Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:46, реферат
В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения самобытного русского педагога, философа, ученого Константина Николаевича Вентцеля (1857–1947), общественная и научная деятельность которого осуществлялась в дореволюционный и советский период развития отечественной педагогики, была посвящена разработке проблематики свободного воспитания. Глубокий мыслитель, прирожденный педагог, К.Н. Вентцель считал важным признаком социализированности и необходимым признаком воспитанности наличие у подрастающего поколения способности осознавать приоритет общечеловеческих ценностей и значимость человеческой индивидуальности.
Принцип гармонии целей. Исходя из предположения о том, что между индивидуальным и всеобщим должно существовать необходимое согласие, понимание высшей формы активности человека как сознательной постановки целей своей деятельности, К.Н. Вентцель утверждал: обеспечивающее прогресс человечества непрерывное расширение системы его целей возможно лишь на основе существования между этими целями гармонии. Педагогическая интерпретация этого положения, с нашей точки зрения, такова: воспитателю необходимо стремиться к установлению соответствия между различными сторонами природы ребенка, равновесия между его разнородными стремлениями, солидарности между его личной жизнью и жизнью общества посредством развития стремления к гармонии целей своей деятельности.
Принцип ненасилия над личностью ребенка. Главная цель воспитания, по определению К.Н. Вентцеля, – развитие свободной, творческой личности, чувствующей неразрывную связь с человечеством и осуществляющей ее в творческой общественной работе. Надо стремиться поставить дело таким образом, чтобы даже самый маленький ребенок чувствовал себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным в своем строе, сознавал, что от его деятельности зависит развитие и совершенствование этого общества, утверждал педагог.
К.Н. Вентцель считал, что существуют два пути для достижения описанной выше цели: путь безоговорочного подчинения авторитетам и путь свободного внутреннего развития. Приемлем только второй путь, первый ведет к уничтожению инстинкта свободы. В прежние времена, замечал педагог, царил культ предков, воля которых, запечатленная в мифологии, религиозных верованиях, обычаях, традициях, являлась абсолютным законом, господствовавшим над жизнью человека и общества. В современном обществе господствует культ взрослого человека, диктующий всему свою властную волю. Будущее же должно явиться культом ребенка. Подчиненное культу ребенка воспитание, указывал К.Н. Вентцель, должно таким образом воздействовать на данную конкретную индивидуальность, чтобы развитие творческих сил в ней достигло своего возможного максимума и выразилось в творчестве новых форм общежития и культуры. Установить подобный культ ребенка, справедливо замечал педагог, насильственными методами воспитания невозможно. То есть свободное внутреннее развитие человека предполагает устранение из педагогического процесса элемента принуждения ребенка в максимально возможной степени.
Принцип развития творческой индивидуальности. К.Н. Вентцель вполне обоснованно утверждал: воспитатель должен ясно осознавать, что каждый ребенок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, следовательно, не может быть единой для всех универсальной системы воспитания. Важно постичь законы развития данной индивидуальности и сделать все возможное для ее максимального раскрытия.
Принцип культуросообразности воспитания. Творческая индивидуальность естественно тяготеет к культуре и не может достигнуть сколько-нибудь высокого развития без широкого приобщения к ней. Однако громадность культурных завоеваний человечества в области науки, техники, искусства способна так подавить человека своим величием, что он начинает играть второстепенную, подчиненную по отношению к культуре роль. Вопрос, что важнее, наследник или наследство, по мнению К.Н. Вентцеля, должен решаться однозначно в пользу первого. Воспитание, которое делает из ребенка “привратника культуры”, ее “кладовщика”, антигуманно. Только тогда, когда воспитатели обратят внимание на внутренний мир каждого воспитанника, культура человечества достигнет своего наилучшего сохранения и быстрого возрастания ценности.
Еще одно положение, красной нитью прошедшее через все творчество педагога, звучит так: ребенок в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. К.Н. Вентцель ратовал за гуманистическое педагогическое взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. По его мнению, невозможность осуществить какие-либо права может быть обусловлена только отсутствием у ребенка необходимых для их осуществления физических или духовных сил. При наличии же последних, возраст не может служить ограничением к пользованию ребенка своими правами. С этим положением можно не соглашаться, но не отметить его гуманистическую сущность нельзя.
Вентцелевская концепция о космическом воспитании выявляет для современных педагогов следующую логическую линию. Если личность человека – главная ценность мироздания, значит человек – важнейший источник педагогической аксиологии. Если последнее утверждение верно, то для поддержания столь высокого статуса человеческое общество должно эволюционировать к более разумному, нравственному, гармоничному построению. Наконец, путь человечества к ноосфере, позволяющий поддерживать статус личности как первоисточника аксиологии, связан с развитием у человека с самых малых лет космического самосознания.
Современная космическая
педагогика, одним из основоположников
которой является К.Н. Вентцель, ориентирована
на выживание человечества как единой
общности, достижение солидарности народов
путем диалога культур, на принятие социумом
многих постулатов теории свободного
воспитания. Ее образовательные цели состоят
в оптимизировании у ребенка способности
к диалогу с космосом, в понимании проблем
всего человечества как своих собственных.
Она утверждает необходимость трансформации
материальной цивилизации к развитию
человеческих качеств и способностей
посредством развития космического сознания,
ценность творческой самореализации человека
на основании объединения целей и интересов
всего человечества в преодолении глобальных
проблем.
Заключение
Отмечая юбилей
К.Н. Вентцеля, с уверенностью можно
констатировать тот факт, что его взгляды
имеют аксиологическую значимость для
построения современной педагогической
реальности в силу широты предвидения
тенденций развития гуманистической педагогики.
Педагогические идеи замечательного русского
педагога, в частности его воспитательные
принципы, основанные на теоретическом
и практическом опыте свободного воспитания,
характеристика феномена культуросообразого
воспитания, положения концепции о космическом
воспитании, представляются важным источником
формирования современной педагогической
парадигмы.
Список
литературы:
Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. – М., 1896.
Вентцель К.Н. Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании. – М., 1909.
Вентцель К.Н. Этика творческой личности. – М.: Типография К.И. Тихомирова, 1911.
Вентцель К.Н. Педагогика творческой личности. – М.: Типография К.И. Тихомирова, 1912.
Репина Г.А. Теория
воспитания Константина Вентцеля. – Смоленск,
1999.