Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
1.2 Сущность понятия «монологическая речь»
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1
Говорение в свете личностно-
1.2
Сущность понятия «
1.3
Психолого-педагогические
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1
Методика обучения
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В практике обучения иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное сообщение, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Зачастую высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо чисто формальное, хронологическое перечисление каких-то действий. Обучение монологической речи − чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня − парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат −сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.
Обучение
говорению как процессу продуктивному
требует от учащегося построения
высказывания, обусловленного ситуацией
общения, представляет собой сложную
методическую задачу, поскольку овладение
им связано с наибольшими
Основной
задачей на средней ступени обучения
монологической речи является совершенствование
коммуникативного ядра или основополагающих
навыков иноязычного общения. Совершенствование
навыков общения дает возможность
самостоятельного решения коммуникативно-
Обучения
монологической речи как понятие
и как терминологическое
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
Реализация заявленной цели предполагает осуществление следующих задач:
1. раскрыть структуру обучения говорению в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка и выделить сущность понятия “монологическая речь”;
2 изучить психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения;
3 рассмотреть модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения;
3. апробировать модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.
Объектом исследования является обучение говорению на уроках английского языка на средней ступени обучения.
Предметом исследования является процесс обучения монологической речи на уроках английского языка.
Для реализации исследовательских задач были использованы следующие методы исследования, адекватные объекту и предмету курсовой работы:
· критический анализ литературных источников, поднимающих проблему обучения монологической речи в процессе обучения иностранному языку;
· изучение и анализ педагогического опыта работы по обучению говорению (монологической речи) в общеобразовательной школе;
· методический эксперимент для изучения особенностей обучения монологической речи;
· анкетирование с целью определения эффективности обучения монологической речи на уроках английского языка;
· педагогическое наблюдение для определения значения монологической речи в обучении иностранному языку.
· метод статистической обработки полученных данных.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что рассмотрена структура процесса говорения, уточнена сущность монологической речи, построена теоретическая модель обучения монологической речи на уроках иностранного языка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление.
Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально-детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:
· общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер таких же ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;
· связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Несомненно,
все это может быть достигнуто
при личностно-ориентированном
Как экспрессивная сторона устного общения, говорение выполняет в жизни каждого человека роль средства общения и реализует все его функции:
· информационно-коммуникативную – осуществляет передачу-прием информации;
· регулятивно-коммуникативную – регулирует поведение человека в широком смысле этого слова;
· аффективно-коммуникативную, детерминирующую эмоциональные сферы человека.
Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли.
Результатом деятельности говорения является его продукт – устное высказывание. Обучение говорению подразумевает под собой овладение следующими формами устно-речевого общения: монологической (речь одного лица) и диалогической речью (речь двух и более лиц).
Любая деятельность не может существовать иначе, чем в форме действий и операций ее составляющих. К ним относятся механизмы:
· репродукции (полной, частичной, репродукции-трансформации);
· выбора (слов, структур);
· комбинирования (формирование словосочетаний, предложений, сверхфразовых единств при использовании знакомых языковых средств в новых условиях);
· конструирования (при неадекватности знакомой фразы какому-либо условию общения);
· упреждения (предвосхищения в структурном и смысловом плане);
· дискурсивности (управление процессом говорения в момент его функционирования, позволяющий оценивать ситуацию в ее отношений к цели, воспринимать сигналы обратной связи и принимать решение “на ходу”).
Данные механизмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть субъектный опыт каждого человека, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной деятельности.
Говорение обладает многими признаками деятельности вообще, т. е. имеет свой предмет, внутреннюю (вертикальную) структуру, представленную действиями и операциями, внешнюю (горизонтальную) структуру и результат.
В горизонтальной
структуре говорения как
1. Мотивационно-побудительная. Лишь потребность выразить мысль (предмет говорения) средствами языка ведет к говорению. Мотивом к речевому действию (сообщить, ответить и т. п.) или неречевому (выполнить просьбу) является побуждение. Во время переработки поступающей информации у слушателя формируется своя коммуникативная задача, свое речевое намерение и появляется замысел высказывания. Таким образом, в этой части речевой деятельности осуществляется операция определения или “принятия” предмета сообщения (для чего? зачем? о чем говорить?).
2. Аналитико-синтетическая. В этой фазе осуществляется реализация замысла высказывания, структурное оформление, обусловленное коммуникативной задачей и ситуацией общения. Происходит выбор языковых средств, сопоставление и сочетание слов (реализация парадигматических и синтагматических связей слова: “достраивание, конструирование, трансформирование, комбинирование из того, что хранится в памяти”.
3. Контрольно-исполнительская.
На этом этапе осуществляется
проговаривание или внешнее
Схематично фазы горизонтальной структуры говорения можно представить на рисунке 1.1.
|
||||
|
Рисунок 1.1 – Фазы горизонтальной структуры говорения
Говорение как речевая деятельность имеет свои специфические признаки:
· Говорение всегда мотивированно. Человек говорит, как правило, потому что у него есть какая-то внутренняя причина, есть мотив, выступающий, по выражению А.Н. Леонтьева, в роли мотора деятельности. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации (ведь мотивы присущи и любой другой деятельности).
· Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-либо цель.
· Говорение – это всегда активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели общения.
· Говорение “обслуживает” все другие виды человеческой деятельности. Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Речевую деятельность часто называют “речемыслительной” или “мыслительно-речевой”. Следовательно, любая коммуникативная (речевая) задача является по сути дела речемыслительной задачей.
· Говорение неразрывно связано с личностью. Будучи включенной в общественные отношения, личность проявляет активность в своей жизненной позиции, которую она выражает в речи.
· Невозможно всякий раз в новой неожиданной ситуации говорить заученными фразами, собственно говорение как деятельность не может быть алгоритмизировано, программа говорения создается самим автором. Поэтому важнейшими особенностями говорения являются его эвристичность и самостоятельность.
· Говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимым в общении норм.
· Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процесса общения.
Все выше перечисленные признаки способствуют достижению функциональной грамотности во владении языком, т.е. реальное владение им, действительно обеспечивающее учащимся возможность речевого взаимодействия не только не только друг с другом, но и с носителями иностранного языка.
Схематично признаки процесса говорения можно представить на рисунке 1.2.
моитивированность |
целенаправленность |
активность |
связь с мышлением |
связь с личностью |
эвристичность |
самостоятельность |
темп |
ситуативность |