Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:45, контрольная работа
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у человека находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого.
Следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов педагогического воздействия обеспечивает успех в развитии человека в целом и в формировании у него личностных качеств, в частности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. Сущность и содержание воспитания……………………………………….3
2. Средства и методы педагогического воздействия на личность………...8
2.1 Убеждение……………………………………………………………….9
2.2 Упражнение и приучение……………………………………………11
2.3 Обучение………………………………………………………………..13
2.4 Методы стимулирования………………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Сущность и содержание воспитания……………………………………….3
2. Средства и методы педагогического воздействия на личность………...8
2.1 Убеждение………………………………………………………
2.2
Упражнение и приучение……………………
2.3
Обучение…………………………………………………………
2.4
Методы стимулирования………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
Под
воспитанием понимается целенаправленное
развитие каждого растущего человека
как неповторимой человеческой индивидуальности,
обеспечение роста и совершенствования
нравственных и творческих сил этого человека,
через построение такой общественной
практики, в условиях которой то, что у
человека находится в зачаточном состоянии
или пока только составляет возможность,
превращается в действительность. "Воспитывать
- это значит направлять развитие субъективного
мира человека", с одной стороны, действуя
в соответствии с тем нравственным образцом,
идеалом, который воплощает требования
общества к растущему человеку, а с другой
стороны, преследуя цель максимального
развития индивидуальных особенностей
каждого.
1.
Сущность и содержание
воспитания
Центральной
категорией в педагогике, которую
определяют как науку о воспитании,
выступает понятие о
Центральной и одной из самых древних проблем в изучении воспитания является определение его сущности, поскольку в различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.
Если
рассматривать воспитание как общественное
явление, то его следует определять
как сложный и противоречивый
социально-исторический процесс вхождения
подрастающего поколения в
Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:
Таким образом, воспитание как общественное явление – это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Воспитание
как педагогическое явление –
это целенаправленный, системно организованный
процесс, реализуемый специально подготовленными
людьми (педагогами) в различных
типах образовательных
• формирование – процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к завершенному результату;
• развитие – процесс поступательного движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами;
•
саморазвитие – деятельность субъекта
по созданию себя, своего «Я», включающая
любую активность субъекта, осуществляемую
сознательно или
•
самовоспитание – осознанная деятельность
субъекта, идущая параллельно с воспитанием,
реализуемая под его
Воспитание
как педагогическое явление не может
изменить унаследованные физические данные,
врожденный тип нервной деятельности,
состояние географической, социальной,
домашней или других сред. Но оно
способно оказать формирующее влияние
на развитие путем специальной тренировки
и упражнений (занятия спортом, укрепление
здоровья, совершенствование процессов
возбуждения и торможения, т. е. гибкости
и подвижности нервных
Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки:
1.
Воспитание характеризуется
2.
Воспитание имеет
3.
Важнейшим признаком
4.
Воспитание как педагогическое
явление – это процесс,
Воспитательному процессу присущи следующие функции:
а)
диагностика природных
б)
организация учебно-
в)
использование положительных
г) отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся личность;
е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.
Таким
образом, соотношение понятий «
2.
Средства и методы педагогического
воздействия на личность
Разнообразие целей воспитания называют педагогическим процессом. Систему воспитательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников, именуют методом воспитания либо методом обучения.
Технологическая
система педагогического
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
Методы
воздействия на личность оказывают
комплексное воздействие на учащихся
и крайне редко применяются
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа по душам, диспут, разъяснение - примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.
Итак, уточним понятие метода. Метод воздействия на личность - это система педагогических примеров, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Еще
одно важнейшее понятие в этом
ряду - форма организации