Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:09, доклад
В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников.
Инновационные процессы в системе образования предполагают переход к новым образовательным практикам, обеспечивающим подготовку «людей понимающих», способных создавать новые представления, идеи, культурные формы мысли и действия, необходимые для сосуществования и взаимопонимания в динамичном образовательном мире.
Создание системы методической работы по совершенствованию рефлексивных умений и навыков педагогов ДОУ
заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе
Т.Н. Шмырина
МБДОУ «Березовский детский сад №4»
В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников.
Инновационные процессы в системе образования предполагают переход к новым образовательным практикам, обеспечивающим подготовку «людей понимающих», способных создавать новые представления, идеи, культурные формы мысли и действия, необходимые для сосуществования и взаимопонимания в динамичном образовательном мире.
Можно ли быть строителем новой образовательной действительности, применяя лишь традиционные методические формы работы с педагогами? Можно ли говорить о преобразовании системы методической работы без осмысления педагогической деятельности, систематического учета и корректировки результатов развития детей. Можно ли добиться преобразований без готовности воспитателей к целенаправленной педагогической работе по анализу, самоанализу, самооценке профессиональных умений и навыков.
Реализация инновационных процессов ведет к переменам в управлении дошкольным учреждением, а именно к изменению деятельности методической службы.
Подготовка и проведение инновационной деятельности в МДОУ «Березовский детский сад №4» осуществляется по этапам, которые определены в научно – методической литературе. Поэтапная работа с одной стороны, позволила увидеть организационную работу целостно, с другой – позволила обеспечить её последовательное выполнение в виде рационального алгоритма.
Первый этап работы подготовительно-проектировочны
Все это послужило необходимостью разработки проекта «Мониторинг рефлексивных умений и навыков педагогов – условие обеспечения качества дошкольного образования». Определена цель - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация проекта по совершенствованию рефлексивной компетенции педагогов ДОУ. Успешность проекта предопределялась информированностью, объединённостью позиций педагогов, специалистов и чётким дифференцированием их функциональных обязанностей, планированием инновационной деятельности, прогнозированием предполагаемого результата.
Второй этап - аналитико – исследовательский (2010 – 2011) включал в себя создание необходимых условий и был направлен на отбор, систематизацию, адаптацию диагностического инструментария, разработку диагностического материала по формированию и совершенствованию рефлексивной педагогической компетенции, а так же организацию системы мониторинга.
Работа в инновационном режиме предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагогов – теоретическая и практическая готовность к труду; способность к саморазвитию, самореализации имеющихся возможностей, способность самостоятельно ориентироваться в мире гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем это было раньше. Поэтому необходимо вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы в экспериментальной деятельности. Для достижения данной цели:
1. Организовали научное консультирование к.п.н., доцента, зав. кафедры методики дошкольного воспитания ПКИПКРО Половодовой Л.С.
2. Изучали вопросы педагогической рефлексии, теоретических основ системы мониторинга.
3. Разработали положение о мониторинге, создали нормативно-правовую базу
4. Совместно с педагогами ДОУ разработали годовой план работы на 2010-2011 учебный год, наметив цели и задачи, связанные с повышением педагогической компетенции, формированием рефлексивной компетенции педагогов через разнообразные формы методической работы.
Ежегодно планирование годового плана осуществляется на аналитической основе:
- отражается анализ внешней среды (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного уровней);
- анализ воспитательно-образовательного процесса (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы;
- отслеживается уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива;
- ведется диагностика педагогических проблем;
- изучаются запросы и потребностей родителей.
5. В ДОУ практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, авторские курсы по программе «Детский сад - Дом радости» Н.М.Крыловой, участие педагогов в районных методических объединениях, учеба в ПГПУ, конкурсы профессионального мастерства, аттестация и др..
Наиболее эффективной формой повышения квалификации зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а так же рефлексивные умения и навыки педагогов.
Темы выбираются с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. Все направления деятельности педагогов интегрируются с комплексной программой «Детский сад – Дом радости», а так же с годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса и направлены на достижение качественно новых результатов воспитательно-образовательной работы.
