Тестирование как метод контроля ЗУН младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание

Цель: изучение тестирования как метода контроля ЗУН при обучении младших школьников.
Задачи:
1. Дать понятие о контроле ЗУН на основе анализа педагогической литературы.
2. Рассмотреть сущность тестового контроля как практического метода.
3. Изучить методику создания теста.
4. Разработать и апробировать дидактические тесты как метод контроля ЗУН младших школьников.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.30 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Умение учиться — особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создает основу для перехода ребенка на новую  ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Главная задача начальной  школы — научить учиться. Для  этого выпускник начальной школы  должен овладеть компонентами учебной  деятельности:

  • самостоятельно разбираться в учебной задаче;
  • находить способ ее решения;
  • сравнивать свой результат с правильным ответом;
  • адекватно оценивать себя и свои действия;
  • научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации.

Таким образом, младший школьник начинает овладевать рефлексией, т. е. способностью оценивать собственные  действия, умением анализировать  содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Способность к рефлексии  формируется и развивается у  детей при выполнении действий контроля и оценки. Однако, проверка знаний учащихся зачастую являются источником стрессов и переживаний.

На вопрос, что можно  сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса дидактика  уже давно ищет ответ. Этой проблемой  занимались Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков, Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский и др. По данному вопросу существует достаточное количество литературных источников теоретического характера. Однако достигнутый процесс в педагогике постоянно оказывается несоизмеримым в сравнении с потребностями жизни. Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из таких технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология.

В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры  и содержания общего образования, обучающиеся  четвертых классов начальной  школы, выполняют задания по русскому языку и математике в тестовой форме по принципу ЕГЭ.

Тестовая форма стала  довольно актуальной и значимой в  обучении. Тесты способствуют решению  учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.

Однако, назначение тестов —  не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений — сколько  диагностика проблем, возникающих  у обучающихся на каждом этапе  изучения программного материала.

С помощью тестов, в отличии от обыденных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить причину, благодаря поэтапному выполнению знаний, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению самоконтролю.

Тестовая технология, как  природосообразная и здоровье сберегающая  технология контроля над качеством  учебных достижений учащихся, снижает  уровень психологической тревожности, стрессового состояния.

Все вышесказанное обуславливает  актуальность выбранной темы.

Объект исследования: контроль ЗУН.

Предмет исследования: использование тестирования как метода контроля ЗУН младших школьников.

Проблема: каковы возможности использования тестирования как метода контроля ЗУН при обучении младших школьников?

Цель: изучение тестирования как метода контроля ЗУН при обучении младших школьников.

Задачи:

  1. Дать понятие о контроле ЗУН на основе анализа педагогической литературы.
  2. Рассмотреть сущность тестового контроля как практического метода.
  3. Изучить методику создания теста.
  4. Разработать и апробировать дидактические тесты как метод контроля ЗУН младших школьников.

Методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.

Структура курсовой работы представлена такими компонентами как:

  • «Введением», где раскрывается актуальность выбранной темы, описывается понятийный аппарат работы;
  • частью 1 «Общее понятие о контроле ЗУН», в которой на основе анализа педагогической литературы была раскрыта сущность контроля ЗУН, рассмотрены виды, формы и функции контроля, а также требования к организации контроля;
  • частью 2 «Сущность тестового контроля как практического метода», где были рассмотрены различные подходы к определению термина «тест», виды тестирования, таксономия целей, используемых при разработке теста и принципы отбора содержания теста;
  • частью 3 «Методика создания теста, в которой описаны этапы разработки теста;
  • частью 4 «Опытно-практическая работа по организации тестового контроля ЗУН учащихся 3 класса», в которой разработана и апробирована на практике серия уроков с применением тестового контроля;
  • «Заключением»

 

 

    1. Общее понятие о контроле ЗУН

 

 

Управление любым процессом  предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, поскольку  овладение этим действием характеризует  всю учебную деятельность как  управляемый самим ребенком произвольный процесс [7, 379].

В педагогике существуют разные подходы к определению понятия  «контроль». Рассмотрим некоторые из них.

Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами [2, 171].

Контроль – выявление, измерение и оценивание ЗУН [5, 357].

Контроль образовательного процесса — процесс получения  достоверной информации о качестве образовательного процесса и результатах  деятельности включенных в него субъектов [10, 352].

Контроль – единая дидактическая  и методическая система проверочной  деятельности, которая протекает  при руководящей и организующей ролью педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса [11, 6].

Контроль в процессе обучения – наиболее отработанная процедура, как в теории, так и в методическом отношении. Как относительно самостоятельный  этап он выполняет ряд функций:

- функция обратной связи заключается в информации, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом;

- образовательно-развивающая функция контроля знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент;

- воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинированности и выработке у них воли;

- оценочная функция способствует обогащению представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества;

- управленческая функция связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника [4, 44].

Ведущей среди названных  функций является функция обратной связи. Канал обратной связи важен  для учителя. Он позволяет ему  диагностировать образовательный  процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий  этап обучения на основе достигнутого на предшествующих этапах, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального  продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь  для учащихся, так как, благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля над учебной деятельностью учащихся:

  • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля над работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения каждого учащегося итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
  • разнообразие форм проведения, обеспечивающее повышение интереса учащихся к проведению и результатам контроля;
  • всесторонность, заключается в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  • объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требует в соответствии с этим применения различных методик и педагогического такта;
  • единство требований учителей, осуществляющих контроль за работой учащихся в данном классе [3, 283].

Соблюдение указанных  требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в  процессе обучения.

В традиционной классификации  определены следующие виды контроля:

  1. Предварительный (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся, вновь скомплектованных классов, в которых учитель начинает преподавание. Он используется также в отношении вновь прибывших в класс учащихся, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.
  2. Текущий контроль проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных.
  3. Периодический (этапный, рубежный) контроль целесообразен после изучения крупной темы или раздела.
  4. Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, окончание начального, основного или полного среднего звеньев образования).

По форме контроль может  быть: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный, самоконтроль.

Индивидуальная  форма осуществляется с отдельными учащимися. Групповая форма осуществляется для части класса. Фронтальная форма - это форма, при которой на вопросы по небольшому объему материала учащиеся дают краткие ответы (цель – проследить процесс усвоения материала и уровень готовности к восприятию новой темы). Комбинированная форма – это сочетание вышеперечисленных форм. Самоконтроль – форма, обеспечивающая функционирование внутренней обратной связи.

В процессе обучения в различных  сочетаниях используются следующие  методы:

  1. Устный контроль (опрос) может проводиться в индивидуальной фронтальной форме. При индивидуальном устном опросе ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд уточняющих. Устный фронтальный опрос требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. Преимущества фронтального опроса в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. Всем ученикам предоставляется возможность после ответа товарища участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении. Однако, он не определяет глубину знаний как индивидуальный опрос. Удачные ответы могут оказаться случайными.
  2. Письменный контроль чаще всего представляет собой фронтальные контрольные работы. Но может быть и индивидуальным, когда нескольким учащимся предлагают контрольные задания по карточкам. Фронтальные и индивидуальные письменные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть.
  3. Практический контроль необходим, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сформированность двигательных навыков.
  4. Машинный контроль. Его возникновение связано с развитием информационных технологий обучения. Наибольшее распространение получили различные виды машинного программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущество машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.
  5. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно этот вид контроля представляет сочетание устного и письменного опроса. Его сущность заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше – готовят ответы на классной доске, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки за небольшой промежуток времени. Этот метод применяется, когда весь материал пройден и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Информация о работе Тестирование как метод контроля ЗУН младших школьников