Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание

Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА

1. Понятие художественного творчества

2. Особенности художественного творчества дошкольников

3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Развитие личности ребенка средствами аппликации

2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах

4. Материалы и оборудование по аппликации

5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации

6. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 72.27 Кб (Скачать документ)

Интерес к изобразительной  деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических  процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация  интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение  с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.

 

 

 

Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1. Развитие  личности ребенка средствами  аппликации

 

В детском саду изобразительная  деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений  ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией  дети знакомятся с простыми формами  различных предметов, части и  силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных  изображений требует большой  работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших     геометрических     форм,     получают     представление     о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у  дошкольников развиваются чувства  цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета  или закрашивать формы. Представляя  ребятам бумагу разных цветов, у  них воспитываются умение подбирать  красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии  дети знакомятся уже в младшем  возрасте при распределении элементов  декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей  к плановой организации работы, которая  здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в  сюжетных работах сначала фон, потом  предметы второго плана, заслоняемые  другими, и в последнюю очередь  предметы первого плана).

Выполнение аппликативных  изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

 

2. Понятие  «аппликация», ее виды и технические  приемы

 

Аппликация - наиболее простой и  доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется  реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных  пособий, пособий к различным  играм, игрушек, флажков, сувениров  к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная  обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших  цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных  изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные  предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные  материалы: тувинцы, например, украшая  конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и  распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых  знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо  видны с двух сторон, что привело  к развитию вышивки аппликацией.

На смену аппликации из ткани  пришла аппликация из бумаги. Связана  она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

Возродилось искусство  силуэта во Франции. Здесь же появилось  и само название силуэт.

Искусство черного силуэта  стало использоваться как украшение  в домах русских дворян.

Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким  техническим приемам, как прорези  и накалывание в изображении  воды и листвы деревьев.

Этому редкому искусству  посвятила свой талант советская  художница Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

В орнаментах, аппликациях  Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней  полосы, где она родилась и прожила  почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны  аппликации французского живописца  Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые  можно применять для изображения  предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия  на чувства зрителей.

В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства  цвета как такового.

Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» - Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки - витинянки. Это простые  украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной  в несколько раз, - хороводы.

Увлекались этим чаще всего девушки  и женщины, работая ножницами  без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались  даже картины с незамысловатыми  сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья  пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это  представляется на многочисленных выставках  декоративно - прикладного искусства.

В Ростове - на - Дону увлеченно  работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В.Тарановой и А.Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах.

Работы художников - флористов пользуются неизменным успехом на выставках  «Природа и творчество».

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого  принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные  предметы изображения, которые в  силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или  их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных  воспитателем частей: мяч - две половинки  разного цветам грибок - шляпка и  ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.

По мере освоения приемов  вырезания средней, старшей и  подготовительной к школе группах  дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания  окраски, величины соотношения (дома различных  типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной  трактовке).

Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или  сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед  ребёнком становятся следующие задачи:

- вырезать  предметы,  показать их различия  по  величине  при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать  их с местом действия, обстановкой  (рыбки плавают в аквариуме,  цветы растут на лугу). Главное  выделяется размером, цветом, композиционным  размещением среди других предметов;

  • передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем – фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
  • расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
  • подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем  знаний, умений и навыков, от которых  зависит творческая вариативность  содержания сюжетно - тематических аппликаций.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для  отражения в аппликациях различных  сюжетов.

Сюжеты аппликаций могут  трактоваться по - разному в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают тему «Осень».

Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может  найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и  т.д.

Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие  времени года, реалистичность или  фантастичность явлений особенности  взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух - трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое - где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.

Информация о работе Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста