Тематическая дискотека как средство формирования здорового образа жизни подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать и внедрить программу тематической дискотеки с целью формирования здорового образа жизни подростков

Работа состоит из  1 файл

Здоровье.docx

— 174.31 Кб (Скачать документ)

«Здоровье – это  еще не все,

 но без здоровья, все – ничто» 

 Артур Шопенгауэр

Введение

Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека, но и  всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие  и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять  наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно  сохраняемое и укрепляемое самим  человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 80-е годы XX века выявила, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет  позволяют говорить о том, что  продолжительность жизни, жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от образа жизни.

На сегодняшний день у  школьников, как и у населения  в целом, преобладает пренебрежительное  безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В  целом у учащихся не развита потребность  в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки  и выпускники общеобразовательных  школ имеют неточное и неполное представление  о сущности здоровья человека и его  аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового  образа жизни.

Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день.

В свою очередь, досуг оказывает  огромное влияние на все сферы  жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема здорового образа жизни подростков заключается ещё и в неумении организовать правильно своё свободное время. Сегодня, именно дискотека является одной из самых популярных форм досуга подростка и молодёжи. Почему же не воспользоваться её огромным потенциалом? Сделать дискотеку тематической и направить подростка в правильное русло? Дискотека выступает как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. Организация и проведение дискотеки ставит перед коллективом комплекс творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества и изобретательства, помогает развивать познавательную активность и художественный вкус. Также развивает музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и многое другое. Очевидно, что в современных условиях общественной жизни дискотека как форма организации досуга подростка должна подняться на более высокую качественную ступень развития.

Возможности использования  различных технологий социально-культурной деятельности в формировании личности отражены в трудах М.А. Ариарского,. А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В.Литовкина,  и других авторов.  Тем не менее, несмотря на наличие  многочисленных работ, посвященных  проблемам формирования здорового  образа жизни молодежи проблема по сей день остаётся актуальной.

 

 

 

Цель работы: разработать и внедрить программу тематической дискотеки с целью формирования здорового образа жизни подростков

Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни средствами тематической дискотеки

Объект исследования: подростки – посетители дискотеки

Задачи:

- дать характеристику  понятия «дискотека»

- изучить психолого-педагогические  особенности подросткового возраста

- определить специфику  проведения дискотек для подростков

- выявить проблемы формирования  здорового образа жизни у подростков

Методологической базой  исследования являются принципы структурно-функционального, сравнительно-исторического и системного подходов к изучению дискотек как  формы социально-культурной деятельности. Структурно-функциональный подход позволяет  рассмотреть дискотеки через  их функции, а именно через самореализующую, развивающую, релаксации и коммуникативную.

Практическая значимость. Данная работа имеет практическую значимость в проведении программы тематической дискотеки на базе школ, для формирования здорового образа жизни подростков.

База исследования: Средняя школа №90 города Минска

Курсовая состоит  из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений

 

 

Глава 1 «Теоретический аспект тематической дискотеки и  её роль в жизни подростка»

    1. Сущность понятия «дискотека», особенности и основные составляющие «тематической дискотеки»

 

Дискотека способна синтезировать  в себе самые разные виды художественного  творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности  для проявления творческой активности, расширения различных познаний и  интересов. Не смотря на то, что сочетания  познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё  же она позволяет молодёжи реализовать  потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в  основу дискотеки заложено общение  молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные  увлечения молодёжи одного поколения  весьма разнообразны. Именно на дискотеке  собирается разносторонняя  аудитория  с широким кругом ориентации и  требований.

Известно, что посещение  дискотечных вечеров превышает  количество посещений других видов  клубных мероприятий. Поэтому вопросы  организации и совершенствования  молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. 

 

Дискотека — культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте, либо на открытом воздухе (танцплощадке). (Запесовецкий А.С. «Молодёжная дискотека) [1]

 

Дискотека включает в себя:

  • постановочное мероприятие со сценарием и режиссурой;
  • наличие информационной и даже просветительской составляющих: околомузыкальные новости, рассказы об исполнителях и т.п.;
  • фигура диск-жокея как музыкального обозревателя, автора программы и даже, возможно, исполнителя.

Дискотека выступает и  как одна из популярнейших форм самодеятельного  творчества. В этом качестве дискотека  обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует  проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства, развивает  познавательную активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными  словами, участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма  и его расширению способствует. Это  делает ее одним из средств формирования гармонически развитой личности. Поэтому  общество заинтересовано в том, чтобы  самодеятельных дискотек было больше. Но дискотека формирует личность не только участника творческого  коллектива. Она – средство идейно-эстетического  воспитания всех ее посетителей. Аудитория  сегодняшней дискотеки огромна, она включает практически целое  поколение молодежи, а также людей  иных возрастов. Дискотека возникла из глубин самодеятельного творчества. К моменту ее появления просто не существовало того профессионального  образца, на который, она могла бы ориентироваться. Этот образец складывался  постепенно, как выстраданный результат  самодеятельных творческих исканий. Характерно, что первые опыты теоретического и методического осмысления практических поисков в этой области также  принадлежат перу самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в профессионалов дискотеки.

 

Дискотека обладает специфическими характеристиками, выделяющими  её из остальных форм организации  социально-культурной деятельности:

 

  1. Организация на основе музыкальных интересов и предпочтений
  2. Развлекательная направленность
  3. Рекреативный характер деятельности
  4. Удовлетворение духовных потребностей
  5. Возрастная характеристика
  6. Частота и обязательность посещения не регламентируется
  7. Организована частным образом

(Адаховская Е.А. Дискотека в пространстве культуры) [2]

 

Основные составляющие тематической дискотеки:

1. Аудиоряд. Это может быть музыкальной подборкой по заданному тематическому параметру.

2.  Видеоряд. Какой-то общий  элемент одежды участников (как  частный случай - раскраски лица, прически и т.д.) по заданному  тематическому параметру. (Например – « Иван-Купала», «Гавайская вечеринка»)

3. Театрализованный ряд.  Несколько ряженых аниматоров  на протяжении дискотеки проводят  некое театрализованное действо  с мелкими вкраплениями конкурсов  с призами, интервью, концертных  номеров и т. д. 

При разработке тематической дискотеки можно учитывать как  один компонент, так и складывать их вместе

(Запесовецкий  А.С. «Молодёжная дискотека) [1]

 

 

1.2  Психолого-педагогические  особенности подросткового возраста

Подростковый возраст (от 12—14 до 15—17 лет) – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. (Бодалев, А.А. Психология личности) [3]

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают  все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыта  проявляется абсолютное большинство  жизненно необходимых личных и деловых  качеств человека. Например, высшего  уровня своего развития в детстве  достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки  для дальнейшего развития и совершенствования  логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают  произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют  уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам  практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств  обучения. Формируются и развиваются  общие и специальные способности, в том числе необходимые для  будущей профессиональной деятельности.

Подростковый период имеет  множество характерных именно для  данного возраста противоречий и  конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они  демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных  проблем, да и сами подростки активно  к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения  к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.

В ходе бурного роста и  физиологической перестройки организма  у подростков может возникнуть чувство  тревоги, повышенная возбудимость, сниженная  самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья  к унынию и пессимизму. Придирчивое  отношение к родным сочетается с  острым недовольством собой.

 

Центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка  своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания  отношения к самому себе как к  взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе  и семье не меняется. И тогда  начинается борьба за признание своих  прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми  и подростками.

 

  • Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

 

  • Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Информация о работе Тематическая дискотека как средство формирования здорового образа жизни подростков