Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа
Цель работы: разработать и внедрить программу тематической дискотеки с целью формирования здорового образа жизни подростков
«Здоровье – это еще не все,
но без здоровья, все – ничто»
Артур Шопенгауэр
Введение
Здоровье - бесценное достояние
не только каждого человека, но и
всего общества. При встречах, расставаниях
с близкими и дорогими людьми мы
желаем им доброго и крепкого здоровья,
так как это - основное условие
и залог полноценной и
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 80-е годы XX века выявила, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет позволяют говорить о том, что продолжительность жизни, жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от образа жизни.
На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день.
В свою очередь, досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема здорового образа жизни подростков заключается ещё и в неумении организовать правильно своё свободное время. Сегодня, именно дискотека является одной из самых популярных форм досуга подростка и молодёжи. Почему же не воспользоваться её огромным потенциалом? Сделать дискотеку тематической и направить подростка в правильное русло? Дискотека выступает как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. Организация и проведение дискотеки ставит перед коллективом комплекс творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества и изобретательства, помогает развивать познавательную активность и художественный вкус. Также развивает музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и многое другое. Очевидно, что в современных условиях общественной жизни дискотека как форма организации досуга подростка должна подняться на более высокую качественную ступень развития.
Возможности использования различных технологий социально-культурной деятельности в формировании личности отражены в трудах М.А. Ариарского,. А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В.Литовкина, и других авторов. Тем не менее, несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных проблемам формирования здорового образа жизни молодежи проблема по сей день остаётся актуальной.
Цель работы: разработать и внедрить программу тематической дискотеки с целью формирования здорового образа жизни подростков
Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни средствами тематической дискотеки
Объект исследования: подростки – посетители дискотеки
Задачи:
- дать характеристику понятия «дискотека»
- изучить психолого-
- определить специфику
проведения дискотек для
- выявить проблемы формирования
здорового образа жизни у
Методологической базой
исследования являются принципы структурно-функционального,
сравнительно-исторического и
Практическая значимость. Данная работа имеет практическую значимость в проведении программы тематической дискотеки на базе школ, для формирования здорового образа жизни подростков.
База исследования: Средняя школа №90 города Минска
Курсовая состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений
Глава 1 «Теоретический аспект тематической дискотеки и её роль в жизни подростка»
Дискотека способна синтезировать
в себе самые разные виды художественного
творчества, любительского увлечения.
Впитывая в себя веяние нового времени,
она создаёт прекрасные возможности
для проявления творческой активности,
расширения различных познаний и
интересов. Не смотря на то, что сочетания
познавательного и
Известно, что посещение
дискотечных вечеров превышает
количество посещений других видов
клубных мероприятий. Поэтому вопросы
организации и
Дискотека — культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте, либо на открытом воздухе (танцплощадке). (Запесовецкий А.С. «Молодёжная дискотека) [1]
Дискотека включает в себя:
Дискотека выступает и как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. В этом качестве дискотека обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства, развивает познавательную активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными словами, участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма и его расширению способствует. Это делает ее одним из средств формирования гармонически развитой личности. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы самодеятельных дискотек было больше. Но дискотека формирует личность не только участника творческого коллектива. Она – средство идейно-эстетического воспитания всех ее посетителей. Аудитория сегодняшней дискотеки огромна, она включает практически целое поколение молодежи, а также людей иных возрастов. Дискотека возникла из глубин самодеятельного творчества. К моменту ее появления просто не существовало того профессионального образца, на который, она могла бы ориентироваться. Этот образец складывался постепенно, как выстраданный результат самодеятельных творческих исканий. Характерно, что первые опыты теоретического и методического осмысления практических поисков в этой области также принадлежат перу самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в профессионалов дискотеки.
Дискотека обладает специфическими характеристиками, выделяющими её из остальных форм организации социально-культурной деятельности:
(Адаховская Е.А. Дискотека в пространстве культуры) [2]
Основные составляющие тематической дискотеки:
1. Аудиоряд. Это может быть музыкальной подборкой по заданному тематическому параметру.
2. Видеоряд. Какой-то общий
элемент одежды участников (как
частный случай - раскраски лица,
прически и т.д.) по заданному
тематическому параметру. (
3. Театрализованный ряд.
Несколько ряженых аниматоров
на протяжении дискотеки
При разработке тематической дискотеки можно учитывать как один компонент, так и складывать их вместе
(Запесовецкий А.С. «Молодёжная дискотека) [1]
1.2 Психолого-педагогические
особенности подросткового
Подростковый возраст (от 12—14 до 15—17 лет) – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. (Бодалев, А.А. Психология личности) [3]
В подростковом возрасте весьма
высокого уровня развития достигают
все без исключения познавательные
процессы. В эти же годы открыта
проявляется абсолютное большинство
жизненно необходимых личных и деловых
качеств человека. Например, высшего
уровня своего развития в детстве
достигает непосредственная, механическая
память, образуя вместе с достаточно
развитым мышлением предпосылки
для дальнейшего развития и совершенствования
логической, смысловой памяти. Высокоразвитой,
разнообразной и богатой
Подростковый период имеет
множество характерных именно для
данного возраста противоречий и
конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная
развитость подростков, которую они
демонстрируют при решении
В ходе бурного роста и
физиологической перестройки
Центральным психологическим
новообразованием в подростковом возрасте
становится формирование у подростка
своеобразного чувства