Темперамент и особенности поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………………………………………..5
Из истории учения о темпераменте……………………………..………………………….5
Понятие темперамента…………………………………………………………………………….9
Типология темпераментов………………………………………………………………………14
Понятие о типе темперамента…………………………………………………………..14
Типы темперамента……………………………………………………………….…………..15
Теория И.П. Павлова………………………………………………………………….…………….23
Заключение……………………………………………………………………………………………….………29
Список использованной литературы……………………………………………………..………..30

Работа состоит из  1 файл

К.Р. педагогика и психология.docx

— 61.29 Кб (Скачать документ)

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь  достоинства и недостатки. Люди сангвинического  темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются  к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность  из-за быстрой утомляемости и падения  интереса. Напротив, те, кому свойствен  темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в  работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в  середине или к концу работы, а  не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников  и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент  имеет то достоинство, что позволяет  сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато  при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Е.И.Рогов [4] заключает, что  тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Однако из комментариев Крутецкого следует, что воспитание человека (или его ошибки) с одним и тем же  темпераментом может приводить к различным последствиям при  формирование его как личности.

 

 

 

 

 

 

4. Теория И.П.Павлова.

 

 

    Ныне наиболее распространённой  является теория И.П. Павлова,  связавшая тип темперамента человека  с типом его нервной системы.  И.П. Павлов выделил четыре  типа нервной системы:  

1 тип: сильный, уравновешенный, подвижный;  

2 тип: сильный, неуравновешенный;   

3 тип: сильный, уравновешенный, инертный;  

4 тип: слабый.  

 Каждый тип включает  компоненты со следующими характеристиками.    

СИЛЬНЫЙ. Человек способен сохранять высокий уровень работоспособности при длительном и напряжённом труде, быстро восстанавливает свои силы. Эмоциональный тонус высокий. Слабые отвлекающие воздействия не вызывают реакции.   

УРАВНОВЕШЕННЫЙ. Человек собран и спокоен в самой напряжённой ситуации. Без труда подавляет ненужные желания и отвлекающие мысли. Работает равномерно, без резких колебаний в интенсивности и результатах труда.   

ПОДВИЖНЫЙ. Человек способен быстро и адекватно реагировать на изменения складывающейся ситуации, легко отказываться от негодных стереотипов, быстро приобретает новые навыки и привычки. Без труда меняет вид деятельности, способен к ускоренному темпу действий и речи, мгновенному запоминанию.    

Человек с первым типом нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) обладает всеми перечисленными качествами. У него оптимально сбалансированы волевые и коммуникативные свойства.   

Человек со вторым типом нервной системы (сильный, неуравновешенный) характеризуется высокой работоспособностью, быстрой реакцией. Вместе с тем он неуравновешен, вспыльчив, раздражителен, агрессивен, нетерпелив и несдержан.   

Человек с третьим  типом нервной системы (сильный, уравновешенный, инертный) отличается высокой работоспособностью и внутренней стабильностью. В то же время он с трудом адаптируется к новым ситуациям, не способен отказаться от выработанных стереотипов и приобретённых навыков. Эмоции проявляются замедленно и слабо. Не люби менять заведённый распорядок жизни, работу, обстановку, друзей, привычки. Медленно приспосабливается к новым условиям.    

Человек с четвёртым  типом нервной системы (слабый) характеризуется быстрым падением работоспособности, потребностью в более длительном отдыхе. На трудности реагирует с излишней эмоциональностью. Не умеет переносить длительные и интенсивыне нагрузки.  

Выделив и описав 4 типа нервной  системы,И.П. Павлов сопоставил их с  классическими типами темперамента, показав высокую степень соответствия между ними. Это дало ему основание  для вывода: именно свойства нервной  системы определяют давно описанные  темпераменты (таблица 1 и 2).  

 

Таблица 1

СООТНОШЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТОВ С ТИПАМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ 

 

Характеристика  нервных процессов

Типы нервной  системы

I

II

III

IV

Темперамент

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

Сила

Сильный

Сильный

Сильный

Слабый

Уравновешенность

Уравнове-

шенный

Неуравнове-

шенный

Уравнове-

шенный

Неуравнове-

шенный

Подвижность

Подвижный

Подвижный

Инертный

Подвижный или  инертный

Скорость  реакций

Быстрая

Быстрая

Медленная

Медленная

Сила  реакций

Умеренная

Чрезмерная

Сильная

Слабая


 

    

САНГВИНИК (нервная система I типа) - человек, легко приспосабливающийся к изменениям условий жизни. В высшей степени подвижен, общителен, часто меняет привязанности. Имеет широкий круг знакомств. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял, скучен, неинтересен. Характеризуется высокой сопротивляемостью различным трудностям.   

ХОЛЕРИК (нервная система II типа) - человек нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Отличается энергичностью при недостатке выдержки и самообладания. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив, порывист, резок. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Плохо приспособлен к деятельности, требующей спокойного темпа, плавных движений.  

 ФЛЕГМАТИК (нервная система III типа) - человек, хорошо сопротивляющийся сильным и продолжительным раздражителям. Характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения. Спокоен, ровен, терпелив, выдержан. В мимике и интонациях невыразителен и однообразен. Отличается замедленностью реакций. Постоянен в общении, медленно и с трудом привыкает к новым людям. Сохраняет внешнее спокойствие даже при серьёзных неприятностях, но способен иногда давать волю чувствам.   

 МЕЛАНХОЛИК (нервная система IV типа) - человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов. Часто заторможен и пассивен. Отличается слабой выносливостью, тревожностью, беспокойством, неуверенностью в себе. Необщителен. Теряется в новой обстановке, среди новых людей. Склонен к уединению, замкнутости, сильным переживаниям.   

 Павловская концепция  о связи темперамента с типами  нервной системы является серьёзным  шагом на пути исследования  основ типологизации личности. В  то же время описанные типы  нервной системы - не реальные  портреты, так как ни один человек  не обладает "в чистом виде" абсолютно всеми признаками того  или иного типа: признаки накладываются  друг на друга, смешиваются,  оказывают взаимовлияние. Тем  не менее теория И.П. Павлова  служит основой для подавляющего  большинства современных исследований  в сфере межличностного общения.    

В последние годы к основным составляющим темперамента относят  ещё две характеристики: энергетический уровень и временные параметры. При этом энергетический уровень описывается через активность и реактивность, временные параметры - через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека определяет уровень (силу) раздражителя, способного вызвать ту или иную реакцию. Разные люди по разному реагируют на одинаковые стимулы:высокореактивные - сильно возбудимы, но не выносливы; активные - выносливы и менее возбудимы при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека - постоянные и долгосрочные цели (преобладание активности). Согласно концепции польского психолога Я. Стреляу, активность и реактивность находятся в обратной зависимости. Высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, характеризуются обычно пониженной активностью и малой интенсивностью действий. Низкореактивные более активны и могут дольше поддерживать интенсивную деятельность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

N

n/n

Характеристики

Тип темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

1.

Перевод с латыни

Желчь

Кровь, жизненная  сила

Слизь

Чёрная желчь

2.

Образное сравнение

Мощный поток, свергающий свои воды с утёса

Бег могучего потока

Спокойное течение  полноводной реки

Ручеёк, способный  превратиться в болото

3.

Уравновешенность

Неуравновешенный

Уравновешенный

Очень уравновешенный

Очень неуравновешенный

4.

Эмоциональные переживания

Сильные, кратковременные

Поверхностные, 

кратковременные

Слабые

Глубокие, длительные

5.

Настроение

Неустойчивое, с  преобладанием бодрого

Устойчивое, жизнерадостное, весёлое

Устойчивое,

без больших радостей и  печалей

Неустойчивое, с  преобладанием

пессимизма

6.

Речь

Громкая

Громкая

Монотонная

Тихая с затрудненным дыханием

7.

Терпение

Слабое

Умеренное

Очень большое

Очень слабое

8.

Адаптация

Хорошая

Отличная

Медленная

Трудная

9.

Общительность

Неравномерно  общителен

Равномерно общителен

Необщителен

Замкнут

10.

