Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:15, курсовая работа
Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие творчества и творческой индивидуальности…………...6
1.1 Общее понятие о творчестве…………………………………………….6
1.2 Творческий потенциал личности………………………………………..10
1.3 Негативные факторы, препятствующие развитию
творческих способностей студентов………………………………………..14
Глава 2. Развитие творческой индивидуальности…………………………17
2.1 Творчество в профессии педагога……………………………………....17
2.2 Условия развития творческой индивидуальности……………………..25
Заключение…………………………………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………….37
Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их.
Творчество предполагает стойкий познавательный интерес. Развивать это качество необходимо в рамках учебных занятий. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество.
Применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности обучающегося, направленная на создание объективно и субъективно новых для него ценностей.
Творческая индивидуальность есть личностная характеристика, это осмысленная реализация человеком собственной индивидуальности. Основными характеристиками творческой индивидуальности могут выступать следующие:
Чтобы индивидуальность могла быть продемонстрирована,
1.2 Творческий потенциал личности
Исследованием творческого потенциала личности занимались такие ученые как К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, И. П. Волков, В. В. Давыдов, Р. Г. Немов, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, Е. Л. Яковлева и др. Ими, в том числе, даны определения понятия «творческий потенциал». Так, например, в формулировке Е. Л. Яковлевой «творческий потенциал» – это отображение адаптивности человека, способности реагировать на изменения среды и способности менять себя, отказываться от усвоения стереотипов поведения.
Творческий потенциал личности понимается исследователями как общеличностная способность человека к творению нового, которая выражена в особенностях мышления (критичность, гибкость, оригинальность, системность, любознательность), перцепции (впечатлительность, фантазия, интуиция, воображение), характера (стремление добиваться успеха, упорство, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность, склонность к риску). А также способности к проектированию идеальных эталонов деятельности на основе социокультурных и общечеловеческих ценностей.
Опираясь
на имеющиеся в современной
Важным элементом личности является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью данного элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.
Я. Козелецкий классифицирует потребности творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласно этому критерию он выделяет четыре их вида:
Творческий потенциал будущего специалиста включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в результате социализации и непрерывного образования. При этом, как справедливо замечает В. Г. Рындак, непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых способностей. Возникающие при этом у личности переживания своих возросших возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на апробацию своих новых потенций. Выявление условий эффективного развития творческого потенциала будущих специалистов требует рассмотрения его структурных компонентов, которые определены А. М. Матюшкиным. К ним исследователь относит:
-
познавательные потребности,
-
исследовательскую творческую
-
возможность прогнозирования,
-
способность к созданию
В структуре творческой индивидуальности специалиста особая роль принадлежит истинно-профессиональной направленности, которая, по замечанию Н. В. Кузьминой, является силой, формирующей основные профессионально-ценностные качества специалиста: интерес к выбранной профессии; склонность к ней; намерение заниматься этой деятельностью.
В. В. Аллай идеальную модель творческого потенциала личности рассматривает как единство трех взаимосвязанных компонентов:
- интуиции;
-
эмоциональных компонентов (
-
рациональных компонентов,
Завершенный творческий процесс включает совокупность этапов, решаемых посредством логического мышления (стадия постановки задачи и анализа, стадия проверки интуитивной догадки путем её логической интерпретации), и часть этапов, решаемых интуитивно, на бессознательном уровне (стадия инкубации идеи).
Говоря о творческом потенциале, надо отметить, что педагог должен уметь разглядеть и результат процесса формирования творческой личности. Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности сформированной творческой личности, как:
Исследователями
установлено, что развитие творческого
потенциала зависит от особенности воспитания
и обучения, нежели от возраста, поэтому
условия развития творческих возможностей
чрезвычайно важны.
1.3 Негативные факторы, препятствующие развитию творческих способностей студентов
Выявляют две группы факторов, препятствующих развитию креативности студентов, будущих специалистов: ситуативные и личностные (по С.Д. Смирнову) или внутренние и внешние (по Л.А. Холодковой).
Внутренние барьеры обусловлены невысоки уровнем инновационной культуры личности, что связано с неправильным или недостаточным воспитанием или образованием личности. К таковым относятся:
Внешние барьеры, как считает исследователь, обусловлены низкой инновационной культурой общества, коллектива или конкретного вуза, и определяются влиянием внешней экономико-социокультурной среды на эффективность инновационной деятельности. Их можно разделить на две группы:
технико-opганизационные и психоэмоциональные:
- технико-организационные барьеры инновационной культуры вуза связаны с недостатком или полным отсутствием финансирования, недостаточной (или устаревшей) материально-технической базой вуза, неразвитостью инновационной инфраструктуры, отсутствием механизма освоения нововведений, отсутствием стратегии развития коллектива, неопределенностью правоотношений субъектов творческой деятельности;
- психоэмоциональные внешние барьеры инновационной культуры вуза связаны с общим психологическим состоянием социальной среды, в которой живет и действует творческая личность. К таким барьерам относят: абсолютизацию имеющегося опыта коллектива вуза и пренебрежительное отношение к новому, пришедшему «со стороны», или преувеличенная к нему осторожность; низкий спрос на результаты интеллектуального труда; чрезмерная критика за ошибки, допущенные в процессе реализации (использования) нововведений; недостаточное моральное стимулирование инновационной активности; и другие.
Данные факторы необходимо учитывать при создании условий, способствующих развитию креативности.
Глава 2.
Развитие
творческой индивидуальности
2.1 Творчество в профессии педагога
Профессиональная деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также между этими компонентами и внешней средой. Преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Каждое занятие каждый раз получается новым.
Становится очевидным, что