Теория и методика обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:10, контрольная работа

Описание

Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
Под содержанием образования следует понимать:

Работа состоит из  1 файл

Стандарты образования.docx

— 366.79 Кб (Скачать документ)

Институт  Психологии

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Практическая работа по дисциплине:

Теория  и методика обучения.

Модуль:3-4 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 «В» курса

Журавлева У.Н. 

 

МОДУЛЬ 3.

Стандарты образования.

    УЭ.1 Содержание образования, как фундамент базовой культуры личности. 

     Важная  социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования  происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества. 

     Под содержанием образования следует  понимать: 

    • систему научных  знаний, практических умений и навыков;
    • систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;
    • часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
 

     Выделяются  основные направления содержания воспитания и образования: 

    • физическое  воспитание и образование;
    • эстетическое воспитание;
    • трудовое воспитание;
    • умственное воспитание;
    • нравственное воспитание.
 

     Содержание  образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания: 

    • формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;
    • обеспечивать умственное развитие;
    • обеспечивать техническую и трудовую подготовку;
    • 4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
 

     Существует  несколько основных правил для содержания образования, а именно:

    • содержание образования строится на строго научной основе;
    • содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;
    • учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;
    • содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;
    • содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;
    • образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;
    • образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;
    • содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.

     2. Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

     3.Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

     Уровень образовательной программы –  это показатель ее полноты и качества в создании условий для достижения личностью определенного уровня образованности, системной организованности образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра  условий освоение обучающимися всех уровней образованности

     4. Учебный план, документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. Учебный план, как правило, включает 3 части: график учебного процесса – периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения; сводные данные по бюджету времени – общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения; план учебного процесса – перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету (в 3-й части Учебный план могут быть указаны специализации с соответствующими перечнями изучаемых дисциплин).

     5. Образование как система, представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. 

     МОДЕЛИ  ОБРАЗОВАНИЯ

     1. Модель образования как государственно-ведомственной  организации. В этом случае  система образования рассматривается  структурами государственной власти  как самостоятельное направление  в ряду других отраслей народного  хозяйства. Строится она по  ведомственному принципу с жестким  централизованным определением  целей, содержания образования,  номенклатуры учебных заведений  и учебных дисциплин в рамках  того или иного типа образовательной  системы. При этом учебные заведения  однозначно подчиняются и контролируются  административными или специальными  органами.

     2. Модель развивающего образования  (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и  др.). Эта модель предполагает  организацию образования как  особой инфраструктуры через  широкую кооперацию деятельности  образовательных систем разного  ранга, типа и уровня. Такое  построение позволяет обеспечивать  и удовлетворять потребности  различных слоев населения страны  в образовательных услугах; быстро  решать образовательные задачи  и обеспечивать расширение спектра  образовательных услуг. Образование  также получает реальную возможность  быть востребованным другими  сферами — впрямую, без дополнительных  согласований с государственной  властью. В этом случае сфера  образования выступает в качестве  звена социальной практики.

     3. Традиционная модель образования  (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д.  Ра-вич, Ч. Финн и др.) — это  модель систематического академического  образования как способа передачи  молодому поколению универсальных  элементов культуры прошлого, роль  которого сводится в основном  к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты  видят в том, чтобы сохранять  и передавать молодому поколению  элементы культурного наследия  человеческой цивилизации.

     4. Рационалистическая модель образования  (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер  и др.) предполагает такую его  организацию, которая, прежде  всего, обеспечивает усвоение  знаний, умений, навыков и практическое  приспособление молодого поколения  к существующему обществу. В рамках  данной модели обеспечивается  передача-усвоение только таких  культурных ценностей, которые  позволяют молодому человеку  безболезненно вписываться в  существующие общественные структуры.  При этом любую образовательную  программу можно перевести в  «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми  следует овладеть учащемуся.

     5. Феноменологическая модель образования  (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс  и др.) предполагает персональный  характер обучения с учетом  индивидуально-психологических особенностей  обучающихся, бережное и уважительное  отношение к их интересам и  потребностям. Его представители  отвергают взгляд на школу  как на «образовательный конвейер».  Образование они рассматривают  как гуманистическое в том  смысле, чтобы оно наиболее полно  и адекватно соответствовало  подлинной природе человека, помогло  ему обнаружить то, что в нем  уже заложено природой, а не  «отливать» в определенную форму,  придуманную кем-то заранее, априори.

     6. Неинституциональная модель образования  (П. Гудман, И. Иллич. Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар  и др.) ориентирована на организацию  образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов.  Это образование на «природе»,  с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.

     Основные  элементы образования как конкретного образовательного учреждения — это:

     1) цели образования;2) содержание образования;3) средства и способы получения  образования;4) формы организации  образовательного процесса;5) реальный  образовательный процесс как  единство обучения, воспитания и  развития человека;6) субъекты и  объекты образовательного процесса;7) образовательная среда;8) результат  образования, то есть уровень  образованности человека в данном  учебном заведении.

     Образовательные цели — это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещении и воспитания в стране, от системы, главных ценностей.

      УЭ 2. Государственный образовательный процесс.

Введение  государственных образовательных  стандартов в систему обеспечения  развития образования предусмотрено  Законом Российской Федерации "Об образовании". В соответствии с  законодательством Российской Федерации  государственные образовательные  стандарты выступают как важнейший  нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему  норм и правил, обязательных для  исполнения в любом образовательном  учреждении, реализующем основные образовательные  программы.

     При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные  потребности и интересы можно  классифицировать следующим образом:

  • индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся;
  • личностная успешность — полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей;
  • социальная успешность — органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества;
  • профессиональная успешность — развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии;
  • социальный заказ — общественные запросы в области общего образования — интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие:
  • безопасный и здоровый образ жизни — следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;
  • свобода и ответственность — осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор;
  • социальная справедливость — освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;
  • благосостояние — активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики;
  • государственный заказ — государственные запросы в области общего образования — представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов;
  • национальное единство и безопасность — формирование системы ценностей и идеалов, в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину;
  • развитие человеческого капитала — подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики;
  • конкурентоспособность — фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.

Информация о работе Теория и методика обучения