Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа
Цель: изучение тестирования как метода контроля ЗУН при обучении младших школьников.
Задачи:
1. Дать понятие о контроле ЗУН на основе анализа педагогической литературы.
2. Рассмотреть сущность тестового контроля как практического метода.
3. Изучить методику создания теста.
4. Разработать и апробировать дидактические тесты как метод контроля ЗУН младших школьников.
Таким образом, контроль ЗУН в процессе обучения играет большую роль, однако не следует переоценивать его роль, превращая в самоцель на уроке, так как в итоге это может привести к использованию однообразных методов контроля, субъективизма в выставлении оценок, отсутствии четких, обоснованных критериев. Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что система контроля должна включать разнообразные формы и методы работы, оптимальное сочетание которых способствовало бы достижению цели.
2. Сущность тестового контроля
В современной системе образования в последние годы большую популярность приобрел тестовый контроль. В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению термина «тест».
Тестом (от англ. test – «проба», «испытание», «исследование») в педагогике называют стандартизированные задания, требующие либо короткого ответа, либо выбора правильного варианта ответа [1, 176].
Тест — это совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения [5, 367].
Педагогический тест —
набор стандартизированных
Педагогический тест — это система тестовых заданий, упорядоченных и обладающих такими характеристиками, которые обеспечивают высокую точность и обоснованность оценок качества учебных достижений [11, 75].
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными.
В соответствии с видами контроля при тестировании можно выделить:
Остановимся подробнее на характеристике данных видов тестирования.
Началу обучения соответствует входное тестирование, позволяющее выявить степень владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения; определить уровень владения новым материалом до начала его изучения в классе. Тесты входного контроля называются предтестами (предварительными тестами) и делятся на два типа. Предтесты первого типа позволяют выявить готовность к усвоению новых знаний в классе. Они содержат задания для проверки базовых знаний, умений и навыков. Предтесты второго типа охватывают планируемые результаты предстоящего обучения и построены полностью на новом материале. Модель входного тестирования представлена на рисунке 1.
Отрица-
Положи-
тельный
тельный
результат
результат
Рис. 1 Модель функций входного тестирования [11,69]
Для текущего контроля разрабатываются корректирующие и диагностические тесты. С помощью корректирующих тестов можно найти слабые места в подготовке учащихся и выявить направления индивидуальной помощи в освоении нового материала. Если затруднения ученика при выполнении заданий носят систематический характер, то педагог может прибегнуть к помощи диагностических тестов. Основная цель диагностики — установление причин пробелов в знаниях учеников — достигается специальным подбором содержания заданий в тестах. Подбор заданий в диагностический тест осуществляется в индивидуализированном режиме, в зависимости от тех заданий, которые выполнил неверно каждый учащийся в корректирующем тесте. Модель функций в текущем контроле представлена на рисунке 2.
Рис. 2 Модель функций тестирования в текущем контроле [11,71]
Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения. Итоговые тесты обычно подвергаются стандартизации, поскольку чаще всего они применяются для принятия административных управленческих решений в образовании. Если проведение входного и текущего тестирования — функция учителя, то итоговое тестирование часто проводится внешними структурами и носит характер независимых проверок. Примером независимого тестирования в России является ЕГЭ, тестирование при аттестации школ и т.д. Внутри школы итоговые тесты можно использовать при переводе учащихся из класса в класс, при отборе отстающих учеников для определения их в коррекционные классы и т.д. Модель итогового тестирования представлена на рисунке 3.
Рис. 3 Модель функций итогового тестирования [11,71]
Содержание теста формируется путем отображения учебного материала в системе заданий. Для обеспечения высокой валидности (показатель того, насколько хорошо предполагаемый тест определяет то, для чего он предназначен) результатов педагогических измерений необходимо использовать определенную методику.
В содержании теста необходимо отображать то главное, что должны усвоить ученики, поскольку все результаты обучения проверить невозможно. Для этого, прежде всего, необходимо структурировать цели обучения и ввести определенную их иерархию. Таксономия (механизм классификации материалов) целей, используемая при разработке теста, должна носить предметно-ориентированный характер, поскольку каждая дисциплина имеет свои приоритеты.
В настоящее время наиболее известной является таксономия целей Б. С. Блума. Данная таксономия очень технологична и с точки зрения большинства разработчиков педагогических тестов вполне приемлема для целей тестирования. В частности в своей классификации Б. С. Блум выделяет:
В основу планирования содержания
тестов может быть так же положен
уровневый системный подход описания
достижений учащихся, разработанный
учеными отечественной
Обеспечению высокой содержательной валидности теста способствуют общие принципы отбора содержания теста:
Итак, среди методов контроля
ЗУН школьников особая роль отводится
тестированию как наиболее мобильному
и объективному. Систематическое
проведение контрольных мероприятий
с помощью тестирования способствует
формированию у учащихся мобильности,
самостоятельности, способности к
организации собственной
3. Методика создания теста
Методика разработки теста состоит из нескольких этапов.
Первый этап – разработка предтестовых заданий. Степень сложности предтестового задания определяется количеством необходимых для поставленной задачи операций и обуславливается степенью информации о деятельности. В связи с этим предтестовые задания соответствуют уровням освоения деятельности. В науке выделяют:
Содержание теста определяется структурой знания, которым должен обладать учащийся. Задания должны быть кратко формулированы и не допускать двусмысленности. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными.
В соответствии с наиболее
часто встречающейся в
1) задания с выбором, в которых учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов;
2) задания с конструируемым
ответом, требующие при
3) задания на установление
соответствия, выполнение которых
связано с выявлением
4) задания на установление
правильной последовательности, в
которой от учащихся требуется
указать порядок элементов,
Названные четыре формы предтестовых заданий являются основными и наиболее распространенными. Рассмотрим подробнее вышеназванные формы предтестовых заданий.
Примером предтестового задания с выбором может быть, например, задание по теме «Разделительный Ъ знак».
Информация о работе Тестирование как метод контроля ЗУН младших школьников