Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:45, контрольная работа
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у человека находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого.
Следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов педагогического воздействия обеспечивает успех в развитии человека в целом и в формировании у него личностных качеств, в частности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. Сущность и содержание воспитания……………………………………….3
2. Средства и методы педагогического воздействия на личность………...8
2.1 Убеждение……………………………………………………………….9
2.2 Упражнение и приучение……………………………………………11
2.3 Обучение………………………………………………………………..13
2.4 Методы стимулирования………………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19
2.1 Убеждение
Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.
Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, словом, к Высокому и Прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и внушение в их органическом единстве дополняют друг друга.
Чем же один человек может убедить другого человека? Словом, делом, примером, в том числе и личным.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.
Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих участников к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни. Форма беседы может быть самой разнообразной, но она непременно должна наводить на размышления, результатами которых должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или иными делами и поступками.
Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психический контакт с аудиторией от начала и до конца - вот главное слагаемое успеха лекции.
Диспут - это столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить от этических норм и требований хотя иногда это так хочется в полемическом задоре. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновении мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
Педагогические требования к применению методов убеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований:
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников;
2.
Опора на жизненный опыт
3.
Искренность, конкретность и
4.
Сочетание убеждения и
5.
Учет возрастных и
2.2 Упражнение и приучение
Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанником определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря, по-другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.
Привычки как отмечал К.Д. Ушинский, укореняются путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока "не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие становления привычки". А.С. Макаренко призывал "стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке".
Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-теоретических этапах.
Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, физического и эстетического восприятия и развития.
В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:
1)
упражнения в полезной
2) режимные упражнения;
З) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворения от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.
Режимные
упражнения - это такие упражнения,
главный педагогический эффект от применения
которых дает не результат, а хорошо
организованный процесс - режим. Соблюдение
оптимального режима в семье и
учебном заведении приводит к
синхронизации
Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первоклассников "тренируют" вставать при входе учителя, молодых солдат тренируют правильно наматывать портянки, заправлять постель по установленным правилам, приветствовать старших по званию.
Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок, неопрятному поручают обязанности санитара, а самого эгоистичного просят от имени всех навестить больного товарища.
Таким
образом, упражнения направлены, прежде
всего, на организацию и руководство
деятельностью и поведением воспитанников.
Упражнение лишь на самых ранних стадиях
можно рассматривать как
2.3 Обучение
Номенклатура
и классификация методов
Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на:
1)
методы приобретения новых
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
З) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Эту
классификацию дополняют
1)
методы организации и
2)
методы стимулирования и
З) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно-практические и продуктивно-практические, объяснительно-побуждающие и частично-поисковые, побуждающие и поисковые.
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения И.Я. Лернером и М.Л. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности или способ усвоения, обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
1)
обьяснительно-иллюстративный
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4)
частично-поисковый /или
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы:
1) репродуктивную 1 и 2 методы, при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;
2)
продуктивную 4 и 5 методы, отличающуюся
тем, что учащийся добывает новые знания
в результате творческой деятельности;
Проблемное изложение занимает промежуточное
положение, так как оно в полней мере предполагает
как усвоение готовой информации, так
и элементы творческой деятельности. Однако
обычно педагоги с известными оговорками
причисляют проблемное изложение к продуктивным
методам.
2.4 Методы стимулирования
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых -оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим. Рассмотрим методы стимулирования подробно.
Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Главная задача педагога - не дать соревнованию выродится в жестокую конкуренцию и стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие инициативы и ответственности.
Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так, и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание - один из самых старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусах встречаются рисунки на тему педагогической практики тех лет: мальчик в характерной позе и учитель с розгами над ним. Привлекла в этом методе простота и внешняя кажущаяся результативность. Однако со времен тоже очень давних ведется борьба за отмену физических наказаний и наказаний, оскорбляющих честь и достоинство воспитанника. На каких-то этапах эта борьба перехлестывала через край и превращалась в борьбу с наказанием как с методом.