Стратегия развития образовательного учреждения (На примере МОУ СОШ среднеобразовательная школа. )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:02, практическая работа

Описание

Программа развития - это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программноцелевую идеологию развития.

Работа состоит из  1 файл

Копия программа.docx

— 62.45 Кб (Скачать документ)

  Анализ  социального заказа лучше всего  проводить динамически, сопоставляя  его текущее состояние с данными  ретроспективного анализа. При анализе  социального заказа его участникам полезно обсудить следующие вопросы.

  • Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашей школе; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены?

  • Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к нашей школе, и характер их предъявления?

  • К чему прежде всего предъявлялись требования: к результатам работы школы (каким именно), к содержанию образования, набору предметов, изучаемых в школе, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды?

  • Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?

  • В какой мере заказчик был удовлетворен уровнем работы школы, исполнением заказа?

  • Появились ли у нашей школы в последнее время новые заказчики?

  • Изменился ли за последнее время характер социального заказа школе и если изменился, то как?

  • Как справляется школа с сегодняшним социальным заказом на образование?

  • Как оценивает работу  школы сам заказчик?

  Для совершенствования УВП школ особо важную роль играет прогнозирование социального заказа, так как деятельность образовательного учреждения не может строиться исходя из вчерашнего и даже сегодняшнего запроса на образование. Чтобы школа эффективно развивалась, необходимы знания завтрашнего социального заказа, которые можно получить только в ходе прогнозирования. При прогнозировании социального заказа полезно задуматься над вопросами типа:

  • Как может измениться состав заказчиков нашей школы, какие новые группы заказчиков могут появиться?

  • Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления?

  • Какие дополнительные ресурсы понадобятся школе для выполнения нового социального заказа?

  • Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа?

  Итогом  прогнозирования должно стать формулирование (например, в рамках программы развития образовательного учреждения) исходного  ожидаемого социального заказа, который  сопоставляется с ресурсными возможностями  школы.

  Анализ  состояния и прогнозирование  тенденций изменения социального  заказа, адресуемого школе, предполагает проведение опросов потенциальных  субъектов социального заказа, в  том числе родителей учащихся, педагогов, самих школьников. Прогнозирование  социального заказа требует использования  метода сценариев с последующим  выбором наиболее вероятного сценария как основного.   
 
 
 
 
 

  Информационная  справка

  о школе  

  Информационная  справка о школе - это необходимая  составная часть программы развития образовательного учреждения. Информационная справка о школе призвана выполнить важные функции как по отношению к разработчикам программы развития, так и по отношению к ее внешним экспертам. Разработчики программы развития, собирая материал для справки, начинают лучше осмысливать достигнутый уровень развития своей школы, а внешние эксперты, читая такую справку, способны быстро войти в курс основных достижений и проблем школы.

  Информационная  справка о школе представляет собой информационный текст. Он не носит  аналитического характера, т.к. аналитико-прогностическое  обоснование программы развития дается в ее тексте после информационной справки. Поэтому в информационной справке необходимо прежде всего кратко изложить важнейшую информацию о школе. В содержании справки рекомендуется:

  - указать наименование и статус  школы сегодня (для школ, менявших  наименование, номер, статус, следует  отметить наиболее существенные  из этих изменений и их даты), важнейшие (с точки зрения разработчиков  программы и интересов развития  школы) этапы истории школы;

  - дать краткую вводную характеристику  социального окружения школы  и описать характер его влияния  на образовательное учреждение;

  - коротко описать роль школы  в социуме, в территориальной  образовательной системе;

  - указать важнейшие объемные данные  школы (количество учащихся, классов-комплектов, наличие и характер потоков  и различных видов классов,  сменность занятий);

  - дать характеристику контингента  учащихся;

  - охарактеризовать педагогический  персонал школы: общее количество  педагогов, соотношение основных  работников и совместителей, распределение  педагогов по возрасту, стажу,  уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий  по Единой тарифной сетке, наличия  учителей, отмеченных наградами,  почетными званиями, имеющих ученые степени, работающих в школе преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);

  - дать характеристику действующего  программно-методического обеспечения  учебного и воспитательного процессов;

  - описать подходы к диагностике  результатов образовательного процесса;

  - охарактеризовать состояние школьного  здания, инфраструктуры образовательного  процесса, кабинетного фонда, учебно-материальной  базы школы;

  - дать характеристику нормативно-правового  и документационного обеспечения  работы школы;

  - коротко описать систему работы  с педагогическими кадрами;

  - дать информацию об основных  результатах образовательного процесса (в динамике за ряд последних  лет), основных результатах инновационных  процессов, опытно-экспериментальной  работы в школе.

  По  ходу изложения информации в справке  желательно использовать графики и  диаграммы с краткими комментариями.     
 
 

  Концепция желаемого будущего состояния школы  

  Концепция желаемого будущего состояния школы  представляет собой развернутое, хотя еще и не вполне конкретизированное представление об ожидаемом результате развития школы. Текст, в котором изложено оно, - необходимая составная часть программы развития образовательного учреждения.

  Нередко в практике внутришкольного управления наблюдается смешение концепции желаемого будущего состояния школы с концепцией развития школы. Такое смешение неправомерно, так как концепцию развития школы более целесообразно рассматривать как описание перехода школы в новое состояние, которое обозначается в концепции желаемого будущего состояния школы. В случае смешения этих двух концепций руководитель будет пытаться развивать школу, не имея хотя бы приблизительного образа желаемого результата предстоящих преобразований, т.е. лишая инновационный процесс целевых ориентиров. Другое распространенное заблуждение проявляется в смешении концепции желаемого будущего состояния данной, конкретной и неповторимой школы с концепцией какого-либо типа или вида образовательного учреждения в целом.

  Подчеркну, что концепция желаемого будущего состояния школы является нормативным  документом школы. Это означает, что  она не описывает то, что есть, а предписывает, что должно быть, что должно характеризовать новую  школу, какой она должна стать  в результате системных нововведений.

  Концепция желаемого будущего состояния школы  опирается на результаты проблемно-ориентированного анализа состояния школы на основе связи: проблема школы - общая идея ее решения - идея конкретного способа  решения. Состав и структура концепции  определяются взглядами ее разработчиков  на состав и структуру школы как  объекта управляемого развития. Целостное  представление концепции желаемого  будущего состояния школы предполагает наличие в ней следующих взаимосвязанных  блоков.

  1. Стратегические основания жизнедеятельности  школы и главные характеристики  внутренней среды школы:

  - система ценностей школы, ее  философия; главные принципы ее  жизнедеятельности; общая направленность  школы;

  - миссия образовательного учреждения; принадлежность школы к тому  или иному виду или разновидности  образовательного учреждения (например, к гимназиям, лицеям и т.п.);

  - модель (модели) выпускников школы, внутришкольный стандарт качества образования;

  - принципы построения организационной  структуры новой школы, основные  организационные единицы и связи  между ними;

  - характеристика организационной  культуры новой школы;

  - общий механизм функционирования  новой школы и механизм ее  перехода в очередной цикл  развития.

  2. Концепция образовательной системы  новой школы:

  - общий принцип, система организации  образовательного процесса (классно-урочная  или иная система организации);

  - общая структура образовательной  системы, задачи и ожидаемые  результаты, модели результатов  образования (выпускников) для  каждой подструктуры (ступеней, школьных  модулей и т.п.);

  - взаимосвязь и взаимодополнение в образовательной системе школы дидактической подсистемы и подсистемы внеучебной воспитательной работы;

  - виды потоков учащихся и образовательных  траекторий, виды классов, принципы  набора учащихся и формирования  классов и групп;

  - принципы группировки педагогов  для работы с различными категориями  учащихся;

  - подходы к диагностике и оценке  результатов образования;

  - общие принципы отбора и структурирования  содержания образования и их  реализация в учебном плане  школы;

  - принципы и способы обеспечения  интеграции отдельных образовательных  процессов в целостный общешкольный  образовательный процесс;

  - требования к учебным и воспитательным  программам;

  - принципы отбора и использования  ведущих образовательных технологий, методов и средств обучения  и воспитания школьников;

  - базовые обобщенные требования  к учебному занятию, воспитательному  мероприятию.

  3. Концепция обеспечивающей системы  новой школы:

  - внутренние условия жизнедеятельности  школы, необходимые и достаточные  для ее успешного функционирования  и дальнейшего развития (социально-психологические,  организационно-педагогические, материально-вещественные, социально-бытовые, санитарно-гигиенические,  эстетические, пространственно-временные  и др.);

  - требования к номенклатуре, качеству  и объему ресурсов, необходимых  для полноценного функционирования  школы и ее новой образовательной  системы, для создания необходимых  внутренних условий жизнедеятельности  (по каждому виду ресурсов - кадровых, концептуальных, информационных, нормативно-правовых, материально-технических, финансовых  и проч.);

  - общие принципы построения и  ожидаемое будущее состояние  школьных структур, служб, организационных  единиц, занимающихся обеспечением  школы всеми необходимыми ресурсами  (также по всем видам ресурсов);

  - внешние связи школы и их  вклад в ресурсное обеспечение  ее жизнедеятельности.

  4. Концепция желаемого состояния  школьного сообщества, коллектива:

Информация о работе Стратегия развития образовательного учреждения (На примере МОУ СОШ среднеобразовательная школа. )