающей среды, наследственных заболеваний, кризисные явления в обществе окончательно усугубили ее положение. Именно поэтому мы считаем столь необходимой и значимой социальную работу  с такими семьями.

   Перед семьями, имеющими детей-инвалидов, остро стоят те же проблемы, которые присуши каждой семье нашего общества.

   Но наряду с общими проблемами, у таких семей есть ряд проблем, присущих только им. Как правило, эта категория семей оказывается самой уязвимой.   

   Именно это стало причиной того, что первую главу мы посвятили рассмотрению проблем  в семьей, воспитывающих ребенка-инвалида.

      Нами были определены основные проблемы. Такими являются, например: проблемы психологического комфорта, проблемы финансового характера, проблемы жилищного вопроса и др.

      Се­годня на семью навалилось столько проблем, что само­стоятельно с ними справиться она не может. Это связано с пере­стройкой нашего общества в целом и с экономическими и идеологическими процессами, происходящими в нем.

Успешность решения этих проблем напрямую связана с целенаправленной социальной работой, включающей комплексный характер помощи.

В следствии чего, вторая глава нашего исследования посвящена работе реабилитационного Центра.

Анализ литературы, позволил выявить, принципы работы реабилитационного  Центра, которыми может руководствоваться социальный работник при осуществлении помощи такой категории семей:

- расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в

   общественную жизнь;

 

- содействие комплексной диагностики и раннего начала образовательного

   процесса;

- предоставление полноценной информации о социальных институтах помощи;

- налаживание семейного микроклимата;

- организация психологической поддержки семьи;

- организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и

   интересов;

      Исходя из выше сказанного, мы можем сказать, что дальнейшее изучение социальной работы с семьями,  воспитывающими ребенка-инвалида, является очень актуальной, так как обозначенная проблема не получила еще полного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями  здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.

2.      Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб/ пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова. – М.: Издательский центр « Академия», 2001. – 192с.

3.      Всеобщая Декларация прав человека. ООН, 1948.

4.      Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Багаева – 2-е изд. – М.: Феникс , 2006.

5.      Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: Краткий курс лекций /  Н.Ф. Дивицына. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 351с.

6.      Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] : Конспект лекций/ Н.Ф. Дивицина. – Ростов н/Д : «Феникс», 2005. – 285с.

7.      Дивицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: Учеб. пособие / Н.Ф.Дивицина. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ГПСС, 2006. – 325с.

8.      Дудка В. Сегодня – Международный день инвалидов [Текст]

     /В.Дудка//Тульские известия. -2009. - 3декабря.

9.      Конституция Российской Федерации, 1993

10. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие / В. И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005. – 576с.

11. Современная энциклопедия социальной работы [Тест] / Под Ред. Академика РАН В.И.Жукова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.

12. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ. – 2007. – 80с.

13. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред.д.п.н. 

     Проф. Н.Ф. Басова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» ,  2009. – 364с.

    14. Смолякова Т. Групповое измерение [Текст] / Т. Смолякова// Российская       

газета. 2009. – 3декабря

     15. Справочник социального работника / В. Д. Альперович ( и др.)  [Текст]:

            под общ. ред. Е. П. Агапова, В. А Шапинского. - Ростов н/Д.: Феникс,

            2006. – 336с.

     16. Справочник социального педагога [Текст]: защита детства в Российской

            Федерации /  Т. Н. Поддубная ,А. О. Поддубный ; науч. ред.

            Н.Р.Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 473с.

     17. Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для вузов

            / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,

            2001. – 341с.

     18. Холостова, Е. И. Социальная работа  [Текст]: Учебное пособие -3-е изд /

            Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,

            2006. – 668с.

     19. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное   

           пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. перераб. и  доп. – М.: Издательско-

           торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 240с.

     20.Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/

          Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, - 2002. – 340с.

     21. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети [Текст]: Настольная книга для родителей

           о воспитании счастливых детей /  В.М. Целуйко. – Екатеринбург: У-

           Фактория ; М.: АСТ МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ,2008.- 430с.

     22. Шаин, Е. Г. Методические указания студентам по дисциплине

           «Психология семьи и семейного воспитания» [Текст]: Учеб. пособие /

           Авт.-сост. Е. Г. Шаин. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н.

           Толстого, 2008. -70с.

     23. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текс т]:

           Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина. СПБ.: Питер, 2004

24. Федеральный закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ « О социальном   

      обслуживании   граждан пожилого возраста и инвалидов».

25. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите

      инвалидов в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов