Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание

Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА

1. Понятие художественного творчества

2. Особенности художественного творчества дошкольников

3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Развитие личности ребенка средствами аппликации

2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах

4. Материалы и оборудование по аппликации

5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации

6. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 72.27 Кб (Скачать документ)

Это все стало возможным благодаря  систематичному, целенаправленному  обучению на занятиях занимательного характера по аппликации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Творчество рассматривается учеными  как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестает быть неким  таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Детское творчество, которое рассматривается  как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Анализ современных концепций  творчества, представленных в книге  «Основные современные концепции  творчества и одаренности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

Истоки творческих сил  человека восходят к детству, к той  поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к изобразительной  деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация  интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение  с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

В детском саду изобразительная  деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений  ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией  дети знакомятся с простыми формами  различных предметов, части и  силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация - наиболее простой и  доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется  реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных  пособий, пособий к различным  играм, игрушек, флажков, сувениров  к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная  обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших  цветовых пятен.

Наиболее интересной и доступной  для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких  расцветок, аппликация из тканей и природного материала.

В последнее время в детских  садах стали практиковаться занятия  занимательного характера, в которых  аппликативной техникой является техника  коллажа, которая заключается в  том, что в  изображении сочетаются различные по фактуре материалы. Эта техника может сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный  слой живописного полотна и все  это делается для создания неповторимого  художественного образа.

Занятия аппликацией в технике  коллажа или близкой к нему, как правило носят интегрированный характер так как воспитатель знакомит с новой техникой, демонстрирует ее возможности, обучает детей техническим приемам. Для развития интереса используется интеграция с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями.

Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом  занимаются, добиваясь при этом качественного  конечного результата, если воспитатель  применяет разный занимательный  материал.

Основная мысль и гипотезе работы полностью подтверждается. Для проверки этой гипотезы были проведены занятия  констатирующего, формирующего и итогового  эксперимента.

Все они носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети осваивали  новую технику, новые изобразительные  материалы, новые технические возможности  этих материалов.

Было легко добиваться от детей  проявления самостоятельности и  творчества.

Сравнивая результаты констатирующего  и итогового экспериментов можно  сделать вывод о том, что при  целенаправленном, систематичном, поэтапном  обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

Таким образом выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.

3




Информация о работе Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста