Стратегия развития образовательного учреждения (На примере МОУ СОШ среднеобразовательная школа. )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:02, практическая работа

Описание

Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программноцелевую идеологию развития.

Работа состоит из  1 файл

Копия программа.docx

— 62.45 Кб (Скачать документ)

  Федеральное агентство по образованию

  Государственное образовательное учреждение высшего

  профессионального образования 
 
 
 

  Профессионально-педагогический институт

  Дисциплина: «Основы моделирования учебных  дисциплин» 

  Стратегия развития образовательного учреждения

  (На примере МОУ СОШ среднеобразовательная школа. ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил  студент

  курса дневного отделения

  группы     

  Научный руководитель: 
 

  Нижний  Новгород

  2011г.

 

  

  Роль  программы развития образовательного учреждения 

  Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программноцелевую идеологию развития.

  Программа развития может рассматриваться  как особая разновидность общешкольного  плана работы. Как и другие общешкольные планы, программа развития в обязательном порядке должна содержать такие  составляющие, как аналитическое  обоснование, постановку конкретных целей  и задач, выбор средств достижения целей, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные  сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей. (схема №1)  

  Анализ, определение целей и задач, средства достижения их,

  планирование  важнейших действий, мероприятий, событий,

  определение сроков и ответственных исполнителей, ожидаемый результат                                                     

  Как и другие документы, связанные с  планированием, программа развития способствует преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности.

  В то же время программа развития достаточно существенно отличается от традиционного  плана работы общеобразовательного учреждения.(схема №2)  

  Эти отличия связаны прежде всего:

  1) со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач. Следует помнить, что программы развития, при всей желательной детализации предполагаемых действий, акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии их решения;

  2) с ярко выраженной инновационной направленностью программы развития. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования школы, программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;

  3) с ориентацией  на будущее, на  реализацию не  только актуальных, но и перспективных,  ожидаемых, прогнозируемых  образовательных  потребностей, социального  заказа на образование;

  4) с опорой на  идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;

  5) с использованием  при разработке  этого документа  специальной и  достаточно жестко  структурированной  технологии.

  Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный  переход школьного сообщества в  новое качественное состояние, и  одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом.   

  Программа развития предполагает взаимосвязанное  решение трех крупных  задач.

  (таблица  1)  

     Задачи  программы развития   Реализация  задач   результат
  1.   Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития.       анализ  состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций  изменения социального заказа, адресуемого  школе;

  • соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития;

  • анализ и оценку достижений и проблем школы. 

  
  Информационная  справка о школе  и аналитико-прогностическом  обосновании программы  развития.        
  2.   Описание  образа желаемого будущего состояния  школы, ее организационной структуры  и особенностей функционирования.       Концепция желаемого будущего состояния школы.        
  3.   Разработка  и описание стратегии и тактики  перехода школы из существующего  в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода       Стратегия и тактика перехода в новое состояние»       
 

   

  Задачи  программы развития школы  

  Основные  задачи программы развития школы.

  1) Определение места школы в  системе социальных связей и  выявление достигнутого уровня  ее развития.

  Решение этой задачи предполагает:

  • анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;

  • соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития;

  • анализ и оценку достижений и проблем школы.

  Все перечисленное выше находит свое отражение в информационной справке о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы развития.

  2) Описание образа желаемого будущего  состояния школы, ее организационной  структуры и особенностей функционирования.

  Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы.

  3) Разработка и описание стратегии  и тактики перехода школы из  существующего в новое, желаемое  состояние; подготовка конкретного  плана такого перехода.

  Решение этой задачи отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода в новое состояние».

  При всей важности каждой из названных  задач программы развития еще  большее значение имеет их взаимосвязь. Нерешенность любой из них или отсутствие тесной связи между их решениями не позволяет создать действенную и эффективную программу развития школы. Понимание места школы в социуме и прогнозируемого социального заказа создает точку отсчета для анализа достижений и выявления проблем школы. Знание проблем позволяет разумно ограничить и одновременно интенсифицировать поиск инновационных идей развития школы, которые в совокупности составляют концепцию новой школы. Соотнесение этой концепции с существующим положением дел дает основания для выработки конкретных нововведений, стратегии и тактики их осуществления.

