Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание

Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.
Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.
Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА

1. Понятие художественного творчества

2. Особенности художественного творчества дошкольников

3. Основные условия и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста

Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Развитие личности ребенка средствами аппликации

2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы

3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах

4. Материалы и оборудование по аппликации

5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации

6. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 72.27 Кб (Скачать документ)

Фигуры намазывают клеем  на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные  на занятии по конструированию коробочки  из плотной цветной бумаги.

Работая с бумагой и  другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми контурами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.

При подборе бумаги для  аппликаций, выполняемых приемами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому воспитатель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

1.Аппликация из ткани. 

Вышивка - широко распространенный вид  декоративного искусства.

Аппликация из ткани - разновидность  вшивки.   Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани  требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее  резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и  осложнять работу.

2. Аппликация из соломы.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они  изготовляли из нее различные  вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это  оттого, что солома имеет глянцевую  поверхность и продольно расположенные  волокна. Эти волокна максимально  отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Даже подготовительной к школе  группы довольно легко справляются  с предметной аппликацией из соломки. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елка, состоящая из треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок - корень из полосы, зауженной кверху, шляпка - половина круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три - четыре ребенка).

3. Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя - деревья.

Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным  материалом способствует воспитанию у  детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны  они еще и потому, что сбор и  заготовка природного материала  происходит на воздухе.

4. Аппликация из тополиного пуха.

Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом»  газоны, улицы города, залетает в  открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать  их. Иногда трудно поверить, что картину  сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они  напоминают гризайли. Они нежные, воздушные  и изящные.

Аппликация из тополиного пуха, как  и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что  легче работать, если мало деталей  и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.

5. Коллаж (от фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка) - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).

Причем художник может  комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.

 

  1.  Занимательные занятия  интегрированного характера

по аппликации

 

Интегрированный подход в образовании  для дошкольного образования  глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания  интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был  поверхностным, следует четко знать  различия между интегрированными и  комплексными занятиями. Комплексное  занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

Интеграция в системе  специально организованных занятий  объединяет эти средства и поэтому  очень актуальна, так как:

  • интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл  слова, в мир  красок и звуков;
  • помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного  образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Например: в подготовительной к школе группе запланировано 5 занятий по изобразительной деятельности, 3 - по развитию речи, 3 - по музыкальной деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике:

  • Развитие речи и аппликация.
  • Музыка и аппликация.

В данном случае музыка и  развитие речи - ведущая деятельность, аппликация - вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. В результате интеграции занятий в подготовительной к школе группе осталось 3 занятия по изобразительной деятельности, 2 - по развитию речи, 2 - по музыкальной деятельности, 2 интегрированных занятия.

В отдельный блок занятий выделены занятия по слушанию музыки, где  уделяется внимание классическим произведениям  М. И. Глинки, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок  входит в мир музыки, новых чувств и воображения. Естественным продолжением таких занятий является аппликация. Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую - воспитатель по изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с аппликацией проводит воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности - слушание музыки, развитие речи, аппликация - проводят три педагога. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам Ушинского К. Д., «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении аппликации.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

Задачи:

1) Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.

  1. Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, аппликации.
  2. Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.
  3. Научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается в  освоении нетрадиционных

для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

 

6. Развитие  творческого потенциала детей  старшего дошкольного

возраста  путем использования занимательных  занятий

аппликацией

 

Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий по аппликации проводилась с помощью основных методов исследования.

Метод наблюдения представляет собой  целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью  которого исследователь вооружается  конкретным материалом или данными.

Беседа как метод воспитания постоянно присутствует в дошкольном учреждении. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа – это  привлечение самих воспитанников  к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.

Педагогический эксперимент специально организуемая проверка того или иного  метода или приема работы. В отличие  от изучения реально сложившегося опыта  с помощью методов, регистрирующих лишь то, что уже существует. Эксперимент  всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение.

Основным условием применения педагогического  эксперимента является проведение его  без нарушения нормального хода учебно-воспитательного процесса, когда  есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может  способствовать повышению эффективности  обучения и воспитания. Такой эксперимент  получил название естественного.

Информация о работе Средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста