Теория и методика обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:10, контрольная работа

Описание

Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
Под содержанием образования следует понимать:

Работа состоит из  1 файл

Стандарты образования.docx

— 366.79 Кб (Скачать документ)

     Задачи  образовательного стандарта:

  • обеспечение возможности управления системой образования;
  • обеспечение возможности развития человеческого капитала средствами образования.

     Первая  задача объективно требует стандарта, главным структурным элементом  которого является операционализированный результат деятельности субъектов  образовательной системы.

Вторая  задача объективно задает систему требований к результатам образования.

     Содержание  ключевых задач отражает направления  формирования качеств личности и  в совокупности определяет результат  общего образования:

  • личностное развитие — развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;
  • социальное развитие — воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
  • общекультурное развитие — освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;
  • интеллектуальное развитие — развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;
  • коммуникативное развитие — формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
    • Основные принципы государственной политики в сфере образовательных стандартов.
    • 1. Охрана с помощью стандарта качества общего образования в Российской Федерации, недопущение его снижения. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, продолжения образования, интеграция личности в национальную и мировую культуру.
    • 2. Создание посредством государственных образовательных стандартов условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.
    • 3. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурсность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.
    • 4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить зафиксированный стандартом, достаточный для полноценного образования уровень образования. Обязанность обучающихся соответствовать требованиям стандарта в части их учебных достижений.
    • 5. Обеспечение государственного контроля и ответственности за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.
    • 6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.
    • 7. Единство образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально - региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.
    • 8. Обеспечение посредством стандарта защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников — от необъективной оценки их труда.

     Выделяются  ведущие функции стандартов, согласно которым государственные стандарты  общего образования:

  • задают целевые установки и условия осуществления общего образования;
  • обеспечивают многообразие образовательных возможностей в условиях единого образовательного пространства;
  • определяют универсальный характер, общекультурную и фундаментальную направленность общего образования;
  • являются основой нормативной регуляции общего образования.

     Анализ  опыта разработки стандартов в нашей  стране и за рубежом, учет общих тенденций  развития системы отечественного образования  позволяют достаточно уверенно определить пакет документов, которые наиболее важны для представления в  качестве нормативов.

     Этот  пакет естественным образом разделяется  на две группы:

  • первую из них образуют документы, регулирующие результат общего образования и процесс его достижения;
  • вторую — документы, определяющие условия получения общего образования.

     универсальные  учебные действия, на формирование  которых направлен образовательный  процесс. К ним относятся:

  • личностные универсальные учебные действия;
  • ориентировочные действия;
  • конкретные способы преобразования учебного материала;
  • коммуникативные действия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       УЭ 3. Модель выпускника  
 
 
 
 
 
 

УЭ.4 Базовая, вариативная, дополнительная составляющие содержания образования.

     Школьный  учебный предмет – это система  научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют  школьникам усвоить основные исходные положения науки. В педагогике учебный  предмет определяют как основу науки  в том смысле, что содержание учебного предмета позволяет овладеть современной  наукой.

     Учебный предмет отражает определенную часть  опыта человечества и формирует  соответствующие знания, умения, навыки.

     В Уставе средней общеобразовательной  школы говорится, что средняя  общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными  в своей основе учебными планами, программами и принципами организации  учебно-воспитательной работы.

     Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями  и администрацией школ, органами народного  образования. Основой составления  учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.

     Вариативный эксперимент – варьируются новые  экспериментально проверяемые условия  или методики.

     В структуре учебного плана выделяют: 1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих  общественным идеалам;

     2) вариативную часть, обеспечивающую  индивидуальный характер развития  школьников и учитывающую их  личностные особенности, интересы  и склонности.

     В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части  представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными  занятиями, составляющими базовое  ядро общего среднего образования; обязательными  занятиями по выбору учащихся; факультативными  занятиями.

     В школе учебная программа –  это государственный документ, который  утверждается Министерством просвещения  России и подлежит обязательному  выполнению.

     Каждый  учебный предмет в системе  школьного образования имеет  утвержденную учебную программу. Это  следует из принципа единства и государственности  школ в нашей стране. Единая цель воспитания – всестороннее гармоническое  развитие личности – обеспечивается в школе единым содержанием обучения, одинаковыми учебными программами.

     Выполнение  учебных программ – это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых  полноценных качествах его личности. 

 

МОДУЛЬ 4 .

Учебная деятельность в процессе обучения.

План  проведения открытого урока по предмету Экономика

На тему: Бизнес как средство достижения целей.

(Рекомендовано  для учащихся 9 класса)

 

Этап 1: Знакомство и выявление  общих интересов (15 минут).

12:00 – 12:05 Знакомство  преподавателя с учениками, краткий  рассказ о роде своей деятельности 

12:05 – 12:15 Выявление  интересов у учеников относительно  творческой реализации, бизнесу,  проф. ориентации. 

Этап 2: Лекция - Основы понимания  бизнеса.

12:15-12:20 Что такое  бизнес, предмет, цели, задачи и  актуальность бизнеса в современной  экономической среде.

12:20-12:25 Основные  принципы работы бизнеса, примеры  существующих форм. 

Этап 3: Вопросы и ответы – Открытое обсуждение.

12:25-12:40 Обсуждение  первичных вопросов:

      Кто такой бизнесмен, и каким он должен быть?

      Какие формы бизнеса являются наиболее перспективными в современной экономической  среде?

      Что такое конкуренция?

      3 принципа Дейла Карнеги (размер  время стоимость)

      Бизнес  - план

      Инвестиции 

Этап 4: Мотивация, заключение и прощание

12:40-12:44 Мотивация  учащихся на самореализацию, более  тщательный выбор профессии. Почему  так важно образование?

12:44-12:45 Прощание, пожелания успехов 

УЭ 2. Цели и задачи урочной  деятельности.

     Основные  направления Урока следующие.

     1. Усиление целенаправленности деятельности  учителя и учащихся на уроке.  Одна из важных задач учителя  - мобилизовать учащихся на выполнение  поставленных задач, достижение  целей непосредственно на уроке.  Дляэтого необходимо спланировать  каждый урок, чтобы в нем были  предусмотрены самые короткие  пути к поставленной цели, и  в первуюочередь намечены структура,  методика и средства обучения  в строгом соответствии с поставленной  целью. 

     2. Осуществление организационной  четкости каждого урока от  первой до последней минуты. Заранее  на перемене готовятся необходимые  для урока наглядные пособия,  технические средства, ученические  принадлежности, справочная и дополнительная  литература, раскладывается все  необходимое на каждое рабочее  место. 

     3. Повышение познавательной самостоятельности  и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление  связано с вопросами применения  на уроке методов и приемов  проблемного обучения и создания  проблемных ситуаций как средства  повышения познавательной активности  учащихся, это способствует повышению  качества знаний и выработке  необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная  работа учащихся с учебной  и научной литературой, словарями,  справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками,  картами. 

     4. Оптимизация учебно-воспитательного  процесса. Целенаправленный выбор  наилучшего варианта построения  процесса, который обеспечивает  за определенное время максимальную  эффективность решения задач  образования в данных конкретных  условиях школы, определенного  класса. Необходимо выбирать оптимальные  варианты сочетания различных  методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к  достижению целей урока. 

     5. Интенсификация учебно-воспитательного  процесса на уроке. Чем больше  учебно-познавательных действий  и операций выполнено учащимися  за урок, тем выше интенсивность  учебного труда. Степень интенсивности  учебного труда зависит от  производительности использования  каждой минуты урока, мастерства  учителя, подготовки учащихся, организованности  классного коллектива, наличия необходимого  оборудования и рационального  его размещения, правильного чередования  труда и отдыха и т.п. 

     6. Осуществление межпредметных и  внутрипредметных связей. При переходе  к новому материалу, ставятся  задачи и вопросы для воспроизведения  и последующей коррекции, опорных  для усвоения нового материала  знаний и практических навыков  и умений.

     Типология и структура современного урока.

     Урок  является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная  типология уроков в современной  школе:

     - урок усвоения новых знаний;

     - урок усвоения навыков и умений;

     - урок комплексного применения  знаний;

Информация о работе Теория и методика обучения