Тематическая дискотека как средство формирования здорового образа жизни подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать и внедрить программу тематической дискотеки с целью формирования здорового образа жизни подростков

Работа состоит из  1 файл

Здоровье.docx

— 174.31 Кб (Скачать документ)

 

  • Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

 

(Мухина В.С.  Возрастная психология) [6]

 

Они делятся на следующие виды:

 

  1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
  2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
  3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой).

 

Знание подростковых увлечений  помогает лучше понять внутренний мир  и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками  и взрослыми.В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают  все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам  практической и умственной деятельности.Главная  новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

 

В этом возрасте создаются  неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с  взаимоотношениями людей, в том  числе умения налаживать деловые  контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой  обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически  во всех сферах деятельности, в которые  вовлечен подросток и которые  могут быть организованы на групповой  основе: учение, труд, игра.

Дубровина И.В. Рабочая  книга школьного психолога) [5]

 

Главными личностными  чертами подростка являются следующие:

 

1. Непримиримость ко злу,  эмоциональное неприятие его,  с одной стороны, сочетается  с неумением разобраться в  сложных явлениях жизни – с  другой.

2. Подросток хочет быть  хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его  прямолинейно воспитывают.

3. Подростку хочется быть  личностью. Совершить что-нибудь  героическое, романтическое, необычное.  При наличии потребностей к  действию и желания самоутвердиться  подросток еще не знает, как  этого можно добиться.

4. У подростка выражено  противоречие между богатством  желаний и ограниченностью сил.  Отсюда множественность и непостоянство  увлечений. Подросток боится обнаружить  свою несостоятельность, он слишком  самолюбив и может прикрываться  показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

 

5. В подростке очень  сочетаются романтическая восторженность  и грубые выходки. Восхищение  красотой и хроническое отношение  к ней. Он стыдится своих  чувств. Такие человеческие чувства  кажутся ему детскими. Он опасается,  что будут считать чересчур  чувствительным, и прикрывается  грубостью.

(Мухина В.С.  Возрастная психология) [6]

Прилив физических сил  побуждает к деятельности. Не у  каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования  этого возраста.

 

 

 

 

1.3 Проблема формирования  здорового образа жизни среди  подростков средствами тематической  дискотеки

В целях совершенствования  досуговой деятельности подростков, необходимо развивать новые формы  досуга и преобразовывать старые. Сейчас наиболее популярной формой досуга подростков, является дискотека.

При проведении культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи  легче адаптироваться во взрослом мире, очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что  значительный объём музыкальной  информации, влияние теле, аудио, видео  программ, изменчивость палитры музыкальных  увлечений молодёжи – всё это  требует на современном этапе  специального изучения, постоянного  внимания со стороны организаторов  дискотечных программ и постоянного  осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают.

Здоровый образ жизни  подростков, являясь координирующим элементом культуры молодого человека, содействует формированию здоровья, повышению общей работоспособности  и творческой активности. Конкретная повседневная реализация ЗОЖ - неотъемлемая часть гуманитарной культуры молодого человека, богатство его духовного  мира, жизненных целей и ценностных ориентаций. Поэтому одно из центральных направлений ЗОЖ - это воспитание сознательного отношения учащихся к здоровью своему и окружающих. Ответственность в этом формируется в комплексе всего индивидуального пути развития человека, его взаимоотношения с окружающими, как часть общей культуры, проявляющейся в единстве стилевых особенностей поведения, манеры общения, способов мышления и ценностных ориентаций, реализуемых в индивидуальном образе жизни.

Большое значение на формирование культуры здоровья подрастающего поколения  влияет массовая культура - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, среди основных направлений и проявлений, которой  можно выделить индустрию формирования имиджа и "улучшения" физических данных индивида (массовое физкультурное  движение, культуризм, шейпинг, спортивный туризм, индустрия услуг физической реабилитации, сфера медицинских  услуг и фармацевтических средств  изменения внешности и т.п.), являющаяся специфической областью в общей  индустрий услуг, стандартизирующая  физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж или  на основании идеологических установок  общества на формирование нации потенциальных  воинов с должной спортивно-физической подготовленностью, как это было в советское время.

Решение проблемы образа жизни  в отношении формировании культуры здоровья подростка лежит на пути заимствования культурного наследия, формирования мышления в области  профилактики и укрепления здоровья. Речь идет о формировании мировозренческой позиции, характеризующейся взаимосвязью и взаимообусловленностью значений культуры здоровья, усвоенных индивидом  с другими человеческими ценностями (счастье, любовь, мир, самореализация и саморазвитие), без которых происходит физиологическая, умственная, эмоциональная и психическая деградация личности.

Формирование  установки на здоровый образ жизни  – длительный и много аспектный  процесс, успешность которого определяется рядом условий:

1. Охват в процессе формирования установки важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих:

- соблюдение оптимального  двигательного режима;

- тренировку иммунитета  и закаливание;

- организацию рационального  питания и режима жизнедеятельности;

- психофизиологическую регуляцию; 

- искоренение вредных  привычек.

2. Учет в процессе формирования установки структуры данного феномена, что требует целостного единства трех аспектов работы:

- усвоения системы знаний  о сущности здорового образа  жизни и путях его формирования;

- стимулирования самосознания  человека, направленного на эмоционально-личностное  отношение к идее здорового  образа жизни;

- освоения норм поведения,  соответствующих здоровому образу  жизни.

(Акилов, М.В. Индивидуальный  стиль здорового образа жизни) [7]

Понимание школьниками здоровья как эстетической и нравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека» повышает привлекательность  здорового образа жизни, активизирует позицию учащихся в преодолении  трудностей, в сопротивлении давлению анти социальных группировок. Таким образом, в данной работе понятия «установка» и «ценностная ориентация» на ЗОЖ синонимичны.

Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? В общем плане  для установки любой формы  поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая  усилий и достижимая.

Можно выделить несколько  факторов, существенных для установки  здорового образа жизни:

1) Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;

2) Желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;

3) Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;

4) Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.

5)  Проговоренные правила в семье.

6) Способность конструктивно справляться со своими негативными чувствами.

7)  Адекватная самооценка.

8)  Личный пример родителей.

(Алексеев, С.В.  Мудрость здоровья. Культура и  образ жизни человека.) [8]

И не следует забывать о  том, что стремление современного подростка  сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание  важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.

Для вовлечения учащихся в  процесс здоровьетворчества (внимание к собственному здоровью, выработка  индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту  деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут  овладеть детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет  им возможности для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих учащихся, учителей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет школьников задуматься над самим  понятием здоровье, связать его с  поведением человека, а также состоянием природы.

Подготовить школьника к  самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации  – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие  образовательные технологии) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке  моделей реальных условий жизни  – это те мостики, которые позволяют  учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

Задача здоровье сберегающей  педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда  аттестат о среднем образовании  будет действительной путёвкой в  счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и  бережно относиться к здоровью других людей. (Н.К. Смирнов. «Здоровье сберегающие образовательные технологии). [7]

 

Вывод:

Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни  во внеклассной работе проходило  эффективно, следует:

Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научить детей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.

Информация о работе Тематическая дискотека как средство формирования здорового образа жизни подростков