Сущность и содержание воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у человека находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого.
Следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов педагогического воздействия обеспечивает успех в развитии человека в целом и в формировании у него личностных качеств, в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. Сущность и содержание воспитания……………………………………….3
2. Средства и методы педагогического воздействия на личность………...8
2.1 Убеждение……………………………………………………………….9
2.2 Упражнение и приучение……………………………………………11
2.3 Обучение………………………………………………………………..13
2.4 Методы стимулирования………………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 38.31 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. Сущность и содержание воспитания……………………………………….3

2. Средства и методы педагогического воздействия на личность………...8

    2.1 Убеждение……………………………………………………………….9

    2.2  Упражнение и приучение……………………………………………11

    2.3 Обучение………………………………………………………………..13

    2.4 Методы стимулирования………………………………………….…15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у человека находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и содержание воспитания 

    Центральной категорией в педагогике, которую  определяют как науку о воспитании, выступает понятие о воспитании. Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.1

    Центральной и одной из самых древних проблем  в изучении воспитания является определение  его сущности, поскольку в различные  исторические периоды общество характеризовало  эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось  как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств  в соответствии с потребностями  общества. Вместе с тем на сегодняшний  день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет  столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия  «воспитание» связано с тем, какой  аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.

    Если  рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения  подрастающего поколения в жизнь  общества, результатом которого выступает  культурно-историческая преемственность  поколений.

    Воспитание  как общественное явление характеризуется  рядом основных черт, выражающих его  сущность:

  • это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
  • воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
  • на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;
  • воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;
  • по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

    Таким образом, воспитание как общественное явление – это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

    Воспитание  как педагогическое явление –  это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными  людьми (педагогами) в различных  типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью  норм и правил поведения, принятых в  обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие:

    • формирование – процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к  завершенному результату;

    • развитие – процесс поступательного  движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами;

    • саморазвитие – деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических  и физических функций; совершенствование  талантов и способностей;

    • самовоспитание – осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие личностно  значимых качеств и совершенствование  образа жизни через освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном для данной личности.

    Воспитание  как педагогическое явление не может  изменить унаследованные физические данные, врожденный тип нервной деятельности, состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно  способно оказать формирующее влияние  на развитие путем специальной тренировки и упражнений (занятия спортом, укрепление здоровья, совершенствование процессов  возбуждения и торможения, т. е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести коррективы в устойчивость природных  наследственных особенностей. Только под влиянием научно обоснованного  воспитания и создания соответствующих  условий, при учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении  развития всех его органов, учете  его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

    Воспитанию  как педагогическому явлению  присущи определенные признаки:

    1. Воспитание характеризуется целенаправленностью  воздействий на воспитанника. Это  означает, что оно всегда имеет  целью достижение определенного  результата, который определяется  позитивными изменениями, происходящими  в личности воспитанника. Бесцельного  воспитания (воспитания вообще) не  существует.

    2. Воспитание имеет гуманистическую  направленность, которая определяет  характер воздействия педагога  на воспитанника. Цель этого воздействия  – стимулирование позитивных  изменений в его личности (освоение  духовно-нравственных ценностей,  формирование базовых культур  и др.).

    3. Важнейшим признаком воспитания  является взаимодействие воспитателя  и воспитанника, что выражается  в активности самого воспитанника  в процессе воспитания и определяет  его субъектную позицию.

    4. Воспитание как педагогическое  явление – это процесс, предполагающий  конкретные качественные и количественные  изменения личностей, с которыми  взаимодействует воспитатель. Исходя  из этого воспитание как педагогическое  явление принято называть воспитательным  процессом, под которым понимается  спланированная, долгосрочная, специально  организованная жизнедеятельность  детей в условиях образовательного  учреждения.

    Воспитательному процессу присущи следующие функции:

    а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и  развития;

    б) организация учебно-воспитательной деятельности детей;

    в) использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка;

    г) отбор содержания воспитания, средств  и условий социальной среды;

    д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся  личность;

    е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка  в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.

    Таким образом, соотношение понятий «воспитание  как общественное явление» и «воспитание  как педагогическое явление» заключается  в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает  составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Средства и методы педагогического воздействия на личность 

    Разнообразие  целей воспитания называют педагогическим процессом. Систему воспитательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников, именуют методом воспитания либо методом обучения.

    Технологическая система педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего  педагог убеждает воспитуемого в  возможности и целесообразности решения конкретной задачи, затем  он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На все этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

    Для должного функционирования педагогического  процесса нужно, как минимум, пять групп  методов воздействия на личность:

  • убеждение;
  • упражнения и поручения;
  • обучение;
  • стимулирование;
  • контроль и оценка.

    Методы  воздействия на личность оказывают  комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот  почему любая группировка методов  условна, а рассмотрение каждого  из них в отдельности производится лишь для удобства анализа и выделения  их характерных особенностей. Следует  также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.

    В теории и практике педагогического  процесса употребляется и такое  понятие как прием. Прием выступает  как элементарное звено педагогического  процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных  педагогических ситуациях. Беседа по душам, диспут, разъяснение - примеры приемов  убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.

    Итак, уточним понятие метода. Метод  воздействия на личность - это система  педагогических примеров, позволяющих  решать те или иные педагогические задачи.

    Еще одно важнейшее понятие в этом ряду - форма организации педагогического  воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического  воздействия:

  • учебный процесс;
  • внеаудиторная, внеклассная работа;
  • семейное воспитание;
  • воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
  • воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).3

Информация о работе Сущность и содержание воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность