Темперамент и особенности поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………………………………..5
Из истории учения о темпераменте……………………………..………………………….5
Понятие темперамента…………………………………………………………………………….9
Типология темпераментов………………………………………………………………………14
Понятие о типе темперамента…………………………………………………………..14
Типы темперамента……………………………………………………………….…………..15
Теория И.П. Павлова………………………………………………………………….…………….23
Заключение……………………………………………………………………………………………….………29
Список использованной литературы……………………………………………………..………..30

Работа состоит из  1 файл

К.Р. педагогика и психология.docx

— 61.29 Кб (Скачать документ)

САНГВИНИК (по Рогову). Человек  с повышенной реактивностью, но при  этом активность и реактивность у  него уравновешены. Он живо, возбужденно  откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой  и выразительными движениями. По незначительному  поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его  лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая  повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое  дело и может долго  работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Сангвинический темперамент  деятельности (по Немову, [2]) характеризует  человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе, т.е. он – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции; подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Таким образом, Рогов и  Немов, сходно характеризуя сангвиника в процессе общения, по-разному оценивают  его  работоспособность: первый считает, что сангвиник может работать долго, не утомляясь, второй  указывает на быструю утомляемость сангвиника и потерю им интереса к делу.

Это противоречие разрешает  Крутецкий [8], указывающий на то, что  при правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к  учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное  отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

ХОЛЕРИК (по Рогову). Как и  сангвиник, холерик  отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Холерический темперамент  деятельности (по Немову, [4]) характеризует  вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид  быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его  движения порывисты, но непродолжительны. Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости.

По Немову, характеристика холерика дополняет ту, что дана Роговым, она является более психологической. 

ФЛЕГМАТИК (по Рогову) обладает высокой активностью, значительно  преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может  оставаться невозмутимым. При больших  неприятностях остается спокойным. Обычно  у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Флегматический темперамент  деятельности (по Немову) относится  к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная  система.

Данные определения несколько  по-разному оценивают рабочие  качества флегматика: в первом случае делается упор на его работоспособность, во втором – на его большую склонности к безделью, чем к работе.  Вновь эти противоречния снимает Крутецкий [8]. Он пишет, что при правильном воспитании у флегматика легко формируются такие черты как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у него могут развиться вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может  развиться безразличное, равнодушное  отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже самому себе.

МЕЛАНХОЛИК (по Рогову). Человек  с высокой чувствительностью  и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности   приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос  тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик   неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.

Немов при характеристике меланхолического темперамента деятельности ссылается на  Канта: этот темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, что показывает на слабую нервную систему. Он обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Крутецкий [8] дополняет, что  в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют  себя спокойно и работают продуктивно. В благоприятных условиях, при  правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная  чувствительность, острая восприимчивость  окружающего мира позволяют ему  добиваться больших успехов в  искусстве – музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко  чувствует и боль, которую сам  причиняет другим людям.  

В источнике [1] дана иллюстированная  на конкретных примерах  характеристика типов темперамента  учащихся-подростков.

Сангвиник.

Пример. Сережа Т., ученик 6 класса, 13 лет.

Очень живой, непоседливый подросток. На уроке ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый  темп речи. Очень впечатлителен и  легко увлекается. С увлечением и  возбужденно рассказывает о просмотренном  фильме, прочитанной книге. Его легко  заинтересовать и уроком: он живо откликается  на каждый новый факт или  новую задачу. Вместе с тем, его интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым делом, мальчик легко охладевает к нему.

У него очень живое, подвижное, выразительное  лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. На интересных для него уроках истории, литературы он проявляет большую настойчивость, энергию и работоспособность. На «неинтересных» уроках, например немецкого языка, совершенно не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив двойку, он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя, Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать. У опытного учителя географии Сережа прекрасно сидит на уроках и никогда не мешает работе класса. Легко привыкает к новой обстановке и новым требованиям. Первый год учась в новой школе, легко привык к новым учителям,  сошелся с ребятами, вошел в актив класса.

Повышенная реактивность у Сережи проявляется в том, что  он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее его внимание, очень впечатлителен. Повышенная активность проявляется  в большой настойчивости, энергии, часто тянет руку на уроке, энергично  принимается за новое дело. Об уравновешенности активности и реактивности свидетельствует  то, что мальчика легко дисциплинировать, он может сдержать свои реакции и  проявление чувств. Высокий тип реакции  проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе  речи. О высокой пластичности поведения  можно судить потому, что Сережа легко привыкает к новой обстановке, к новым людям, быстро переключается  с одной работы на другую. Экстравертированность  проявляется в большой отзывчивости на непосредственные внешние впечатления [4].

Холерик.

Пример. Саша П., ученик 6 класса, 13 лет.     

 Выделяется среди одноклассников  своей порывистостью. Увлекшись  рассказом учителя, легко  приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, На любой вопрос преподавателя готов отвечать не подумав и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя и вступает в драку. Объяснение учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же  сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. Очень выразительное лицо. В  выполнении общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет настойчивость. Его интересы и увлечения довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает».

Для Саши характерна высокая  реактивность и активность, быстрый  темп реакций, Реактивность преобладает  над активностью. Поэтому  он несдержан, вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив.  Он менее пластичен и более региден, чем Сережа, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов.

Флегматик.

Пример. Аида Н., ученица 9 класса, 16 лет. В классе сидит спокойно. Ее болтливая соседка во время урока  разговаривает с девочкой, сидящей  за другой партой, но не с Аидой, т.к. Аида не отвечает ей. И вне урока  девочка молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, или растрогать, или рассердить. Когда все в классе громко смеются  по –поводу комичной интонации голоса отвечающего, Аида лишь молча на него посмотрит. После большой неприятности – узнав, что будет оставлена  на второй год, - она продолжает спокойно работать. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным  и только по слезам можно догадаться, что девушка огорчена. Она очень  нетороплива и медлительна в  походке и движениях. На вопросы  учителя она отвечает не сразу, и  иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другую. С подругами сходится трудно, в  то же время очень привязчива; не может забыть подруг и учительниц из прежней школы, в которой она  училась раньше, и продолжает их навещать. Переход из одной школы  в другую пережила очень тяжело –  хотела бросить учебу.

У Аиды малая реактивность. Это проявляется в том, что  ее трудно рассмешить или рассердить. Именно малой эмоциональной возбудимостью  объясняется ее невозмутимость, когда  все в классе смеются и ее спокойствие  при большой неприятности. Преобладание высокой активности над малой  реактивностью  определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный – движения девушки неторопливы, на вопросы отвечает не сразу. Малая пластичность и большая ригидность объясняют тяжелые переживания по поводу перехода из одной школы в другую. Интровертированность проявляется в том, что Аида не может забыть подруг и учителей из прежней школы – с трудом реагирует на внешние впечатления и находится под впечатлением образов памяти.

Меланхолик.

Пример. Коля М., ученик 6 класса, 13 лет.

На уроках спокоен, сидит  всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит к руках, настроение меняется от  очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, Коля обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем, чувства у него пробуждаются  медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит молча с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает оттаивать: улыбается, смеется, вступает в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан  в выражении чувств. Получив «двойку», нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу, теряет всякую веру в себя. Отвечает на уроке неуверенно, даже когда хорошо знает урок. Свои способности и знания оценивает очень низко, тогда как в действительности они выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются  трудности, Коля легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче.

Информация о работе Темперамент и особенности поведения человека