Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:15, курсовая работа
Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие творчества и творческой индивидуальности…………...6
1.1 Общее понятие о творчестве…………………………………………….6
1.2 Творческий потенциал личности………………………………………..10
1.3 Негативные факторы, препятствующие развитию
творческих способностей студентов………………………………………..14
Глава 2. Развитие творческой индивидуальности…………………………17
2.1 Творчество в профессии педагога……………………………………....17
2.2 Условия развития творческой индивидуальности……………………..25
Заключение…………………………………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………….37
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального
образования «Рязанский государственный
медицинский университет имени
академика И.П. Павлова»
Федеральное
агентство по здравоохранению и
социальному развитию
Кафедра
педагогики, психологии и ТСО ФПДО
КУРСОВАЯ
РАБОТА
СТАНОВЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Научный
руководитель:
Заведующая кафедрой педагогики, психологии и ТСО ФПДО, д.п.н., профессор академии МАНПО Островская Л.В. |
Слушателя цикла
ТУ
«Педагогика и психология высшей школы» Демидовой О.Г. |
Рязань 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие творчества и творческой индивидуальности…………...6
1.1 Общее понятие о творчестве…………………………………………….6
1.2 Творческий потенциал личности………………………………………..10
1.3 Негативные
факторы, препятствующие
творческих способностей студентов………………………………………..14
Глава 2. Развитие творческой индивидуальности…………………………17
2.1 Творчество в профессии педагога……………………………………....17
2.2 Условия развития творческой индивидуальности……………………..25
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….37
Введение
Современные реалии диктуют необходимость в пересмотре образовательной парадигмы высшей школы, обуславливая направленность образования на формирование инновационной культуры будущих специалистов. Именно такой подход дает возможность развития творческой личности, способной гибко реагировать на происходящие глобальные изменения в экономической и социальной жизни, воспринимающей новшества и успешно их реализующей в профессиональной деятельности, что, в результате, повышает её конкурентоспособность на рынке труда.
Формирование инновационной культуры будущего специалиста ученые, прежде всего, связывают с развитием его творческой индивидуальности, что предполагает реализацию креативного потенциала студента при проектировании различных форм занятий, его способности формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи.
Определение путей и условий развития творческой индивидуальности студентов требует выяснения сущности понятий «творчество», «творческая индивидуальность», «творческий потенциал».
Отношение к творчеству, творцу в общественном сознании менялось в соответствии с эпохами развития человечества. Творец-созерцатель — в античном мире, творец-художник — в эпоху Возрождения, творец-мыслитель — в XVII — XVIII вв., учёный, конструктор в XIX — начале XX в. Сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности. "У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовности к творческим свершениям где бы то ни было".
Философская энциклопедия определяет творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не бывшее. Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью. Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.
Современные теоретические взгляды на проблему творчества сложились уже к началу 50-х годов прошлого столетия. Во второй половине ХХ века наблюдается всплеск развития различных отраслей техники, средств связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики. Это в сущности, явилось следствием творческого применения накопленных научных знаний, а также подготовленности людей к реализации столь крупных технических проектов. Воспитание различных видов творчества стало одной из основных задач современной высшей школы.
Педагогическая проблема в творчестве заключается в создании таких условий, когда обучаемый за сравнительно короткий промежуток времени сумеет овладеть содержанием изученных страниц Книги Знаний и попытается открыть для себя и для человечества ее новые страницы. Здесь не может быть строгих рекомендаций, поскольку это противоречило бы сущности понятия "творчество".
Цель данной работы − выявить сущность процесса становления творческой индивидуальности личности.
Объект − процесс формирования творческой личности.
Задача − определить пути и способы формирования творческого потенциала и индивидуальности личности.
Для того, чтобы решить поставленную задачу и достигнуть цели необходимо рассмотреть понятия творческой индивидуальности, творческой личности и те процессы, которые отвечают за ее становление.
Глава 1.
Понятие
творчества и творческой
индивидуальности.
Э. Ренан
1.1 Общее понятие о творчестве
Сложившаяся система образования, традиционно основанная на непрерывном и последовательном усвоении знаний, несмотря на многовековую историю, не претерпела практически никаких изменений. Однако объем знаний сейчас таков, что усвоить их не то что целиком, но и частично уже невозможно.
Проблема
состояния традиционного
1.
Профессора отбирают те
2.
Авторы учебников "
3. Педагоги передают отобранные конкретные знания студентам на лекциях и практических занятиях (дорога с односторонним движением информации).
4. Студенты получают и запоминают эти знания пассивно, они повторяют слова педагога и учебников на экзаменах, затем они быстро забывают это (чтобы "освободить комнату" для новых порций материала для запоминания).
5.
Наука, однако, не стоит на месте.
Научно-технический прогресс
6. Общество выражает недовольство качеством обучения во время экзаменов. Отмечается, что молодежь не имеет ни достаточных знаний, ни интереса.
Для плодотворной работы и создания чего-то нового необходимо обладать широким кругозором и уметь грамотно решать проблемы. Вузов, где этому учат, сейчас единицы. А объем информации в мире продолжает расти: по некоторым оценкам, он увеличивается каждые десять лет вдвое. Пройдет еще время, и люди просто захлебнутся в потоке информации. Одним словом, пора переходить от традиционного образования (непрерывного усвоения новых знаний и их накопления) к образованию креативному.
Креативность (от лат. Creation - созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность вцелом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. По мнению Э. Фромма, креативность – это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству.
Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью, произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Креативность определяется более конкретно как "совокупность мыслительных (дивергентное мышление; беглость, гибкость, оригинальность мышления; широта категоризации, генерализованная чувствительность к проблеме; умение абстрагироваться, конкретизировать, перегруппировывать идеи) и личностных (регуляторные процессы, воссоздающее и творческое воображение, фантазия) качеств, способствующих проявлению и становлению творчества как субъективного, индивидуально окрашенного стиля деятельности личности". Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.
Для
развития высокого уровня творческих
способностей (креативности) необходим
такой уровень умственного
Однако после достижения определенного уровня развития интеллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ), проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.