Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель: изучение тестирования как метода контроля ЗУН при обучении младших школьников.
Задачи:
1. Дать понятие о контроле ЗУН на основе анализа педагогической литературы.
2. Рассмотреть сущность тестового контроля как практического метода.
3. Изучить методику создания теста.
4. Разработать и апробировать дидактические тесты как метод контроля ЗУН младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
Умение учиться — особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создает основу для перехода ребенка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.
Главная задача начальной
школы — научить учиться. Для
этого выпускник начальной
Таким образом, младший школьник начинает овладевать рефлексией, т. е. способностью оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Однако, проверка знаний учащихся зачастую являются источником стрессов и переживаний.
На вопрос, что можно сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса дидактика уже давно ищет ответ. Этой проблемой занимались Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков, Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский и др. По данному вопросу существует достаточное количество литературных источников теоретического характера. Однако достигнутый процесс в педагогике постоянно оказывается несоизмеримым в сравнении с потребностями жизни. Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из таких технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология.
В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвертых классов начальной школы, выполняют задания по русскому языку и математике в тестовой форме по принципу ЕГЭ.
Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.
Однако, назначение тестов — не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений — сколько диагностика проблем, возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.
С помощью тестов, в отличии от обыденных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить причину, благодаря поэтапному выполнению знаний, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению самоконтролю.
Тестовая технология, как
природосообразная и здоровье сберегающая
технология контроля над качеством
учебных достижений учащихся, снижает
уровень психологической
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: контроль ЗУН.
Предмет исследования: использование тестирования как метода контроля ЗУН младших школьников.
Проблема: каковы возможности использования тестирования как метода контроля ЗУН при обучении младших школьников?
Цель: изучение тестирования как метода контроля ЗУН при обучении младших школьников.
Задачи:
Методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы представлена такими компонентами как:
Управление любым процессом
предполагает осуществление контроля,
т. е. определенной системы проверки
эффективности его
В педагогике существуют разные подходы к определению понятия «контроль». Рассмотрим некоторые из них.
Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами [2, 171].
Контроль – выявление, измерение и оценивание ЗУН [5, 357].
Контроль образовательного процесса — процесс получения достоверной информации о качестве образовательного процесса и результатах деятельности включенных в него субъектов [10, 352].
Контроль – единая дидактическая и методическая система проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей ролью педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса [11, 6].
Контроль в процессе обучения – наиболее отработанная процедура, как в теории, так и в методическом отношении. Как относительно самостоятельный этап он выполняет ряд функций:
- функция обратной связи заключается в информации, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом;
- образовательно-развивающая функция контроля знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент;
- воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинированности и выработке у них воли;
- оценочная функция способствует обогащению представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества;
- управленческая функция связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника [4, 44].
Ведущей среди названных
функций является функция обратной
связи. Канал обратной связи важен
для учителя. Он позволяет ему
диагностировать
Теорией и практикой обучения
установлены следующие
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
В традиционной классификации определены следующие виды контроля:
По форме контроль может быть: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный, самоконтроль.
Индивидуальная форма осуществляется с отдельными учащимися. Групповая форма осуществляется для части класса. Фронтальная форма - это форма, при которой на вопросы по небольшому объему материала учащиеся дают краткие ответы (цель – проследить процесс усвоения материала и уровень готовности к восприятию новой темы). Комбинированная форма – это сочетание вышеперечисленных форм. Самоконтроль – форма, обеспечивающая функционирование внутренней обратной связи.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются следующие методы:
Информация о работе Тестирование как метод контроля ЗУН младших школьников