Успешность профессионального самообразования педагогов напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы, основная цель которой – стимулирование педагогов к профессиональному самосовершенствованию. Поэтому в ДОУ созданы следующие условия:
- чтобы помочь педагогу выявить проблему, определить и сформулировать тему его самообразования, выявить успешные стороны педагогической деятельности, проводилось анкетирование на тему «Достижения и трудности в моей педагогической практике» (Приложение №1)
- для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых в методическом кабинете имеется большой библиотечный фонд научно - методической литературы, периодические издания в помощь педагогам;
- каждому педагогу предоставлена возможность самостоятельно выбрать форму обобщения материалов: описание методической темы, педагогический проект, реферат, мастер-класс;
- педагоги проявляли аналитические и рефлексивные способности, так как необходимо было выявить проблему, используя разные методы мониторинга (диагностики, наблюдения, анкеты), наметить план работы, выстроить систему взаимодействия с детьми, педагогами и родителями;
- на определенных этапах реализации темы самообразования заслушиваем педагогов, анализируем и корректируем деятельность педагога.
После теоретического изучения проблемы и разработки плана самообразования (Приложение№2) была проведена «Педагогическая шкатулка» где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, воспитателям была оказана необходимая помощь.
На основании индивидуальных планов составляется общий план работы педагогов по самообразованию, в котором фиксируются проблемы (темы) и формы педагогической деятельности, через которые педагог может отразить результаты своей деятельности. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду (Приложение №3)
В апреле в нашем детском саду прошла «Педагогическая шкатулка», содержание которой отражало тематику самообразования педагогов. Темы открытых занятий были выбраны воспитателями самостоятельно, что способствовало повышению их мотивации к предстоящей деятельности:
Занятие по развитию речи в раннем возрасте «Петушок и коровушка»;
Занятие по конструированию с элементами сотрудничества во 2-й младшей группе;
Занятие по обучению грамоте в средней группе;
Сюжетно-ролевая игра «Театр» в старшей группе;
Музыкальное занятие во 2-й младшей группе «В гости к кукле Тане»;
Баскетбольная секция «Умелый мяч»;
Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения у детей подготовительной к школе группе;
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе;
Занятие по познавательному развитию «Ветер, ветер, ты могуч…» в старшей группе;
Интегрированное занятие в группе раннего возраста «Игрушки в гостях у ребят»
Презентация тем по самообразованию.
Все открытые занятия прошли с приглашением родителей, что позволило укрепить имидж детского сада в глазах семьи, а также активизировать родительское участие в воспитательно-образовательном процессе.
Закончилась «Педагогическая шкатулка» круглым столом, цель которого заключалась в презентации тем по самообразованию, подведении итогов очередного этапа самообразования и определении перспектив дальнейшей работы каждого педагога.
Таким образом, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления, продолжить развитие аналитических способностей, педагогическое мастерство.
Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника.
Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов.
В детском саду широко практикуются следующие формы методической работы:
- консультации (индивидуальные и групповые);
- обучающие семинары;
- педагогические советы;
- изучение лучшего опыта педагогов;
- смотры-конкурсы;
- самообразование;
- открытые просмотры.
На них решаются задачи повышения профессионального мастерства воспитателей, происходит реализация их потребности в самоактуализации
Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий, названные нами «Панорама открытых занятий».
Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознать свои недочёты (Приложение №4). Педагоги учатся анализировать деятельность, особенности учебно-воспитательного процесса в целом.
Постоянное участие педагогов в районных методических объединениях – это уже достаточно сложившаяся система, способствующая раскрытию творческого потенциала педагогов, повышению их профессиональной компетенции, объединению воспитателей разных дошкольных учреждений для решения актуальных, интересующих их проблем.
Разнообразие формы методической работы в ДОУ способствуют тому, что каждый педагог может самореализоваться как личность, и педагоги самостоятельно включаются в учебный процесс, который непосредственно связан с приоритетным направлением ДОУ.
В результате проведённой работы в ДОУ отмечается качественное изменение организации методической работы, т.е. приведение её в систему:
повышение профессиональной компетентности педагогов;
изменение форм и стилей общения с детьми;
изменение предметно – развивающей среды групп и кабинетов;
организация работы по приоритетному направлению ДОУ;
качественная организация воспитательно-образовательного процесса;
активизация работы с родителями;
разработка общей образовательной программы дошкольного образования;
повышение имиджа ДОУ.