Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:25, контрольная работа
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы.
1 Стресс и его роль в управленческой деятельности
2 Психологические составляющие деловой беседы в разрешении конфликта
3 Методы борьбы со стрессом
Список литературы
Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один - наиболее типичный из таких вариантов [47]:
рационализировать свой рабочий день;
планировать работу по своим возможностям;
чередовать тактики выполнения работы;
разгружать себя, делегируя полномочия;
никогда не брать работу на дом;
не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;
всегда быть готовым к неожиданностям;
бросить курить;
уделять внимание спорту и физкультуре;
находить новые увлечения;
ходить на работу пешком;
чаще покидать свой кабинет;
делать паузы в работе;
активно отдыхать в выходные дни;
научиться чувствовать приближение стрессовых ситуации.
Эти профилактические мероприятия в цеАОм. повышают резистентность личности к стрессу, но, конечно, не гарантируют успешность выхода из каждой конкретной ситуации. Обычно принято разделять способы выхода из стрессовых ситуаций на активные и пассивные. Первый способ также имеет две разновидности. В одном случае он строится как интенсификация конструктивных действий по организации деятельности и отражает, таким образом, адекватное течение фазы мобилизации. В другом - поведение строится по типу "внешней бурной реакции", когда руководитель "разряжается" на других, выплескивает свои эмоции, причем не столько в конструктивной деятельности, сколько в замещающем ее вымещении эмоций на подчиненных ("нагоняи", "взбучки", "придирки" и т.п.). Второй - пассивный - способ характеризуется тем, что человек "мирится с ситуацией", подавляет напряжение и "загоняет стресс внутрь", не давая выплеснуться эмоциональным проявлениям. Это - своеобразная реакция торможения. Она часто бывает полезной, поскольку позволяет избежать импульсивных необдуманных действий, но при хронических повторениях способствует накоплению (аккумуляции) напряженности, имеет долгосрочные негативные последствия и в целом менее эффективна, чем активный тип реагирования.
2 Психологические составляющие деловой беседы в разрешении конфликта
Понимая организацию как некую систему социальной структуры общества можно выделить в ней и специфику конфликтности, связанной с особенностями ее психологической составляющей. Такие конфликты протекают в составе производственных, финансовых, научных, образовательных, общественных и других организациях. В организациях функционирует сложная система отношений, в которых формируются и существуют противоречия, приводящие к конфликтам.
Любой конфликт, его
стихийное развитие часто
В организации также
может протекать несколько
1). По характеристикам субъектов конфликта они могут быть:
а) межличностные по вертикали
- между руководителем и
б) межгрупповые конфликты - между структурными подразделениями; между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами; между руководством организации и персоналом; между администрацией организации и профсоюзами;
в) конфликты типа "личность - группа" - между руководителем и персоналом, коллективом организации или структурного подразделения; между рядовыми сотрудниками и коллективом организации.
Причинами какого вида конфликтов могут быть психологические, организационные, социальные противоречия в межличностной сфере, межличностных отношениях, неадекватное распределение ресурсов, плохо организованная система коммуникаций, плохие условия труда, нарушения в сфере трудового законодательства, договорных обязательств и ряд других причин.
2). По источникам конфликтности (конфликтогенам) конфликты могут быть:
а) структурными - между структурными подразделениями организации (например, между отделами производства - бухгалтерией и отделом развития);
б) инновационными - связанными с развитием организации, ее структурными изменениями;
в) позиционными - возникающими в сфере значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;
г) ресурсными - возникающими в процессе распределения и использования ресурсов;
д) динамическими - происходящими в процессе социально-психологического изменения, функционирования организации.
Соответственно видам рассмотренных конфликтов их причинами, как правило, становятся несоответствия и противоречия в сфере их возникновения: противоречия в задачах, которые объективно должны решать в организации и ее подразделениях; изменения в организационной структуре организации, ошибках распределения функций, просчеты и несоответствия во взаимоотношениях, нормативах общения, в квалификации работников; различие в целях деятельности подразделений, групповой эгоизм; ограниченность ресурсного обеспечения, нарушение справедливости и целесообразности в отношениях между персоналом организации; Социально-психологические причины жизнедеятельности организации, ее структурированности и уровня организованности.
3). По характеристикам типа функциональной системы:
а) организационно-
б) конфликты в социально-
в) конфликты в административно-
г) конфликты, связанные с функционированием неформальной организации. Причины такого вида конфликтов кроются, прежде всего, в противоречиях системы формальных и неформальных интересов, несовпадением формальных и неформальных методов решения управленческих задач.
д) конфликты, связанные с функционирование социально-психологической системы отношений. Причины таких конфликтов в противоречиях между сложившимися формальными и неформальными системами отношений в группе, групповыми нормами, в борьбе за лидерство и другие формы влияния, в столкновении групповых интересов, ценностей и целей.
Психологические стратегии
и принципы разрешения конфликтов направлены
на управление конфликтами, которые
возникают в любой
Для специалиста управления
очень важно при разрешении
конфликтов оптимально
При разрешении конфликта
и конфликтной ситуации
- предметная сторона конфликта,
связанная с конкретной зоной
противоречий, которые существуют
между участниками конфликтной
ситуации. Соответственно, их действия
будут ориентированы на
- социальная сторона конфликта,
связана с характером
- эмоциональная сторона
конфликта - именно с ней связывается
иррациональное отношение
В рамках эмоционального
измерения конфликта могут
Таким образом, понимание
поведения человека в
3 Метод борьбы со стрессом
При борьбе со стрессом в
организации сложнее всего не
создавать у сотрудников
В последнее время распространено проведение корпоративных психологических тренингов, нацеленных на снижение воздействия стресса и укрепление связей в коллективе. У такого способа существует ряд недостатков: недоступность услуг психолога в момент необходимости, относительно высокая стоимость, субъективность. Существенный барьер для использования услуг психолога — преобладание в обществе устойчивого стереотипа против профессиональной помощи в данной области. Большинство людей болезненно отнесется к предложению работодателя посетить психолога.
Применение медикаментов обладает рядом схожих недостатков, самым страшным из которых является то, что некоторые могут наносить вред здоровью.
Еще один метод — использование технических средств. Современная техника может анализировать и корректировать эмоциональное состояние человека благодаря наличию биологической обратной связи. Применение техники не связано с такими субъективными факторами, как настроение специалиста или его компетенция. В отличие от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда это необходимо. Их применение часто не вызывает у человека чувства, что он болен и его лечат. Стоит отметить высокую скорость проведения сеанса (15–20 минут).
Информация о работе Стресс и его роль в управленческой деятельности