Агрессивность (возмущение и уход в конфликт)

Агрессивен

Миролюбив

Сдержан

Истеричен

11.

Отношение к критике

Возбуждённое

Спокойное

Безразличное

Обидчивое

12.

Активность

Страстный, увлекающийся

Энергичный (деловой  или болтун)

Неутомимый труженик

Неравномерно  активный

13.

Отношение к новому

Положительное

Безразличное

Отрицательное

Оптимистичное или  пессимистичное

14.

Отношение к опасности

Боевое, рискованное

Расчётливое, без  риска

Хладнокровное, невозмутимое

Тревожное, растерянное, подавленное

15.

Способ достижения цели

Энергично, с полной отдачей

Быстро, с избеганием препятствий

Медленно, упорно

Слабо, с избеганием препятствий

16.

Самооценка

Значительная  переоценка

Некоторая переоценка

Реальная оценка

Недооценка

17.

Внушаемость

Умеренная

Небольшая

Слабая

Большая

18.

Личностные качества

Большая жизненная  энергия, высокая раздражительность, медленное успокоение, вспыльчивость, несдержанность, нетерпеливость, прямолинейность, неумение владеть собой

Живость, подвижность, весёлость, разговорчивость, развитое воображение, впечатлительность, быстрая смена эмоций, лёгкость в преодолении трудностей, лёгкая приспосабливаемость к новым условиям

Медлительность, спокойствие, терпеливость, выносливость, слабое внешнее проявление чувств, трудная переключаемость от одного вида деятельности к другому, избегание перемен в окружающей среде, тяжёлое привыкание к новым людям, в общении - тенденция к примирению

Слабое проявление чувств, замкнутость, предпочтение одиночества, робость, нерешительность, неуверенность в себе

19.

Деловые качества

Энергичен, инициативен, азартно берётся за работу, быстро преодолевает трудности, решает проблемы

Продуктивен на работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе

Целеустремлён, настойчив  и упорен, продуктивен, сильно привязывается  к работе, обладает высоким чувством ответственности

Вял, может работать успешно только при благоприятных  условиях и не на пределе своих  возможностей

20.

Недостатки

Излишняя активность, эмоциональность, нерасположенность  к монотонной работе

Недостаточная целеустремлённость, часто - неспособность доводить начатое  до конца

Пассивность, временами  равнодушие, низкая активность

(См. качества)

21.

Пути самосоверше-

ствования

Критичнее подходить  к своим действиям, чтобы н  задевать окружающих

Действовать более  целеустремлённо доводить до конца  каждое начатое дело

Стремиться быть максимально активным

Избегать самоанализа, стараться не вспоминать нанесённые обиды, выбрать активное, подвижное  хобби, переключать своё внимание на помощь окружающим


 

 

 

 

Заключение         

 Таким образом,  на основании проанализированной литературы,  посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования  многих  ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека.         

 До сих пор существуют  несколько разные взгляды на  природу темперамента. Значительная  часть ученых считает темперамент  врожденным качеством. Мне ближе  подход, сформулированный Крутецким  [8], считающим, что роль среды  (воспитания) при формировании темперамента  велика и что при правильном  учете свойств темперамента и  на основе этих свойств возможно  формирование полноценной для  общества личности.    Это перекликается с  точкой зрения  Немова [2] о сложном  процессе взаимодействия темперамента и характера, темперамента и личности в целом.         

 Исследования связи  темперамента и деятельности  показывают важность учета этого  фактора при выборе профессии     как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.         

 За пределами рассмотрения  остались вопросы о современных  методах тестирования темперамента, о связи темперамента с особенностями  культуры и психологии различных  этносов, о влиянии  темперамента на творческий процесс.         

 Знакомство с литературой  по рассмотренной теме позволяет  взглянуть по новому на себя  как личность, понять  как особенности темперамента повлияли на характер, на учебу и попытаться  разрешить некоторые  проблемы общения, учебы, изменить отношение к себе..         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.
  2. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – С.306-316.
  3. http://.narod.ru 11.10.2011г.

 


Информация о работе Темперамент и особенности поведения человека