Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:02, практическая работа
Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программноцелевую идеологию развития.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
Профессионально-
Дисциплина:
«Основы моделирования учебных
дисциплин»
Стратегия развития образовательного учреждения
(На
примере МОУ СОШ среднеобразовательная
школа. )
Выполнил студент
курса дневного отделения
группы
Научный
руководитель:
Нижний Новгород
2011г.
Роль
программы развития образовател
Программа
развития - это важнейший стратегический
документ образовательного учреждения,
переходящего (перешедшего) в инновационный
режим жизнедеятельности
и принявшего за основу программноцелевую
Программа
развития может рассматриваться
как особая разновидность общешкольного
плана работы. Как и другие общешкольные
планы, программа развития в обязательном
порядке должна содержать такие
составляющие, как аналитическое
обоснование, постановку конкретных целей
и задач, выбор средств достижения
целей, планирование важнейших действий,
акций, мероприятий, событий, обеспечивающих
достижение цели в установленные
сроки, определенность и последовательность
этих действий, ответственных исполнителей. (
Анализ, определение целей и задач, средства достижения их,
планирование важнейших действий, мероприятий, событий,
определение
сроков и ответственных исполнителей,
ожидаемый результат
Как и другие документы, связанные с планированием, программа развития способствует преодолению неопределенности и упорядочению совместной деятельности.
В
то же время программа развития достаточно
существенно отличается от традиционного
плана работы общеобразовательного
учреждения.(схема №2)
Эти отличия связаны прежде всего:
1) со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач. Следует помнить, что программы развития, при всей желательной детализации предполагаемых действий, акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии их решения;
2) с ярко выраженной инновационной направленностью программы развития. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования школы, программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;
3) с ориентацией на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;
4)
с опорой на
идеологию системного,
5) с использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии.
Программа
развития рассматривается как
Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач.
(таблица
1)
№ | Задачи программы развития | Реализация задач | результат | |
1. | Определение
места школы в системе |
анализ
состояния образовательного учреждения
и прогнозирование тенденций
изменения социального заказа, адресуемого
школе;
• соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития; • анализ и оценку достижений и проблем школы. |
Информационная справка о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы развития. | |
2. | Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования. | Концепция желаемого будущего состояния школы. | ||
3. | Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода | Стратегия и тактика перехода в новое состояние». |
Задачи
программы развития
школы
Основные задачи программы развития школы.
1) Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития.
Решение этой задачи предполагает:
• анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;
• соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития;
• анализ и оценку достижений и проблем школы.
Все перечисленное выше находит свое отражение в информационной справке о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы развития.
2)
Описание образа желаемого
Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы.
3)
Разработка и описание
Решение этой задачи отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода в новое состояние».
При
всей важности каждой из названных
задач программы развития еще
большее значение имеет их взаимосвязь. Нерешенн
Решение
о разработке программы развития
образовательного учреждения принимается
коллективом и администрацией школы
и согласуется с учредителями,
вышестоящими органами управления. При
принятии решения о начале разработки
программы развития важно учитывать,
что программы этого типа
-
стремлением к достижению
-
объективной необходимостью
-
осознанием необходимости
Распространенная среди управленцев точка зрения, что программы развития необходимы только тем учреждениям, которые планируют перейти в новый статус, ошибочна: программа развития необходима любым коллективам, желающим качественно изменить свою деятельность и ее результаты, а это можно сделать и оставаясь в прежнем статусе.
Опыт разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях говорит в пользу следующей их структуры.
1. Краткая аннотация (паспорт) программы.
2. Информационная справка об образовательном учреждении.
3. Блок аналитического и прогностического обоснования программы:
- анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для школы внешней социальной среды;
-
анализ состояния и прогноз
тенденций изменения
-
анализ состояния и прогноз
-
анализ и оценка достижений, педагогического
опыта, конкурентных
-
проблемно-ориентированный
-
анализ и оценка инновационной
обстановки в школе,
- первичный прогноз восприятия возможных новшеств в школьном сообществе, возможного сопротивления изменениям.
4. Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния школы как системы.
5. Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние:
-
стратегия перехода, основные направления,
этапы, задачи осуществления
-
описание конкретных целей
- конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы развития школы.
6.
Приложения.
Разработка программы
развития
образовательного учреждения
Разработка
программы развития школы - важная задача
управленческой деятельности в школе,
стремящейся перейти в
Деятельность
по разработке программы развития образовательного
учреждения состоит из трех взаимосвязанных
логических этапов. Более подробная
логическая структура разработки программы
вместе с ожидаемыми результатами этапов
и микроэтапов представлена в таблице №
2.
Таблица № 1. Основные этапы разработки программы развития и их ожидаемые результаты
Анализ
состояния и прогнозирование
тенденций изменения