Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
1.2 Сущность понятия «монологическая речь»
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

интересная работа Введение.docx

— 85.04 Кб (Скачать документ)

Методический  эксперимент включал 4 этапа:

1)  организация эксперимента;

2)  реализация, т.е. проведение запланированного эксперимента;

3)  констатация – выявление количественных и качественных характеристик результатов;

4)  интерпретация – объяснение причины полученных результатов.

На  этапе организации эксперимента было проведено анкетирование среди  учащихся ЭГ и КГ (10 учащихся из ЭГ и 10 учащихся из КГ отвечали на предложенные вопросы), целью которого являлось выявление трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе порождения монологического высказывания. Данная анкета включала в себя следующие пункты:

·  психологический барьер, т.е. боязнь сделать ошибку, сказать что-либо не по теме;

·  трудности, связанные с применением изучаемого лексического материала;

·  трудности, связанные с использованием грамматического материала.

Полученные  данные экспериментальной и контрольной  групп подсчитаны в количественном и процентном эквиваленте, и отражены соответственнов таблицах 2.1, 2.2.

Таблица 2.1 – Количество учащихся экспериментальной  группы, испытывающих различного рода трудности при порождении монологического  высказывания

Учащиеся экспериментальной группы

Психологический барьер

Трудности, связанные с применением  изучаемого лексического материала

Трудности, связанные с использованием изучаемого грамматического материала

Б-а С.

   

Г-ч В.

 

Д-а Ек.

     

Л-й М.

 

М-н А.

 

 

П-а А.

     

С-й В.

   

Р-а Кр.

   

С-а О.

 

Ш-я Я.

   

Количество учащихся, которые сталкиваются с трудностями

3

3

5

в %

30%

30%

50%


 

 

 

Таблица 2.2 – Количество учащихся контрольной  группы, испытывающих различного рода трудности при порождении монологического  высказывания

Учащиеся контрольной группы

Психологический барьер

Трудности, связанные с применением  изучаемого лексического материала

Трудности, связанные с использованием изучаемого грамматического материала

А-а В.

   

Б-о В.

 

 

Г-ч Ю.

   

Ж-к А.

 

К-к Дм.

 

 

К-л В.

 

М-к К.

 

Н-а В.

   

С-й Е.

 

 

Ш-а М.

   

Количество учащихся, которые сталкиваются с трудностями

3

4

6

в %

30%

40%

60%

         

На  основе полученных данных следует сделать  вывод, что в большей степени  учащиеся ЭГ и КГ сталкиваются с трудностями, связанными с использованием лексического и грамматического материалов.

Также на этапе организации эксперимента был проведен предэкспериментальный тест-срез. Учащимся ЭГ и КГ было предложено высказаться по ситуации “Adults are wrong when they criticise teenagers. They see only negative things in them.” по изучаемой теме “What are you concerned about?” Цель предэкспериментального теста-среза заключалась в порождении монологического высказывания, соответствующего требованиям программы.

В ходе выполнения предложенного теста-среза  выявились “пробелы” в знаниях  грамматики, лексики английского  языка, несоответствия высказывания коммуникативной  задаче и произнесенных фраз требованиям  программы (для 9-го класса – не менее 15 фраз). Итоги проведенного предэкспериментального теста-среза подсчитаны в процентном эквиваленте и отражены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Результаты предэкспериментального теста-среза

Параметры исследования монологической речи

Экспериментальная группа %

Контрольная группа

%

Несоответствие высказывания коммуникативной  задаче

20%

20%

Процент учащихся, объем высказывания которых не соответствовал требуемой программы

20%

30%

Количество учащихся допустивших  грамматические ошибки

40%

50%

Количество учащихся допустивших  лексические ошибки

40%

50%


Второй  этап методического эксперимента предполагал  непосредственное осуществление эксперимента. Применение методики обучения монологической речи на уровне сверхфразового единства стало c одной стороны − итогом большой работы ЭГ, а с другой – серьезным испытанием учащихся на самостоятельность.

Использование данной методики способствовало развитию умений монологической речи у учащихся, закреплению лексики по изучаемой  теме и тренировке употребления грамматического  материала.

В ходе эксперимента учащимся предлагалось отразить данные выражения на карточках в  виде логико-синтаксических схем. Следует  отметить, что все учащиеся справлялись  с подобного рода заданиями верно.

После выполнения заданий учащимся предлагалось продолжить схемы двумя или более  пунктами. И на этот раз задания  не вызывали особой тяжести, учащиеся без труда включали свои пункты в  данные схемы.

По  указанным на схемам ключевым словам учащимся необходимо было составить  ситуации по цепочке на заданные темы Во время реализации данных заданий некоторым учащимся ЭГ было тяжело продолжить свои мысли так, чтобы они были логически связаны с мыслями предыдущего учащегося. Данную ситуацию можно объяснить тем фактом, что у учащихся наблюдаются проблемы, связанные с развитием воображения, применением изучаемого лексического и грамматического материала на практике.

Следующим предлагались задания, где от учащихся требовалось постараться составить  свое короткое высказывание на основе предложенного выражения. Как показывают результаты, учащиеся старались включить в свою речь элементы аргументации, оценки, мнение. Учащиеся также незаметно  для себя прибегали к использованию  средств невербальной коммуникации: жесты, мимика, интонации, паузы, смех, что дополняло и усиливало  средства вербальной коммуникации —  слова. Единственным минусом явилось  то, что порождения высказывания вызвало  у учащихся некоторые психологические  трудности, связанные с боязнью  сделать ошибку, сказать что-либо не по теме. Также наблюдались незначительные нарушения в изложении мысли, в выборе порядка слов.

В качестве примера всего выше изложенного  приведем фрагмент урока по обучению монологической речи на основе сверхфразового единства (Приложение А).

На  этапе выявления количественных и качественных характеристик результатов  был проведён итоговый тест-срез в  тех же классах. Итоговый тест-срез проводился по ситуации “It is always a problem to choose the right profession.” теме “Professions And Jobs To Choose” и являлся аналогичным предэкспериментальному тесту-срезу по ситуации “Adults are wrong when they criticise teenagers. They see only negative things in them.” по теме “What are you concerned about?” Несмотря на удовлетворительные результаты данного теста-среза, учащиеся допустили отдельные лексические, грамматические ошибки. Также наблюдалось некоторое несоответствия высказывания коммуникативной задаче и произнесенных фраз требованиям программы. Результаты итогового теста-среза описаны в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Результаты итогового теста-среза

Параметры исследования монологической речи

Экспериментальная группа

%

Контрольная группа

%

Несоответствие высказывания коммуникативной  задаче

10%

20%

Процент учащихся, объем высказывания, которых не соответствовал требуемой  программы

10%

20%

Количество учащихся допустивших  грамматические ошибки

30%

40%

Количество учащихся допустивших  лексические ошибки

30%

50%


Заключительный  этап эксперимента предполагал интерпретацию  полученных данных. Проанализировав  результаты выполненной работы, можно  сделать вывод, что показатели ЭГ лучше показателей КГ. Данные результаты можно объяснить различной успеваемостью классов, заинтересованностью процессом обучения. Данные параметров исследования монологической речи итогового теста-среза ЭГ по сравнению с параметрами исследования монологической речи предэкспериментального теста-среза улучшились на 10 % по всем показателям. Учащиеся ЭГ старались в полной степени реализовать коммуникативную задачу, использовать адекватные связующие элементы для порождения объемного высказывания, разнообразные языковые и речевые средства в пределах продуктивного языкового минимума, определяемого программой.

Обработанные  данные отображены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Сводные данные по проведенному эксперименту в ЭГ и КГ

Параметры исследования монологической речи

Предэкспериментальный тест-срез в %

Итоговый тест-срез в %

Динамика улучшения качества речи в %

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Несоответствие высказывания коммуникативной  задаче

20%

20%

10%

20%

10%

0%

Процент учащихся, объем высказывания которых не соответствовал требуемой программы

20%

30%

10%

20%

10%

10%

Количество учащихся допустивших  грамматические ошибки

40%

50%

30%

40%

10%

10%

Количество учащихся допустивших  лексические ошибки

40%

50%

30%

50%

10%

0%


Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что систематическое развитие умений монологической речи способствует преодолению  различного рода трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при порождении монологического высказывания. Вследствие этого улучшается успеваемость учащихся, что ведет за собой повышение  мотивации к изучению иностранного языка

1.  Обучение монологическому высказыванию на основе сверхфразового единства составляет сложность на этапе развития речевого умения. Монологическое высказывание данного уровня характеризуется следующими параметрами: относительно непрерывным характером, последовательностью, логичностью, смысловой законченностью, коммуникативной направленностью. Систематическое использование методики обучения монологической речи на основе сверхфразового единства, практическое применение речевых упражнений, опор создает благоприятные условия для появления позитивных тенденций в обучении иностранному языку. У учащихся наблюдается постоянное развитие умений монологической речи, что способствует оформлению лексико-грамматической и фонетической правильности речи, формированию навыков и умений логического построения речи.

2.  Как показывают результаты методического эксперимента, данные параметров исследования монологической речи итогового теста-среза ЭГ по сравнению с параметрами исследования монологической речи предэкспериментального теста-среза улучшились на 10 % по всем показателям. В ходе эксперимента учащиеся старались выразить свое мнение / отношение путем порождения последовательного, завершенного, объемного высказывания и тем самым избегая и преодолевая различного рода трудности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

В настоящей  курсовой работе был рассмотрен процесс  говорения с точки зрения его  основных аспектов, механизмов и компонентов, требования, предъявляемые к обучению монологическому высказыванию.

Целью данной курсовой работы являлось изучение методики обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на средней ступени обучения английского  языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение  ее теоретических и практических основ.

В ходе написания курсовой работы нами была проделана следующая работа:

2.  рассмотрена структура обучения говорению в свете личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку и выделены сущность понятия “монологическая речь”;

3.  изучены психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения; Учащиеся данной ступени обучения способны самостоятельно рассуждать, управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.

4.  рассмотрена модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках иностранного языка на средней ступени обучения;

Обучение  монологическому высказыванию на основе сверхфразового единства составляет сложность  на этапе развития речевого умения.

4  апробирована модель обучения монологической речи на основе сверхфразового единства на уроках английского языка на средней ступени обучения в процессе проведения методического эксперимента.

Результаты  методического эксперимента показали, что данные параметров исследования монологической речи итогового теста-среза  ЭГ по сравнению с параметрами  исследования монологической речи предэкспериментального теста-среза улучшились на 10 % по всем показателям. Сравнение динамик улучшения качества речи ЭГ и КГ показывает, что в процессе обучения, в частности в процессе обучения монологической речи, огромную роль играет успеваемость классов, заинтересованность процессом обучения.

Таким образом, для эффективного развития умений монологической речи следует  соблюдать строгую последовательность методических действий,необходимых и достаточных для успешного овладения данным видом речевой деятельности. Знание психолого-педагогических особенносей учащихся позволяет организовать учебные занятия таким образом, чтобы процесс обучения способствовал повышению мотивации и позновательной активности учащихся.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  

 

Приложение А 

 

Фрагмент  урока по обучению монологической речи на основе сверхфразового единства (ситуативной  основе)

Дата: 11.03.10

Класс: 9“Б”, 9“В”

Тема: “Professions And Jobs To Choose”

Информация о работе Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка