Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:53, контрольная работа
Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………………………………..5
Из истории учения о темпераменте……………………………..………………………….5
Понятие темперамента…………………………………………………………………………….9
Типология темпераментов………………………………………………………………………14
Понятие о типе темперамента…………………………………………………………..14
Типы темперамента……………………………………………………………….…………..15
Теория И.П. Павлова………………………………………………………………….…………….23
Заключение……………………………………………………………………………………………….………29
Список использованной литературы……………………………………………………..………..30
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра
Контрольная работа №1
«Темперамент и особенности поведения человека»
Санкт-Петербург,
2011г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Тема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Наблюдения показали, что
все люди различны не только по внешности,
но и по поведению, движениям. Например,
если последить за поведением учеников
на уроке, то можно сразу заметить
разницу в поведении, движениях
каждого. У одних неторопливые правильные
движения, заметное спокойствие во
взгляде, а у других резкие движения,
суета в глазах, но большинство
из них показывают похожие результаты
в развитии. Чем же объясняется
такая разница в поведении? Прежде
всего темпераментом, который проявляется
в любом виде деятельности (игровая,
трудовая, учебная, творческая), в походке,
жестах, во всем поведении. Индивидуальные
психологические особенности
Темперамент легко определить
по скорости движений человека, по темпу
его речи, по умению быстро и легко
включаться в работу, по отзывчивости
на чувства других людей, по умению
увлекаться делом, проявляя при этом
большую настойчивость и
Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.
Оказывается, чаще всего
люди считают себя холериками или
сангвиниками. Флегматики попадаются
реже, а уж в меланхоличности, как
бы стыдясь, редко кто соглашается
признаться. Между тем, люди самого
различного темперамента могут добиться
высоких достижений в одном и
том же виде деятельности. Если взять
крупнейших писателей, то А.И.Герцен был
типичным сангвиником, И.А.Крылов - флегматиком,
А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь
- меланхоликом. Примерно в одно и
то же время прославили себя на военном
поприще выдающиеся русские полководцы
- холерик (по версии [1], с.417 - сангвиник)
А.В.Суворов и флегматик М.И.
Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Из истории учений о темпераменте
Учение о темпераменте
возникло еще в древности. Слово
«темперамент» в переводе с латинского
обозначает «надлежащее соотношение
частей»; равное ему по значению греческое
слово «красис» ввел древнегреческий
врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые
дал определение понятия «
Дальнейшее развитие учения о темпераменте происходило в следующих направлениях.
Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.
Немецкий философ И.Кант
в конце XYIII в. рассматривает темперамент
только как психические свойства.
Вплоть до новейшего времени
У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше всяких утешений.
Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро, потому что такова его воля.
И, наконец, по мнению Канта, чувствования не овладевают флегматиком быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем для других, удержаться от скорого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других. ([1], с.208)
У Вундта (конец XIX в.) темперамент – это соотношение скорости и силы “душевных движений”. В процессе развития учения о темпераменте изменяется характеристика четырех основных типов темперамента. Пересматривается представление об их количестве. Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств (характера личности), хотя строгих критериев для такого различения не было предложено.
В истории учений о темпераменте изменялось понимание физиологических основ темперамента. Выделялось два основных направления: объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Кречмер, американский Шелдон), или соотношением свойств нервной системы (И.П.Павлов) ([1], c. 407-408).
С древнейших времен исследователи,
наблюдая значительное разнообразие поведения,
совпадающие с различиями в телосложении
и физиологических функциях, пытались
их упорядочивать, каким-то образом
их группировать. Так возникли самые
различные типологии
Лептосоматик (астенический
тип)- характеризуется хрупким
Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Атлетик- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
Диспластик - люди с
бесформенным, неправильным строением.
Индивиды этого типа
С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [4],[5].
Теория Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа ([4], [5], [6]):
1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
3. Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.
По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera- “внутренности”), соматотония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).
2. Понятие темперамента
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента ([1], c. 405). К свойствам темперамента относятся прежде всего врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности ([1], c. 406). От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:
1). скорость возникновения
психических процессов и их
устойчивость (например, скорость восприятия,
быстрота ума, длительность
2). психический темп и ритм;
3). интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
4). направленность психической
деятельности на какие-то
Информация о работе Темперамент и особенности поведения человека