Создание системы методической работы по совершенствованию рефлексивных умений и навыков педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:09, доклад

Описание

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников.
Инновационные процессы в системе образования предполагают переход к новым образовательным практикам, обеспечивающим подготовку «людей понимающих», способных создавать новые представления, идеи, культурные формы мысли и действия, необходимые для сосуществования и взаимопонимания в динамичном образовательном мире.

Работа состоит из  1 файл

Создание системы методической работы по совершенствованию рефлексивных умений и навыков педагогов ДОУ.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)


Создание системы методической работы по совершенствованию рефлексивных умений и навыков педагогов ДОУ

 

заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе

Т.Н. Шмырина

МБДОУ «Березовский детский сад №4»

 

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников.

Инновационные процессы в системе образования предполагают переход к новым образовательным практикам, обеспечивающим подготовку «людей понимающих», способных создавать новые представления, идеи, культурные формы мысли и действия, необходимые для сосуществования и взаимопонимания в динамичном образовательном мире.

Можно ли быть строителем новой образовательной действительности, применяя лишь традиционные методические формы работы с педагогами? Можно ли говорить о преобразовании системы методической работы без осмысления педагогической деятельности, систематического учета и корректировки результатов развития детей. Можно ли добиться преобразований без готовности воспитателей к целенаправленной педагогической работе по анализу, самоанализу, самооценке профессиональных умений и навыков.

Реализация инновационных процессов ведет к переменам в управлении дошкольным учреждением, а именно к изменению деятельности методической службы.

Подготовка и проведение инновационной деятельности в МДОУ «Березовский детский сад №4» осуществляется по этапам, которые определены в научно – методической литературе. Поэтапная работа с одной стороны, позволила увидеть организационную работу целостно, с другой – позволила обеспечить её последовательное выполнение в виде рационального алгоритма.

Первый этап работы подготовительно-проектировочный (2009 – 2010) связан с выявлением проблемы и её обоснованием. Проведенный анализ состояния проблемы сформированности рефлексивных умений и навыков у педагогов ДОУ позволил выявить проблему экспериментальной  работы, которая заключается в разработке модели организационно-методической работы  по совершенствованию рефлексивных умений и навыков.

Все это послужило необходимостью разработки проекта «Мониторинг рефлексивных умений и навыков педагогов – условие обеспечения качества дошкольного образования». Определена цель - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация проекта по  совершенствованию рефлексивной компетенции педагогов ДОУ. Успешность проекта   предопределялась информированностью, объединённостью позиций педагогов, специалистов и чётким дифференцированием их функциональных обязанностей, планированием инновационной деятельности, прогнозированием предполагаемого результата.

Второй этап - аналитико – исследовательский (2010 – 2011) включал в себя  создание необходимых условий и был направлен на отбор, систематизацию, адаптацию диагностического инструментария, разработку диагностического материала по формированию и совершенствованию рефлексивной педагогической компетенции, а так же организацию системы мониторинга.

Работа в инновационном режиме предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагогов – теоретическая  и практическая готовность к труду; способность к саморазвитию, самореализации имеющихся возможностей, способность самостоятельно ориентироваться в мире гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем это было раньше.   Поэтому необходимо вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы в экспериментальной деятельности. Для достижения данной цели:

1.           Организовали научное консультирование к.п.н., доцента, зав. кафедры методики дошкольного воспитания ПКИПКРО Половодовой Л.С.

2.           Изучали вопросы педагогической рефлексии, теоретических основ системы мониторинга.

3.           Разработали положение о мониторинге, создали нормативно-правовую базу

4. Совместно с педагогами ДОУ разработали годовой план работы на 2010-2011 учебный год, наметив цели и задачи, связанные с повышением педагогической компетенции, формированием рефлексивной компетенции педагогов через разнообразные формы методической работы.

Ежегодно планирование годового плана осуществляется на аналитической основе:

- отражается анализ внешней среды (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного уровней);

- анализ воспитательно-образовательного процесса (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы;

- отслеживается уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива;

- ведется диагностика педагогических проблем;

- изучаются запросы и потребностей родителей.

5. В ДОУ практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, авторские курсы по программе «Детский сад - Дом радости» Н.М.Крыловой, участие педагогов в районных методических объединениях, учеба в ПГПУ, конкурсы профессионального мастерства, аттестация и др..

Наиболее эффективной формой повышения квалификации зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а так же рефлексивные умения и навыки педагогов.

Темы выбираются с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. Все направления деятельности педагогов интегрируются с комплексной программой  «Детский сад – Дом радости», а так же с годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса и направлены на достижение качественно новых результатов воспитательно-образовательной работы.

Успешность профессионального самообразования педагогов напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы, основная цель которой – стимулирование педагогов к профессиональному самосовершенствованию. Поэтому в ДОУ созданы следующие условия:

- чтобы помочь педагогу выявить проблему, определить и сформулировать тему его самообразования, выявить успешные стороны педагогической деятельности, проводилось анкетирование на тему «Достижения и трудности в моей педагогической практике» (Приложение №1)

- для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых в методическом кабинете имеется большой библиотечный фонд научно - методической литературы, периодические издания в помощь педагогам;

- каждому педагогу предоставлена возможность самостоятельно выбрать форму обобщения материалов: описание методической темы, педагогический проект, реферат, мастер-класс;

- педагоги проявляли аналитические и рефлексивные способности, так как необходимо было выявить проблему, используя разные методы мониторинга (диагностики, наблюдения, анкеты), наметить план работы, выстроить систему взаимодействия с детьми, педагогами и родителями;

- на определенных этапах реализации темы самообразования заслушиваем педагогов, анализируем и корректируем деятельность педагога.

После теоретического изучения проблемы и разработки плана самообразования (Приложение№2) была проведена «Педагогическая шкатулка» где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, воспитателям была оказана необходимая помощь.

На основании индивидуальных планов составляется общий план работы педагогов по самообразованию, в котором фиксируются проблемы (темы) и формы педагогической деятельности, через которые педагог может отразить результаты своей деятельности. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду  (Приложение №3)

В апреле в нашем детском саду прошла «Педагогическая шкатулка», содержание которой отражало тематику самообразования педагогов. Темы открытых занятий были выбраны воспитателями самостоятельно, что способствовало повышению их мотивации к предстоящей деятельности:

      Занятие по развитию речи в раннем возрасте «Петушок и коровушка»;

      Занятие по конструированию с элементами сотрудничества во 2-й младшей группе;

      Занятие по обучению грамоте в средней группе;

      Сюжетно-ролевая игра «Театр» в старшей группе;

      Музыкальное занятие во 2-й младшей группе  «В гости к кукле Тане»;

      Баскетбольная секция «Умелый мяч»;

      Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения у детей подготовительной к школе группе;

      Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе;

        Занятие по познавательному развитию «Ветер, ветер, ты могуч…» в старшей группе;

      Интегрированное занятие  в группе раннего возраста «Игрушки в гостях у ребят»

      Презентация тем по самообразованию.

Все открытые занятия прошли с приглашением родителей, что позволило укрепить имидж детского сада в глазах семьи, а также активизировать родительское участие в воспитательно-образовательном процессе.

Закончилась «Педагогическая шкатулка» круглым столом, цель которого заключалась в презентации тем по самообразованию, подведении итогов очередного этапа самообразования и определении перспектив дальнейшей работы каждого педагога.

Таким образом, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления, продолжить развитие аналитических способностей, педагогическое мастерство.

Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника.

Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены    на повышение квалификации и мастерства педагогов.

В детском саду широко практикуются следующие формы методической работы:

- консультации (индивидуальные и групповые);

- обучающие семинары;

- педагогические советы;

- изучение лучшего опыта педагогов;

- смотры-конкурсы;

- самообразование;

- открытые просмотры.

На них решаются задачи повышения профессионального мастерства воспитателей, происходит реализация их потребности в самоактуализации

Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий, названные нами «Панорама открытых занятий».

Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознать свои недочёты (Приложение №4). Педагоги учатся анализировать деятельность, особенности учебно-воспитательного процесса в целом.

Постоянное участие педагогов в районных методических объединениях – это уже достаточно сложившаяся система, способствующая раскрытию творческого потенциала педагогов, повышению их профессиональной компетенции, объединению воспитателей разных дошкольных учреждений для решения актуальных, интересующих их проблем.

              Разнообразие формы методической работы в ДОУ способствуют тому, что каждый педагог может самореализоваться как личность, и  педагоги самостоятельно включаются в учебный процесс, который непосредственно связан с приоритетным направлением ДОУ.

 

 

В результате проведённой работы в ДОУ отмечается качественное изменение организации методической работы, т.е. приведение её в систему:

повышение профессиональной компетентности педагогов;

изменение форм и стилей общения с детьми;

изменение предметно – развивающей среды групп и кабинетов;

организация работы по приоритетному направлению ДОУ;

качественная организация воспитательно-образовательного процесса;

активизация работы с родителями;

разработка общей образовательной программы дошкольного образования;

повышение имиджа ДОУ.

Информация о работе Создание системы методической работы по совершенствованию рефлексивных умений и навыков педагогов ДОУ