Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:53, контрольная работа
Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………………………………..5
Из истории учения о темпераменте……………………………..………………………….5
Понятие темперамента…………………………………………………………………………….9
Типология темпераментов………………………………………………………………………14
Понятие о типе темперамента…………………………………………………………..14
Типы темперамента……………………………………………………………….…………..15
Теория И.П. Павлова………………………………………………………………….…………….23
Заключение……………………………………………………………………………………………….………29
Список использованной литературы……………………………………………………..………..30
Каждый из представленных
типов темперамента сам по себе не
является ни хорошим, ни плохим (если не
связывать темперамент и
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.
Е.И.Рогов [4] заключает, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Однако из комментариев Крутецкого следует, что воспитание человека (или его ошибки) с одним и тем же темпераментом может приводить к различным последствиям при формирование его как личности.
4. Теория И.П.Павлова.
Ныне наиболее
1 тип: сильный, уравновешенный, подвижный;
2 тип: сильный,
3 тип: сильный, уравновешенный, инертный;
4 тип: слабый.
Каждый тип включает
компоненты со следующими
СИЛЬНЫЙ. Человек способен сохранять высокий уровень работоспособности при длительном и напряжённом труде, быстро восстанавливает свои силы. Эмоциональный тонус высокий. Слабые отвлекающие воздействия не вызывают реакции.
УРАВНОВЕШЕННЫЙ. Человек собран и спокоен в самой напряжённой ситуации. Без труда подавляет ненужные желания и отвлекающие мысли. Работает равномерно, без резких колебаний в интенсивности и результатах труда.
ПОДВИЖНЫЙ. Человек способен быстро и адекватно реагировать на изменения складывающейся ситуации, легко отказываться от негодных стереотипов, быстро приобретает новые навыки и привычки. Без труда меняет вид деятельности, способен к ускоренному темпу действий и речи, мгновенному запоминанию.
Человек с первым
типом нервной системы (
Человек со вторым
типом нервной системы (
Человек с третьим
типом нервной системы (
Человек с четвёртым типом нервной системы (слабый) характеризуется быстрым падением работоспособности, потребностью в более длительном отдыхе. На трудности реагирует с излишней эмоциональностью. Не умеет переносить длительные и интенсивыне нагрузки.
Выделив и описав 4 типа нервной
системы,И.П. Павлов сопоставил их с
классическими типами темперамента,
показав высокую степень
Таблица 1
СООТНОШЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТОВ С ТИПАМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ
Характеристика нервных процессов |
Типы нервной системы | |||
I |
II |
III |
IV | |
Темперамент |
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик |
Сила |
Сильный |
Сильный |
Сильный |
Слабый |
Уравновешенность |
Уравнове- шенный |
Неуравнове- шенный |
Уравнове- шенный |
Неуравнове- шенный |
Подвижность |
Подвижный |
Подвижный |
Инертный |
Подвижный или инертный |
Скорость реакций |
Быстрая |
Быстрая |
Медленная |
Медленная |
Сила реакций |
Умеренная |
Чрезмерная |
Сильная |
Слабая |
САНГВИНИК (нервная система I типа) - человек, легко приспосабливающийся к изменениям условий жизни. В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет привязанности. Имеет широкий круг знакомств. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен. Характеризуется высокой сопротивляемостью различным трудностям.
ХОЛЕРИК (нервная система II типа) - человек нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Отличается энергичностью при недостатке выдержки и самообладания. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив, порывист, резок. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плавных движений.
ФЛЕГМАТИК (нервная система III типа) - человек, хорошо сопротивляющийся сильным и продолжительным раздражителям. Характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Спокоен, ровен, терпелив, выдержан. В мимике и интонациях невыразителен и однообразен. Отличается замедленностью реакций. Постоянен в общении, медленно и с трудом привыкает к новым людям. Сохраняет внешнее спокойствие даже при серьёзных неприятностях, но способен иногда давать волю чувствам.
МЕЛАНХОЛИК (нервная система IV типа) - человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов. Часто заторможен и пассивен. Отличается слабой выносливостью, тревожностью, беспокойством, неуверенностью в себе. Необщителен. Теряется в новой обстановке, среди новых людей. Склонен к уединению, замкнутости, сильным переживаниям.
Павловская концепция
о связи темперамента с типами
нервной системы является
В последние годы к основным
составляющим темперамента относят
ещё две характеристики:
Таблица 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
N n/n |
Характеристики |
Тип темперамента | |||
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик | ||
1. |
Перевод с латыни |
Желчь |
Кровь, жизненная сила |
Слизь |
Чёрная желчь |
2. |
Образное сравнение |
Мощный поток, свергающий свои воды с утёса |
Бег могучего потока |
Спокойное течение полноводной реки |
Ручеёк, способный превратиться в болото |
3. |
Уравновешенность |
Неуравновешенный |
Уравновешенный |
Очень уравновешенный |
Очень неуравновешенный |
4. |
Эмоциональные переживания |
Сильные, кратковременные |
Поверхностные, кратковременные |
Слабые |
Глубокие, длительные |
5. |
Настроение |
Неустойчивое, с преобладанием бодрого |
Устойчивое, жизнерадостное, весёлое |
Устойчивое, без больших радостей и печалей |
Неустойчивое, с преобладанием пессимизма |
6. |
Речь |
Громкая |
Громкая |
Монотонная |
Тихая с затрудненным дыханием |
7. |
Терпение |
Слабое |
Умеренное |
Очень большое |
Очень слабое |
8. |
Адаптация |
Хорошая |
Отличная |
Медленная |
Трудная |
9. |
Общительность |
Неравномерно общителен |
Равномерно общителен |
Необщителен |
Замкнут |
10. |
Агрессивность (возмущение и уход в конфликт) |
Агрессивен |
Миролюбив |
Сдержан |
Истеричен |
11. |
Отношение к критике |
Возбуждённое |
Спокойное |
Безразличное |
Обидчивое |
12. |
Активность |
Страстный, увлекающийся |
Энергичный (деловой или болтун) |
Неутомимый труженик |
Неравномерно активный |
13. |
Отношение к новому |
Положительное |
Безразличное |
Отрицательное |
Оптимистичное или пессимистичное |
14. |
Отношение к опасности |
Боевое, рискованное |
Расчётливое, без риска |
Хладнокровное, невозмутимое |
Тревожное, растерянное, подавленное |
15. |
Способ достижения цели |
Энергично, с полной отдачей |
Быстро, с избеганием препятствий |
Медленно, упорно |
Слабо, с избеганием препятствий |
16. |
Самооценка |
Значительная переоценка |
Некоторая переоценка |
Реальная оценка |
Недооценка |
17. |
Внушаемость |
Умеренная |
Небольшая |
Слабая |
Большая |
18. |
Личностные качества |
Большая жизненная энергия, высокая раздражительность, медленное успокоение, вспыльчивость, несдержанность, нетерпеливость, прямолинейность, неумение владеть собой |
Живость, подвижность, весёлость, разговорчивость, развитое воображение, впечатлительность, быстрая смена эмоций, лёгкость в преодолении трудностей, лёгкая приспосабливаемость к новым условиям |
Медлительность, спокойствие, терпеливость, выносливость, слабое внешнее проявление чувств, трудная переключаемость от одного вида деятельности к другому, избегание перемен в окружающей среде, тяжёлое привыкание к новым людям, в общении - тенденция к примирению |
Слабое проявление чувств, замкнутость, предпочтение одиночества, робость, нерешительность, неуверенность в себе |
19. |
Деловые качества |
Энергичен, инициативен, азартно берётся за работу, быстро преодолевает трудности, решает проблемы |
Продуктивен на работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе |
Целеустремлён, настойчив и упорен, продуктивен, сильно привязывается к работе, обладает высоким чувством ответственности |
Вял, может работать успешно только при благоприятных условиях и не на пределе своих возможностей |
20. |
Недостатки |
Излишняя активность, эмоциональность, нерасположенность к монотонной работе |
Недостаточная целеустремлённость, часто - неспособность доводить начатое до конца |
Пассивность, временами равнодушие, низкая активность |
(См. качества) |
21. |
Пути самосоверше- ствования |
Критичнее подходить к своим действиям, чтобы н задевать окружающих |
Действовать более целеустремлённо доводить до конца каждое начатое дело |
Стремиться быть максимально активным |
Избегать самоанализа, стараться не вспоминать нанесённые обиды, выбрать активное, подвижное хобби, переключать своё внимание на помощь окружающим |
Заключение
Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.
До сих пор существуют
несколько разные взгляды на
природу темперамента. Значительная
часть ученых считает
Исследования связи
темперамента и деятельности
показывают важность учета
За пределами рассмотрения
остались вопросы о
Знакомство с литературой
по рассмотренной теме
Список использованной литературы.
Информация о работе Темперамент и особенности поведения человека