  Решение о разработке программы развития образовательного учреждения принимается  коллективом и администрацией школы  и согласуется с учредителями, вышестоящими органами управления. При  принятии решения о начале разработки программы развития важно учитывать, что программы этого типа нужны прежде всего в ситуациях, характеризующихся:

  - стремлением к достижению высоких,  в идеале - оптимальных (максимально  возможных для данных конкретных  обстоятельств и ограничений)  результатов жизнедеятельности  (для получения меньшего эффекта можно обойтись и обычным, традиционным планированием работы);

  - объективной необходимостью вовлечения  в работу широких слоев школьного  сообщества и партнеров школы  и невозможностью обойтись только  усилиями нескольких руководителей  (при отсутствии такой необходимости отдельные изменения могут быть произведены узкой группой лиц - как правило, руководителями школы - и не требуют общешкольной программы развития);

  - осознанием необходимости именно  системных преобразований в школе  (для осуществления стратегий локальных и модульных изменений в школе разрабатываются другие документы, существенно отличные от программы развития школы).

  Распространенная  среди управленцев  точка зрения, что  программы развития необходимы только тем учреждениям, которые планируют перейти в новый статус, ошибочна: программа развития необходима любым коллективам, желающим качественно изменить свою деятельность и ее результаты, а это можно сделать и оставаясь в прежнем статусе.

  Опыт  разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях  говорит в пользу следующей их структуры.

  1. Краткая аннотация  (паспорт) программы.

  2. Информационная справка  об образовательном  учреждении.

  3. Блок аналитического  и прогностического  обоснования программы:

  - анализ состояния и прогноз  тенденций изменения значимой  для школы внешней социальной  среды;

  - анализ состояния и прогноз  тенденций изменения адресуемых  школе образовательных потребностей, социального заказа;

  - анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа;

  - анализ и оценка достижений, педагогического  опыта, конкурентных преимуществ школы за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития;

  - проблемно-ориентированный анализ  состояния школы, описание ключевых  проблем школы и их причин;

  - анализ и оценка инновационной  обстановки в школе, инновационного  потенциала коллектива, потенциальных  точек роста;

  - первичный прогноз восприятия  возможных новшеств в школьном сообществе, возможного сопротивления изменениям.

  4. Концепция (концептуальный  проект) желаемого  будущего состояния  школы как системы.

  5. Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние:

  - стратегия перехода, основные направления,  этапы, задачи осуществления инноваций  и достигаемые рубежи;

  - описание конкретных целей школы  на первых этапах цикла развития;

  - конкретный (тактический и оперативный)  план действий по реализации  программы развития школы. 

  6. Приложения.  

  Разработка  программы

  развития  образовательного учреждения  

  Разработка  программы развития школы - важная задача управленческой деятельности в школе, стремящейся перейти в инновационный  режим жизнедеятельности. Ее решение  предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе»  программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, о которых говорилось выше.

  Деятельность  по разработке программы развития образовательного учреждения состоит из трех взаимосвязанных  логических этапов. Более подробная  логическая структура разработки программы  вместе с ожидаемыми результатами этапов и микроэтапов представлена в таблице № 2.  

 

   

  Таблица № 1. Основные этапы  разработки программы  развития и их ожидаемые  результаты 

     
 

  

  

  Анализ  состояния и прогнозирование  тенденций изменения социального  заказа, адресуемого школе, - это  важная функция управления современной  школой, составная часть аналитико-прогностического обоснования программы развития образовательного учреждения. Значимость такого анализа для развития школы  огромна: реализация данной функции  и входящих в ее состав задач позволяет  уточнить миссию образовательного учреждения, определить оптимальные модели выпускников, сделать выбор основных направлений развития школы. В современных условиях выполнение этой функции объективно осложнено такими обстоятельствами, как расширение и усложнение состава потенциальных заказчиков школы и рост, хотя и неравномерный, их активности; усложнение и дифференциация требований заказчиков к школе; недостаточная компетентность большинства заказчиков в вопросах образования и связанные с этим сложности в формулировании, озвучивании своего заказа; несоотнесенность требований заказчиков и реальных возможностей школ (в условиях постоянных ресурсных ограничений) и ряд других. В этой ситуации школе необходимо изучать, анализировать, прогнозировать и формулировать социальный заказ. Это очень важно в настоящее время, когда происходит переход нашей школы на «12-летнее обучение.

Информация о работе Стратегия развития образовательного учреждения (На примере МОУ СОШ среднеобразовательная школа. )