Становление творческой индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание

Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие творчества и творческой индивидуальности…………...6
1.1 Общее понятие о творчестве…………………………………………….6
1.2 Творческий потенциал личности………………………………………..10
1.3 Негативные факторы, препятствующие развитию
творческих способностей студентов………………………………………..14
Глава 2. Развитие творческой индивидуальности…………………………17
2.1 Творчество в профессии педагога……………………………………....17
2.2 Условия развития творческой индивидуальности……………………..25
Заключение…………………………………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2011.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

      Современная педагогика опирается на тезис о  том, что задатки способностей к  творчеству присущи любому человеку. Задача педагогов — раскрыть эти способности, развить их.

     Творчество  предполагает стойкий познавательный интерес. Развивать это качество необходимо в рамках учебных занятий. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество.

     Применительно к процессу обучения творчество понимается как форма деятельности обучающегося, направленная на создание объективно и субъективно новых для него ценностей.

     Творческая  индивидуальность есть личностная характеристика, это осмысленная реализация человеком собственной индивидуальности. Основными характеристиками творческой индивидуальности могут выступать следующие:

  • творческая индивидуальность развертывается в процессе взаимодействия «субъект-субъект»
  • творческая индивидуальность всегда в той или иной мере адресована другому человеку.

     Чтобы индивидуальность могла быть продемонстрирована,

    • она должна быть осознана самой личностью;
    • необходимы определенные средства, позволяющие выразить собственную индивидуальность;
    • необходимы определенные условия, в которых проявление индивидуальности возможно.
 

     1.2 Творческий потенциал  личности

     Исследованием творческого потенциала личности занимались такие ученые как К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, И. П. Волков, В. В. Давыдов, Р. Г. Немов, В. Г. Рындак, В. А. Сластенин, Е. Л. Яковлева и др. Ими, в том числе, даны определения понятия «творческий потенциал». Так, например, в формулировке Е. Л. Яковлевой «творческий потенциал» – это отображение адаптивности человека, способности реагировать на изменения среды и способности менять себя, отказываться от усвоения стереотипов поведения.

     Творческий  потенциал личности понимается исследователями  как общеличностная способность  человека к творению нового, которая  выражена в особенностях мышления (критичность, гибкость, оригинальность, системность, любознательность), перцепции (впечатлительность, фантазия, интуиция, воображение), характера (стремление добиваться успеха, упорство, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность, склонность к риску). А также способности к проектированию идеальных эталонов деятельности на основе социокультурных и общечеловеческих ценностей.

     Опираясь  на имеющиеся в современной литературе теоретические положения, можно принять в качестве определения творческого потенциала личности специалиста следующее: это система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

     Важным  элементом личности является мотивационный элемент. Он приводит в движение мотивационный процесс и определяет его общее направление, поддерживает, прерывает или завершает мысли и действия, влияет на расходование энергии и время их продолжения. Источники такого типа действий в индивидуальной системе потребностей, являющихся самой важной частью данного элемента личности. Активация потребностей путем стимулов, поступающих из среды, или путем внутренних факторов (последовательность мыслей) приводит в движение мотивационный процесс.

     Я. Козелецкий классифицирует потребности творческих людей, принимая в качестве критерия пространство, в котором они функционируют. Согласно этому критерию он выделяет четыре их вида:

  • первый — жизненные потребности (основные, естественные), являющиеся врожденными, сформированными генетически. Их удовлетворение необходимо для поддержания существования индивидуума и рода Homo sapiens.
  • Вторая группа представляет собой познавательные потребности, которые человек удовлетворяет в области науки, философии, литературы, музыки, изобразительного искусства, информатики (потребность в компетенции, информации, эстетические потребности).
  • Третья группа проблем является более сложной. К ней относятся социальные проблемы, названные автором интерперсональными (например, потребность любви, братства, доминирования или власти над другими, потребность социальной безопасности). Эту группу потребностей можно удовлетворить во внешнем пространстве.
  • К последней группе принадлежат личные потребности, более других связанные с внутренним миром субъекта. Они в большей мере влияют на уникальность и неповторимость личности. Сюда автор относит такие потребности, как потребность индивидуальных достижений, потребность собственной ценности, потребность смысла жизни.
 

     Творческий потенциал будущего специалиста включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в результате социализации и непрерывного образования. При этом, как справедливо замечает В. Г. Рындак, непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых способностей. Возникающие при этом у личности переживания своих возросших возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на апробацию своих новых потенций. Выявление условий эффективного развития творческого потенциала будущих специалистов требует рассмотрения его структурных компонентов, которые определены А. М. Матюшкиным. К ним исследователь относит:

     - познавательные потребности, делающие познавательную мотивацию приоритетной по сравнению с другими типами мотивации;

     - исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, постановке и решении проблем;

     - возможность прогнозирования, предвосхищения;

     - способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

     В структуре творческой индивидуальности специалиста особая роль принадлежит истинно-профессиональной направленности, которая, по  замечанию Н. В. Кузьминой, является силой, формирующей основные профессионально-ценностные качества специалиста: интерес к выбранной профессии; склонность к ней; намерение заниматься этой деятельностью.

     В. В. Аллай идеальную модель творческого  потенциала личности рассматривает как единство трех взаимосвязанных компонентов:

     - интуиции;

     - эмоциональных компонентов (чувства  и эмоции, возникающие при решении  учебных задач и т. д.);

     - рациональных компонентов, включающих  в себя потенциальные составляющие (инновационное мышление, задатки,  способности), побудительно-мотивационные  составляющие (интересы личности  и её потребности, ценностные  ориентации, мотивы на творческую  деятельность), когнитивные составляющие (инновационные знания, умения и навыки, приобретенные в результате обучения, индивидуальный опыт инновационной деятельности, творческое самовыражение в инновационной деятельности).

     Завершенный творческий процесс включает совокупность этапов, решаемых посредством логического мышления (стадия постановки задачи и анализа, стадия проверки интуитивной догадки путем её логической интерпретации), и часть этапов, решаемых интуитивно, на бессознательном уровне (стадия инкубации идеи).

     Говоря о творческом потенциале, надо отметить, что педагог должен уметь разглядеть и результат процесса формирования творческой личности. Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности сформированной творческой личности, как:

  • смелость мысли, склонность к риску;
  • фантазия;
  • проблемное видение;
  • умение мыслить;
  • способность находить противоречие;
  • умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;
  • независимость;
  • альтернативность;
  • гибкость мышления;
  • способность к самоуправлению.
  • возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;
  • высокая трудоспособность;
  • подчинение творчества духовной мотивации;
  • стойкость, упёртость;
  • увлечение работой.

     Исследователями установлено, что развитие творческого  потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важны.  

     1.3 Негативные факторы,  препятствующие развитию  творческих способностей  студентов

     Выявляют  две группы факторов, препятствующих развитию креативности студентов, будущих специалистов: ситуативные и личностные (по С.Д. Смирнову) или внутренние и внешние (по Л.А. Холодковой).

     Внутренние  барьеры обусловлены невысоки уровнем инновационной культуры личности, что связано с неправильным или недостаточным воспитанием или образованием личности. К таковым относятся:

  • восприятие знания и информации как вечных неизменных истин (этот недостаток иногда формируется в вузе при повторном углубленным изучении предметов, пройденных в школе, или при дублировании некоторых разделов знаний в нескольких изучаемых дисциплинах);
  • неспособность мысленно моделировать изучаемый объект при изменении его внутренних и внешних факторов (часто это является прямым следствием дефектов воспитания, связанных с отсутствием упражнений и игр по мысленному моделированию различных ситуаций и фантазированию);
  • отсутствие мотивации – нравственно-эмоциональной потребности и желания решить творческую задачу, что связано с недостаточным морально-нравственным развитием личности;
  • отсутствие духа соперничества – чувства соревновательности в борьбе за высокие достижения в конкретной области;
  • отсутствие морально-волевых качеств – упорства в решении задач, настойчивого стремления получить максимально высокие результаты и довести их до практического применения;
  • отсутствие инновационного мышления– стремления личности к поиску новых оригинальных решений, в которых имеет потребность общество;
  • низкий интеллектуальный уровень, что затрудняет, а в ряде случаев исключает возможность решения человеком творческой задачи;
  • низкая вспоминательная способность, что отрицательно влияет на скорость извлечения из памяти ценной информации при поиске новых эффективных творческих решений;
  • боязнь нововведений (неофобия) – нежелание и страх вносить что-либо новое и агрессивное отношение к новому.

    Внешние барьеры, как считает исследователь, обусловлены низкой инновационной культурой общества, коллектива или конкретного вуза, и определяются влиянием внешней экономико-социокультурной среды на эффективность инновационной деятельности. Их можно разделить на две группы:

технико-opганизационные  и психоэмоциональные:

     - технико-организационные барьеры инновационной культуры вуза связаны с недостатком или полным отсутствием финансирования, недостаточной (или устаревшей) материально-технической базой вуза, неразвитостью инновационной инфраструктуры, отсутствием механизма освоения нововведений, отсутствием стратегии развития коллектива, неопределенностью правоотношений субъектов творческой деятельности;

     - психоэмоциональные внешние барьеры инновационной культуры вуза связаны с общим психологическим состоянием социальной среды, в которой живет и действует творческая личность. К таким барьерам относят: абсолютизацию имеющегося опыта коллектива вуза и пренебрежительное отношение к новому, пришедшему «со стороны», или преувеличенная к нему осторожность; низкий спрос на результаты интеллектуального труда; чрезмерная критика за ошибки, допущенные в процессе реализации (использования) нововведений; недостаточное моральное стимулирование инновационной активности; и другие.

     Данные  факторы необходимо учитывать при  создании условий, способствующих развитию креативности.

 

      Глава 2.

     Развитие  творческой индивидуальности 

2.1 Творчество в профессии  педагога

      Профессиональная  деятельность преподавателя по своему характеру давно и однозначно отнесена в научных исследованиях к творческим видам деятельности и рассматривается как весьма нелегкий труд. Её сложность проявляется в многообразии компонентов, в разноплановости взаимосвязей между ними, а также между этими компонентами и внешней средой. Преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Каждое занятие каждый раз получается новым.

       Становится очевидным, что творческая  индивидуальность студента невозможна  без творческой индивидуальности  педагога.

Информация о работе Становление творческой индивидуальности