Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:28, контрольная работа

Описание

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Содержание

1. Роль семьи в формировании личности ребенка……………………….
2. Сотрудничество ДОУ и семьи……………………………………………….
3. Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей……………
а) коллективное………………………………………………………………
б) индивидуальное………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

    Итак, мы видим, что в процессе  формирования   личности  главенствующую  роль  играет, прежде всего,  семья, и только потом общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей.    

    ***

    Роль семьи. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Женщины и мужчины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях. Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным. В кризисном состоянии почти всегда, кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то выход есть - человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. 
 

     

  1. Сотрудничество ДОУ и семьи
 

    Однако  далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

    Возрастание роли образования, которое наблюдается  в нашей стране, меняет отношение  к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция  дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят  к школе.

    Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния  на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

    Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием  важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

    Инициатива  в установлении взаимодействия с  семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

    Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В. К. Котырло, С. А. Ладывир). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

    Мировая статистика убеждает, что современное  семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому  во многих странах разрабатываются  специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Правда, психолого-педагогическое просвещение родителей сегодня осуществляется многими средствами: с помощью радио, телевидения, популярной литературы о воспитании.

    Поэтому психолого-педагогическое просвещение  родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных Саше, Лизе.

    В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный  процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, собраниях, субботниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка - художница, она с удовольствием приходит в детский сад, показывает детям свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства, учит пальчиковой технике рисования. А к Новому году в зале оформили выставку детских рисунков и работ Юлии Сергеевны. У Саши папа вернулся из Парижа, его беседа с детьми, сопровождаемая показом видеофильма, фотографий, оказалась очень интересной и для сотрудников, и для воспитанников детского сада. Как-то раз Аня привела своего дедушку, и он собрал из мальчиков бригаду для ремонта игрушек. Заказы посыпались и из других групп. Чему только ни научились мальчики, трудясь рядом с Александром Николаевичем!

    Привлечение родителей, других членов семьи к  образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!

    В настоящее время необходимость  общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Ни для кого не секрет: взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.  Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.

    Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью  повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.  Специфика работы воспитателя ясельной группы с семьёй диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка родителям даёт рекомендации не только воспитатель, но и медицинские работники. Адаптационный период - серьёзное испытание для малышей до 3,5-4лет; вызванные адаптацией  стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

    О трудностях адаптационного периода  говорили и отечественные и зарубежные  исследователи (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В Манова-Томова  др.). «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребёнка», отмечала Е.И.Морозова. В настоящее время встаёт вопрос о том, чтобы как-то разнообразить, обогатить образовательный процесс. Надо сделать так, чтобы родители, бабушки, дедушки внесли свой вклад в образовательный процесс. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Дети с таким уважением, любовью, и благодарностью смотрят на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые так много знают и интересно рассказывают

    Каждый  родитель хочет видеть своего ребенка  здоровым, веселым, хорошо физически  развитым. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигательная активность. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.

      Для этого необходимо:

     - внедрять новые формы и методы  работы с семьей;

     - устанавливать единые требования к процессу воспитания ребенка в семье и в детском саду;

     - усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, прежде всего путем различных поручений, заданий, которые дети выполняют дома вместе с родителями;

     - использовать личный пример взрослых членов семьи в воспитании дошкольников;

     - изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей;

     - строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

    Дети  дошкольного возраста могут и  должны по мере своих сил и возможностей принимать участие в общей трудовой жизни семьи и детского сада. Большое значение имеет систематическая работа с родителями в целях единства воздействия на ребёнка детского сада и семьи. Для успешной работы с родителями по трудовому воспитанию, педагоги должны уметь правильно осветить эти вопросы перед родителями. Использование опыта семейного воспитания помогает коллективу более четко определить конкретное содержание и методы пропаганды трудового воспитания детей среди родителей, раскрыть значение труда для формирования личности ребёнка, для воспитания у детей положительного отношения к труду взрослых, желание принять посильное участие в нём.  Почти в каждой семье дети имеют возможность наблюдать труд  взрослых. Многие родители уделяют внимание трудовому воспитанию детей, развивают у них навыки самостоятельности. С младшей группы детей учат одеваться самостоятельно: терпеливо ждут, когда ребёнок сам оденет свитер, натянет колготки, брючки. Разъясняют родителям, что стремление ребёнка действовать самостоятельно следует поддержать и развивать. Воспитатели развивают в детях самостоятельность и внушают им, что многое они умеют делать сами: «Ты уже большой, можешь сделать сам».

Информация о работе Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей