Институт
Психологии
Практическая работа по дисциплине:
Теория
и методика обучения.
Модуль:3-4
Выполнила:
студентка 3 «В» курса
Журавлева
У.Н.
МОДУЛЬ
3.
Стандарты
образования.
УЭ.1
Содержание образования,
как фундамент базовой
культуры личности.
Важная
социальная функция обучения – формирование
личности, соответствующей социальным
требованиям. Процесс образования
происходит на основе овладения систематизированными
научными знаниями и способами деятельности,
отражающими состав духовной и материальной
культуры человечества.
Под
содержанием образования следует
понимать:
- систему научных
знаний, практических умений и навыков;
- систему мировоззренческих
и нравственно-эстетических идей, которые
необходимо приобрести учащимся в процессе
обучения;
- часть общественного
опыта поколений, которая отбирается в
соответствии с поставленными целями
развития человека и в виде информации
передается ему.
Выделяются
основные направления содержания воспитания
и образования:
- физическое
воспитание и образование;
- эстетическое
воспитание;
- трудовое
воспитание;
- умственное
воспитание;
- нравственное
воспитание.
Содержание
образования на всех этапах должно
быть направлено на осуществление основных
целей воспитания:
- формировать
всестороннее и гармоничное развитие
личности;
- обеспечивать
умственное развитие;
- обеспечивать
техническую и трудовую подготовку;
- 4) обеспечивать
физическое, нравственное и эстетическое
воспитание.
Существует
несколько основных правил для содержания
образования, а именно:
- содержание
образования строится на строго научной
основе;
- содержание
образования включает только твердо установленные
в науке факты и теоретические положения;
- учебный материал
соответствует современному состоянию
науки, способствует формированию жизненной
позиции;
- содержание
образования по каждому учебному предмету
соответствует логике и системе той или
иной науки;
- содержание
образования основывается на взаимосвязи
между отдельными учебными предметами;
- образование
в школе сочетается с техническим и трудовым
обучением, способствует профессиональной
ориентации учащихся;
- образование
учитывает формирование волевых усилий
в преодолении трудностей в овладении
знаниями;
- содержание
образования соответствует возрастным
возможностям учащихся.
2.
Государственный стандарт
общего образования — нормы и требования,
определяющие обязательный минимум содержания
основных образовательных программ общего
образования, максимальный объём учебной
нагрузки обучающихся, уровень подготовки
выпускников образовательных учреждений,
а также основные требования к обеспечению
образовательного процесса (в том числе
к его материально-техническому, учебно-лабораторному,
информационно-методическому, кадровому
обеспечению).
3.Образовательная
программа – это документ, в котором
фиксируется и аргументировано представляется
цель учебного процесса, тематический
и учебный планы, способы и методы их реализации,
критерии оценки результатов в условиях
конкретного образовательного учреждения.
Уровень
образовательной программы –
это показатель ее полноты и качества
в создании условий для достижения
личностью определенного уровня
образованности, системной организованности
образовательного процесса в учреждении
по обеспечению всего спектра
условий освоение обучающимися всех
уровней образованности
4.
Учебный план, документ, определяющий
состав учебных дисциплин, изучаемых в
данном учебном заведении, их распределение
по годам в течение всего срока обучения.
Учебный план, как правило, включает 3 части:
график учебного процесса – периоды теоретических
занятий, учебной и производственной практики,
экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных)
сессий, дипломной работы (или дипломного
проектирования), каникул и их чередования
в течение всего срока обучения; сводные
данные по бюджету времени – общая продолжительность
каждого периода учебного процесса по
годам и за весь срок обучения; план учебного
процесса – перечень обязательных, альтернативных
и факультативных дисциплин с указанием
объёма каждой из них в академических
часах и распределения этих часов по неделям,
семестрам, учебным годам, сроки сдачи
экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов)
и количество часов, отводимых на лекции,
семинары, лабораторные работы и упражнения
по каждому предмету (в 3-й части Учебный
план могут быть указаны специализации
с соответствующими перечнями изучаемых
дисциплин).
5.
Образование как система, представляет
собой развивающуюся сеть учреждений
разного типа и уровня. Основные элементы
образования как макросистемы, имеющей
государственный статус, — это системы
дошкольного, школьного, среднего специального,
высшего и послевузовского дополнительного
образования.
МОДЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ
1.
Модель образования как государственно-ведомственной
организации. В этом случае
система образования рассматривается
структурами государственной власти
как самостоятельное направление
в ряду других отраслей народного
хозяйства. Строится она по
ведомственному принципу с жестким
централизованным определением
целей, содержания образования,
номенклатуры учебных заведений
и учебных дисциплин в рамках
того или иного типа образовательной
системы. При этом учебные заведения
однозначно подчиняются и контролируются
административными или специальными
органами.
2.
Модель развивающего образования
(В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и
др.). Эта модель предполагает
организацию образования как
особой инфраструктуры через
широкую кооперацию деятельности
образовательных систем разного
ранга, типа и уровня. Такое
построение позволяет обеспечивать
и удовлетворять потребности
различных слоев населения страны
в образовательных услугах; быстро
решать образовательные задачи
и обеспечивать расширение спектра
образовательных услуг. Образование
также получает реальную возможность
быть востребованным другими
сферами — впрямую, без дополнительных
согласований с государственной
властью. В этом случае сфера
образования выступает в качестве
звена социальной практики.
3.
Традиционная модель образования
(Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д.
Ра-вич, Ч. Финн и др.) — это
модель систематического академического
образования как способа передачи
молодому поколению универсальных
элементов культуры прошлого, роль
которого сводится в основном
к воспроизведению культуры прошлого.
Основную роль образования традиционалисты
видят в том, чтобы сохранять
и передавать молодому поколению
элементы культурного наследия
человеческой цивилизации.
4.
Рационалистическая модель образования
(П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер
и др.) предполагает такую его
организацию, которая, прежде
всего, обеспечивает усвоение
знаний, умений, навыков и практическое
приспособление молодого поколения
к существующему обществу. В рамках
данной модели обеспечивается
передача-усвоение только таких
культурных ценностей, которые
позволяют молодому человеку
безболезненно вписываться в
существующие общественные структуры.
При этом любую образовательную
программу можно перевести в
«поведенческий» аспект знаний,
умений и навыков, которыми
следует овладеть учащемуся.
5.
Феноменологическая модель образования
(А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс
и др.) предполагает персональный
характер обучения с учетом
индивидуально-психологических особенностей
обучающихся, бережное и уважительное
отношение к их интересам и
потребностям. Его представители
отвергают взгляд на школу
как на «образовательный конвейер».
Образование они рассматривают
как гуманистическое в том
смысле, чтобы оно наиболее полно
и адекватно соответствовало
подлинной природе человека, помогло
ему обнаружить то, что в нем
уже заложено природой, а не
«отливать» в определенную форму,
придуманную кем-то заранее, априори.
6.
Неинституциональная модель образования
(П. Гудман, И. Иллич. Ж. Гудлэд,
Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар
и др.) ориентирована на организацию
образования вне социальных институтов,
в частности школ и вузов.
Это образование на «природе»,
с помощью Internet, в условиях «открытых
школ», дистантное обучение и др.
Основные
элементы образования как конкретного
образовательного учреждения — это:
1)
цели образования;2) содержание образования;3)
средства и способы получения
образования;4) формы организации
образовательного процесса;5) реальный
образовательный процесс как
единство обучения, воспитания и
развития человека;6) субъекты и
объекты образовательного процесса;7)
образовательная среда;8) результат
образования, то есть уровень
образованности человека в данном
учебном заведении.
Образовательные
цели — это сознательно определенные
ожидаемые результаты, которых стремится
достичь данное общество, страна, государство
с помощью сложившейся системы образования
в целом в настоящее время и в ближайшем
будущем. Эти цели социально зависимы
от различных условий: от характера общества,
от государственной образовательной политики,
от уровня развития культуры и всей системы
просвещении и воспитания в стране, от
системы, главных ценностей.
УЭ
2. Государственный
образовательный процесс.
Введение
государственных образовательных
стандартов в систему обеспечения
развития образования предусмотрено
Законом Российской Федерации "Об
образовании". В соответствии с
законодательством Российской Федерации
государственные образовательные
стандарты выступают как важнейший
нормативный правовой акт Российской
Федерации, устанавливающий систему
норм и правил, обязательных для
исполнения в любом образовательном
учреждении, реализующем основные образовательные
программы.
При
разработке стандарта индивидуальные,
общественные и государственные
потребности и интересы можно
классифицировать следующим образом:
- индивидуальные
потребности личности (семьи) в области
общего образования интегрируют потенциал
личностной, социальной и профессиональной
успешности обучающихся;
- личностная
успешность — полноценное и разнообразное
личностное становление и развитие с учетом
индивидуальных склонностей, интересов,
мотивов и способностей;
- социальная
успешность — органичное вхождение в
социальное окружение и участие в жизни
общества;
- профессиональная
успешность — развитость универсальных
трудовых и практических умений, готовность
к выбору профессии;
- социальный
заказ — общественные запросы в области
общего образования — интегрирует потребности
личности и семьи и обобщает их до уровня
социальных потребностей. К их числу относятся
следующие:
- безопасный
и здоровый образ жизни — следование принципам
безопасного и здорового образа жизни,
готовность к соответствующему поведению
на основе полученных знаний и умений;
- свобода и
ответственность — осознание нравственного
смысла свободы в неразрывной связи с
ответственностью, развитость правосознания,
умения делать осознанный и ответственный
личностный выбор;
- социальная
справедливость — освоение и принятие
идеалов равенства, социальной справедливости,
гармонии и разнообразия культур как демократических
и гражданских ценностей;
- благосостояние
— активная жизненная позиция, готовность
к трудовой деятельности, обеспечивающей
личное благополучие в условиях рыночной
экономики;
- государственный
заказ — государственные запросы в области
общего образования — представляет собой
наиболее общую характеристику индивидуальных
и общественных потребностей. Государственный
заказ направлен на обеспечение следующих
приоритетов;
- национальное
единство и безопасность — формирование
системы ценностей и идеалов, в результате
освоения нравственных ценностей, единого
государственного языка и образцов национальной
культуры, воспитание патриотизма, стремления
обустроить и защитить Родину;
- развитие
человеческого капитала — подготовка
поколения нравственно и духовно зрелых,
самостоятельных, активных и компетентных
граждан, живущих и работающих в свободной
демократической стране в условиях информационного
общества и рыночной экономики;
- конкурентоспособность
— фундаментальная общекультурная подготовка
как база профессионального образования,
прикладная и практическая ориентация
общего образования.