Теория и методика физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:40, реферат

Описание

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Содержание

1.Теория и методика физического воспитания, как учебная дисциплина,
ее основные понятия……………………………..…………………………………3
2.Построение тренировки по циклам (микроцикл, мезоцикл, макроцикл)…….8
3.Физические упражнения(техника физических упражнений,
пространственные характеристики, оздоровительная,
образовательная роль)………………………………………………………….......13
4.Список литературы………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Реферат Физическая культура.docx

— 68.32 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1.Теория и методика  физического воспитания, как учебная  дисциплина,

 ее основные понятия……………………………..…………………………………3

2.Построение тренировки  по циклам (микроцикл, мезоцикл, макроцикл)…….8

3.Физические упражнения(техника  физических упражнений,

пространственные характеристики, оздоровительная,

образовательная роль)………………………………………………………….......13

4.Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теория и методика  физического воспитания, как учебная  дисциплина, ее основные понятия.  

 Теория и методика  физического воспитания являются  одной из основных профилирующих  дисциплин в системе профессиональной  подготовки специалистов с высшим  физкультурным образованием. Она  призвана через свое содержание  обеспечить студентам необходимый  уровень теоретических и методических  знаний о рациональных путях,  методах и приемах профессиональной  деятельности преподавателя физической  культуры, раскрыть в структуре  и содержании этой деятельности  условия успешной реализации  образовательных, воспитательных  и оздоровительных задач физического  воспитания.

Источниками возникновения  и развития теории и методики физического  воспитания являются:

  • практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;
  • практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;
  • прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
  • постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;
  • результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

Изучение любой учебной  дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий. Понятие –  это основная форма человеческого  мышления, устанавливающая однозначное  толкование того или иного термина  и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого  объекта (явления). К основным понятиям теории физического воспитания относятся  следующие:

1) «физическое воспитание»; 

2) «физическая подготовка»;

3) «физическое развитие»;

4) «физическое совершенство»; 

5) «спорт».

 Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим  содержанием которого являются  обучение движениям, воспитание  физических качеств, овладение  специальными физкультурными знаниями  и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека. Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование – системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела. По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах – в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

 Воспитание физических  качеств является не менее  существенной стороной физического  воспитания. Целенаправленное управление  прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других  физических качеств затрагивает  комплекс естественных свойств  организма и тем самым обусловливает  количественные и качественные  изменения его функциональных  возможностей. Все физические качества  являются врожденными, т.е. даны  человеку в виде природных  задатков, которые необходимо развивать,  совершенствовать. А когда процесс  естественного развития приобретает  специально организованный, т.е.  педагогический характер, то корректнее  говорить не «развитие», а «воспитание  физических качеств». В процессе  физического воспитания приобретается  также широкий круг физкультурных  и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического  и методического содержания. Знания  делают процесс занятий физическими  упражнениями более осмысленным  и в силу этого более результативным. Таким образом, физическое воспитание  представляет собой процесс решения  определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Термин «физическая подготовка»  подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают  общую физическую подготовку и специальную. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического  развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных  видах деятельности. Специальная  физическая подготовка – специализированный процесс, содействующий успеху в  конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность  в сформированных двигательных умениях  и навыках, способствующих эффективности  целевой деятельности (на которую  ориентирована подготовка).

Физическое развитие-это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей. Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей. 1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы человека. 2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем и др. 3. Показатели развития физических качеств (силы, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45– 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п. Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания. Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения. Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда. Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае. Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный  идеал физического развития и  физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям  жизни. Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются : 1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2) высокая общая физическая  работоспособность, позволяющая  добиться значительной специальной  работоспособности; 

3) пропорционально развитое  телосложение, правильная осанка, отсутствие  тех или иных аномалий и  диспропорций;

4) всесторонне и гармонически  развитые физические качества, исключающие  однобокое развитие человека;

5) владение рациональной  техникой основных жизненно важных  движений, а также способность  быстро осваивать новые двигательные  действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями  и умениями эффективно пользоваться  своим телом и физическими  способностями в жизни, труде,  спорте.

На современном этапе  развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы  и требования государственных программ в сочетании с нормативами  единой спортивной классификации. Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие  отношения и нормы, ей присущие. Характерной  особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие  выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава  действий (вес снаряда, соперника, дистанция  и т.д.), условий их выполнения и  способов оценки достижений по установленным  правилам. Специальная подготовка к  соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Построение тренировки  по циклам (микроцикл, мезоцикл, макроцикл).

Микроцикл — это малый цикл тренировки, с недельной или около недельной продолжительностью, включающий от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла являются наличие двух фаз в его структуре: стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых); окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его.

Виды микроциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, подводящий, соревновательный и восстановительный. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренерской работе. Базовые микроциклы (обще подготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной, психологической подготовки. Базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные. Специально подготовительные микроциклы, характер-ся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или около соревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня спец работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, спец психологическая подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль над уровнем подготовленности и повышением способностей реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании. Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психические настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деят-ти. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого сорные микроциклы могут ограничиваться стартами, играми.

Информация о работе Теория и методика физического воспитания