Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики обучения монологической речи на средней ступени обучения английского языка с учетом характерных черт монологического высказывания, определение ее теоретических и практических основ.
Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения монологической речи на уроках английского языка
1.1 Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
1.2 Сущность понятия «монологическая речь»
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения монологической речи учащихся на средней ступени обучения
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения монологической речи на уроках английского языка (средняя ступень обучения)
2.1 Методика обучения монологической речи на уроках английского языка
2.2 Экспериментальная работа по проведению учебных занятий по обучению монологической речи на уроках английского языка
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Исследования
Т.С. Путиловой решения
Убеждение
как коммуникативная задача отличается
от других подобных задач, например, описания,
объяснения, доказательства наибольшей
коммуникативной
Характеризуя
в целом уровень развития монологической
речевой деятельности учащихся на средней
ступени обучения, можно сказать,
что в процессе обучения у них
происходит усложнение, комплексирование
и устного, и письменного высказывания
за счет увеличения количества второстепенных
членов предложения, появления составного
сказуемого и т.д. Одновременно, в
связи с расширением словаря
школьника увеличивается
Названные выше особенности коммуникативного развития учащихся на средней ступени обучения свидетельствуют о:
· естественной гетерохронности развития устных и письменных форм общения, т.е. опережении устного высказывания и понимания на слух;
· недостаточной сформированности всех речевых механизмов, в частности, полного осмысления;
· недостаточном уровне развития способов формирования мысли [7, с.6].
Таким образом, следует сказать, что мысль учащегося не подчиняется еще целиком логическому плану ее изложения. Высказывания, особенно развернутые, часто бывают недостаточно логичны. В том же случае, когда его целенаправленно учат орфографии, пунктуации, построению текстов, общению и т.д., он выявляет более высокий уровень развития во всех видах речевой деятельности.
1. Говорение
представляет собой вид
Обучение говорению включает развитие умения диалогической и монологической речи. Каждый вид имеет свои психологические и лингвистические особенности, соблюдение которых способствует успешному овладению той или иной устно-речевой формой общения.
2. Монологическая
речь – это речь одного лица,
выражающего в более или менее
развёрнутой форме свои мысли,
намерения, оценку событий и
т. д. Монологическая речь
3. В
обучении говорению, в
На средней ступени обучения иностранному языку учащиеся способны самостоятельно рассуждать, управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.
монологическая речь английский язык
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1 Методика
обучения монологической речи
на основе сверхфразового
Рассмотрим монологическую речь как объект обучения. Заметим, что монологическим высказыванием мы будем называть такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами.
Монологическое высказывание может быть разного уровня:
1) слово (словоформа)
2) словосочетание,
3) фраза,
4) сверхфразовое единство
5) текст.
На любом из этих уровней монологическое высказывание выступает в процессе общения в качестве речевой единицы, будь то реплика, утверждение (словосочетание), вопрос (фраза), убеждение (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ (текст) и т. п.
Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний – это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз – синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста – логико-синтаксические.
У каждого из уровней есть свои модели. Для слов – это типы словообразований, для словосочетаний – их типы, для всех других уровней – их основные структурные характеристики. Любая модель может быть вербально наполнена, и тогда она служит речевым образцом.
Высказывание любого уровня характеризуется определенными параметрами, среди которых есть и общие, и специфические для каждого из уровней. Первые три уровня высказываний в плане обучения относятся к овладению лексической и грамматической сторонами говорения, к этапу развития речевого умения относятся лишь уровни сверхфразового единства и текста. Далее, говоря об обучении монологическому высказыванию, мы будем иметь в виду лишь уровень сверхфразового единства. Именно данный уровень составляет всю сложность обучения на этапе развития речевого умения, характерен для монологического высказывания и является ключом к овладению им. Монологическое высказывание на уровне сверхфразового единства можно рассматривать как деятельность (процесс) и как продукт. И в том и в другом случае монологическое высказывание характеризуется разными параметрами. Как деятельность оно всегда целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего, оно ситуативное, эвристично и проходит в определенном темпе. Как продукт данное высказывание всегда информативно, продуктивно, выразительно, структурно, логично, целостно.
Даже одно перечисление параметров монологического высказывания показывает, что обучение ему – чрезвычайно сложное дело, а вопросно-ответные упражнения не самое адекватное средство обучения. Поэтому из всех его параметров вычленим лишь три, которые и отражают его сущность, и составляют главную трудность, требуют особых средств обучения.
1. Относительно
непрерывный характер
2. Последовательность,
логичность. Это качество проявляется
в развитии идеи ключевой
3. Относительная
смысловая законченность,
Для успешного обучения монологическому высказыванию на основе сверхфразового единства необходимо придерживаться следующих этапов:
На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Учитель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе. Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.
Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Our classroom is large. Our classroom is clean плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Our classroom is large. There are four windows in it хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.
Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения аргументации [7,с.22].
На
этапе совершенствования
Для обучения монологическому высказыванию на уровне сверхфразового единства необходимо использовать упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, формированию навыков и умений логического построения речи. Например:
· Соедини простые предложения рассказа в сложные;
· Закончи высказывания, (используя предложенные варианты);
· Подбери к данным тезисам соответствующие аргументы (тезисы приведены ниже);
· Объясни причину…;
· Докажи, что…;
· Выбери картинку, которая вызывает ассоциации с учебой (отдыхом, работой и т.п.), аргументируй свой выбор;
· Послушай звуковую ситуацию (цепочку звуков, музыкальное произведение и т.п.) и выскажи свое мнение о месте событий т.п.
Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, т.е. с определением содержания и формы его изложения. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает широкое использование опор.
Назначение
опор – непосредственно или
Любая опора – это способ управления либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор – на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда?и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор (В. Б. Царькова), отраженную в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Классификация опор по В.Б. Царьковой
Содержательные |
словесные (вербальные) |
изобразительные |
Текст (зрительно) Текст (аудитивно) Микротекст (зрительно) Микротекст (аудитивно) План Логикосинтаксическая схема |
Кинофильм Диафильм Картина Серия рисунков Фотография | |
Смысловые |
Слова как смысловые вехи Лозунг Афоризм, поговорка Подпись |
Диаграмма, схема, таблица Цифры, даты Символика Плакат |
Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других – сжата (смысловые опоры), но в любом случае она – лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения монологическому высказыванию.
2.2 Экспериментальная
работа по проведению учебных
занятий по обучению
Для
определения эффективности
Теоретические
материалы нашего исследования использовались
в учебном процессе при прохождении
преддипломной педагогической практики
в ГУО “ Средняя