Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:02, практическая работа
Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программноцелевую идеологию развития.
Анализ
социального заказа лучше всего
проводить динамически, сопоставляя
его текущее состояние с
• Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашей школе; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены?
• Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к нашей школе, и характер их предъявления?
• К чему прежде всего предъявлялись требования: к результатам работы школы (каким именно), к содержанию образования, набору предметов, изучаемых в школе, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды?
• Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?
• В какой мере заказчик был удовлетворен уровнем работы школы, исполнением заказа?
• Появились ли у нашей школы в последнее время новые заказчики?
• Изменился ли за последнее время характер социального заказа школе и если изменился, то как?
• Как справляется школа с сегодняшним социальным заказом на образование?
• Как оценивает работу школы сам заказчик?
Для совершенствования УВП школ особо важную роль играет прогнозирование социального заказа, так как деятельность образовательного учреждения не может строиться исходя из вчерашнего и даже сегодняшнего запроса на образование. Чтобы школа эффективно развивалась, необходимы знания завтрашнего социального заказа, которые можно получить только в ходе прогнозирования. При прогнозировании социального заказа полезно задуматься над вопросами типа:
• Как может измениться состав заказчиков нашей школы, какие новые группы заказчиков могут появиться?
• Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления?
• Какие дополнительные ресурсы понадобятся школе для выполнения нового социального заказа?
• Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа?
Итогом прогнозирования должно стать формулирование (например, в рамках программы развития образовательного учреждения) исходного ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями школы.
Анализ
состояния и прогнозирование
тенденций изменения
Информационная справка
о
школе
Информационная справка о школе - это необходимая составная часть программы развития образовательного учреждения. Информационная справка о школе призвана выполнить важные функции как по отношению к разработчикам программы развития, так и по отношению к ее внешним экспертам. Разработчики программы развития, собирая материал для справки, начинают лучше осмысливать достигнутый уровень развития своей школы, а внешние эксперты, читая такую справку, способны быстро войти в курс основных достижений и проблем школы.
Информационная справка о школе представляет собой информационный текст. Он не носит аналитического характера, т.к. аналитико-прогностическое обоснование программы развития дается в ее тексте после информационной справки. Поэтому в информационной справке необходимо прежде всего кратко изложить важнейшую информацию о школе. В содержании справки рекомендуется:
-
указать наименование и статус
школы сегодня (для школ, менявших
наименование, номер, статус, следует
отметить наиболее
-
дать краткую вводную
- коротко описать роль школы в социуме, в территориальной образовательной системе;
-
указать важнейшие объемные
-
дать характеристику
-
охарактеризовать
-
дать характеристику
-
описать подходы к диагностике
результатов образовательного
-
охарактеризовать состояние
-
дать характеристику
-
коротко описать систему
-
дать информацию об основных
результатах образовательного
По
ходу изложения информации в справке
желательно использовать графики и
диаграммы с краткими комментариями.
Концепция
желаемого будущего
состояния школы
Концепция желаемого будущего состояния школы представляет собой развернутое, хотя еще и не вполне конкретизированное представление об ожидаемом результате развития школы. Текст, в котором изложено оно, - необходимая составная часть программы развития образовательного учреждения.
Нередко
в практике внутришкольного
Подчеркну,
что концепция желаемого
Концепция
желаемого будущего состояния школы
опирается на результаты проблемно-ориентированного
анализа состояния школы на основе
связи: проблема школы - общая идея ее
решения - идея конкретного способа
решения. Состав и структура концепции
определяются взглядами ее разработчиков
на состав и структуру школы как
объекта управляемого развития. Целостное
представление концепции
1.
Стратегические основания
-
система ценностей школы, ее
философия; главные принципы
-
миссия образовательного
-
модель (модели) выпускников школы,
-
принципы построения
-
характеристика
-
общий механизм
2.
Концепция образовательной
-
общий принцип, система
-
общая структура
-
взаимосвязь и
-
виды потоков учащихся и
-
принципы группировки
-
подходы к диагностике и
-
общие принципы отбора и
-
принципы и способы
-
требования к учебным и
-
принципы отбора и
-
базовые обобщенные требования
к учебному занятию,
3.
Концепция обеспечивающей
-
внутренние условия
-
требования к номенклатуре, качеству
и объему ресурсов, необходимых
для полноценного
-
общие принципы построения и
ожидаемое будущее состояние
школьных структур, служб, организационных
единиц, занимающихся обеспечением
школы всеми необходимыми
- внешние связи школы и их вклад в ресурсное обеспечение ее жизнедеятельности.
4. Концепция желаемого состояния школьного сообщества, коллектива: