Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:53, научная работа
Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, неразрывно взаимосвязаны между собой – изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.
Как же отразились эти три стиля руководства на поведении участников и результатах работы?
1. При попустительском
стиле было выполнено меньше
работы и качество ее было
хуже. Дети не получили
2. Демократический стиль
оказался значительно более
3. При авторитарном стиле
зафиксирована враждебность во
взаимоотношениях, а также множество
проявлений непокорности и
Одна из них – бойскаутизм, возродившийся после длительного шельмования и запрета. Что мы знаем о скаутской организации в России?
Истории этого движения в России посвятил свою статью в английском научно-популярном журнале «История сегодня» Джим Райордан, «профессор русских исследований» в Брэд-фордском университете.
Основатель скаутского
движения английский полковник Роберт
Баден-Пауэлл создал среди английских
подростков организацию скаутов (в
переводе – разведчиков), которая
должна была в играх и серьезной
деятельности воспитывать английскую
молодежь, готовить ее к службе отечеству:
прививать рыцарский дух. Принципы
своей организации полковник
изложил в книге «Юный
В России того времени уже
была внешкольная детская
Пантюхов назвал свой отряд «Бобер» (каждый скаутский отряд должен был называться именем какого-либо животного). Униформой скаутов сначала был русский кафтан, длинные брюки и меховые шапки из овчины. Потом перешли на шорты и широкополую шляпу. Жена Пантюхова сшила для отряда треугольные оранжево-зеленые флаги, нарисовала значок скаутов, сделала галстуки. Узел, завязанный утром на галстуке, должен был весь день напоминать скауту о его обязанности сделать хотя бы одно доброе дело, и, не выполнив этой обязанности, скаут не мог развязать узел вечером.
Правила, законы и обычаи русских скаутов были в основном скопированы с английских. Вот некоторые из них: исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем; быть полезными и честными гражданами России; помогать всем; быть всегда правдивыми; никогда не падать духом; быть друзьями животных...
Книга «Юный разведчик» привлекла внимание царя, он приказал издать ее тиражом 25 тыс. экземпляров и разослать во все гимназии. Вскоре Николай II посетил царскосельский отряд скаутов, а наследник Алексей вступил в него. Баден-Пауэлл приезжал в Россию и был принят императором. Пантюхов ездил в Англию для изучения опыта скаутов на месте. К 1914 г. движение охватило все крупные города, был создан Всероссийский союз обществ скаутов. Начал выходить журнал «Будь готов!», выходили и местные журналы, например в Вологде «Скаут Русского Севера». При редакции журнала «Вокруг света», главный редактор которого В.А. Попов был начальником московского отряда скаутов, организовали музей скаутского движения. Появились первые скаутские песни, их тексты написал юный Николай Адуев – впоследствии довольно известный поэт, автор комедии «Табачный капитан».
Первый съезд скаутов состоялся в декабре 1915 г. в Петрограде, вышел сборник трудов съезда. К октябрю 1917 г. в стране было около 50 000 скаутов, их организации были в 143 городах. По свидетельству очевидца, еще в 1918 г. в одном из крупных универмагов Петрограда четвертый этаж был отведен отделу для скаутов, где продавали буквально все нужное члену организации – от галстуков разных цветов (каждый отряд имел свой цвет галстука) до посохов, вещевых мешков, широкополых шляп. Последний скаутский парад состоялся в Петрограде 23 апреля 1918 г.
Как и британское, русское
скаутское движение постоянно заявляло
о своей нейтральности в
Оставшихся в России скаутов считали соперниками комсомола, агентами англичан и мировой буржуазии. Тем не менее новое правительство, признавая популярность скаутского движения среди молодежи, сначала попыталось завоевать поддержку скаутов. Так, нарком Семашко в 1918 г. предложил, чтобы они сотрудничали с комсомолом в создании организации для детей 10–14 лет. Как было сказано в резолюции конференции, создавшей пионерскую организацию, за основу была принята реорганизованная скаутская система. Пионеры приняли многие атрибуты, правила и традиции скаутов, например призыв «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!», галстук, барабан, горн, традицию костров, торжественное обещание. Заметим, что еще до пионеров существовали отряды «юков» – юных коммунистов, в организации которых связь со скаутами прослеживалась еще яснее.
По данным английского
исследователя, скаутское движение
было официально запрещено в СССР
в октябре 1922 г., но еще до 1926 г. в
резолюциях съездов и конференций
появлялся тезис о
VIII. Определите, в какой группе указаны ведущие предпосылки, оказывающие эффективное влияние на формирование коллектива
1
Общность цели
Знание учениками друг друга
Прочное авторитарное руководство коллективом
Отсутствие конфликтов между воспитанниками
Совместное выполнение домашних заданий
Совместная деятельность
Знание педагогом теории
развития коллектива
Проявление диалектических
противоречий
Наличие лидера
Дружба между школьниками
2
Совместная деятельность
Единая школьная форма
Наличие лидера
Совместные походы по родному краю
Наличие органов самоуправления
Знание педагогом теории коллектива
Наличие и понимание воспитанниками целей воспитания
Целенаправленная совместная деятельность школьников
Наличие перспективных линий
Наличие органов самоуправления, созданных на демократической основе
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Вопросы |
1 |
II |
Ill |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
Ответы |
– |
– |
– |
2,4,5 |
– |
– |
– |
4 |
Контрольный тест
Литература для самообразования
Иванов И.П. Воспитать коллективистов. – М., 1982.
Макаренко А.С. Пед. соч. – М., 1985–1986.
Мудрость воспитания. – М., 1989.
Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания.–М., 1989.
Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985.