Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:28, контрольная работа
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой, социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
1. Роль семьи в формировании личности ребенка……………………….
2. Сотрудничество ДОУ и семьи……………………………………………….
3. Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей……………
а) коллективное………………………………………………………………
б) индивидуальное………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………
Участие семьи в трудовом воспитании, использование семейного опыта и совместные искания наиболее правильных форм и методов помогут быстрее и лучше осуществить задачи, стоящие перед детским садом.
Воспитание культуры поведения не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагогов и родителей. Важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребёнка в детском саду играет немаловажную роль в создании у них доверия к детскому саду, воспитателям. Познакомившись со сверстниками своего ребенка, родители не остаются равнодушными к тому, как проявляется культура общения их ребенка с товарищами. Определяя содержание работы с семьёй, важно исходить не только из общих для детского сада и семьи задач воспитания, но и учитывать положительные и отрицательные моменты воспитания в каждой конкретной семье. Воспитатель ведет работу с родителями в следующих направлениях:
- изучает опыт семейного воспитания и учитывает его достижения и пробелы в своей педагогической деятельности;
- оказывает действенную помощь родителям в воспитании детей;
Понимание родителями задач
Таким
образом, можно сделать вывод, что
в основе взаимодействия современного
дошкольного учреждения и семьи
лежит сотрудничество. Кто же должен
быть инициатором установления сотрудничества?
Конечно, педагоги дошкольного учреждения,
поскольку они профессионально подготовлены
к образовательной работе, а стало быть,
понимают, что ее успешность зависит от
согласованности, преемственности в воспитании
детей. Педагог сознает, что сотрудничество
требуется в интересах ребенка и что в
этом необходимо убедить и родителей.
Решение задач сотрудничества требует,
чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом
просвещении родителей; изучали семьи,
их воспитательные возможности; вовлекали
родителей в образовательную работу детского
сада.
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.
Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Ведь именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Каковы же формы сотрудничества?
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Возможность наглядного ознакомления с жизнью своих детей - законное право родителей и других взрослых членов семьи. Это также одна из форм повышения их педагогической культуры. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).
Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.
Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Таким
образом, сотрудничество детского сада
с семьей можно осуществлять по-разному.
Важно только избегать формализма.
Вывод.
Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его зерно, каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат - будьте уверены! - обязательно будет. Задача педагогов - создание необходимых условий для понимания родителями важности своего участия в жизни малыша. Это главное для благополучия ребенка в семье. Наилучшие результаты может дать максимально полное вовлечение родителей в целенаправленный процесс воспитания, что эмоционально обогатит отношения ребенок- родитель в регламентированной и деловой атмосфере дошкольного образовательного учреждения. Только в гармоничном взаимо дополнении детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации дошкольников.
Преемственность между детским садом и семьей должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностях детей;
- на единых целях воспитания;
- на единстве требований взрослых (педагогов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой.
- на обеспечении детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.
- на общих принципах построения программ и методик, отбора и подготовки кадров.
Такое комплексное решение
Литература.
Информация о работе Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей