Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание

С наступлением XXI века и вступлении в общеевропейский дом своевременно встал вопрос о приобщении жителя грядущего века к мировой культуре, о приближении его образовательного уровня к европейскому стандарту, о владении им не менее чем двумя иностранными языками и т.д. Авторами Временного государственного образовательного стандарта по иностранному языку (далее - ИЯ) выдвигается расширенная трактовка цели обучения ИЯ в российских школах - формирование коммуникативной компетенции.

Содержание

Введение

I. Тестирование, как одна из форм обучения иностранному языку.
1.1 Тест как одно из средств контроля обученности
иностранному языку.
1.2 Тестовый контроль в процессе обучения иностранному
языку.
1.3 Проблемы тестового контроля.

II. Вероятностный подход к проблеме контроля в обучении иностранным языкам.
2.1 Методика составления тестов.
2.2 Примеры клоуз-тестов, направленных на контроль понимания иноязычной речи, навыков чтения, уровня владения активной лексикой, навыков аудирования.

Заключение

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)


2

 

Курский Государственный Педагогический Университет

Кафедра Иностранных Языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент факультета иностранных языков 46 «А» гр.

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2002


План

 

Введение

 

I. Тестирование, как одна из форм обучения иностранному языку.

              1.1 Тест как одно из средств контроля обученности 

   иностранному языку.

              1.2 Тестовый контроль в процессе обучения иностранному

    языку.

                            1.3 Проблемы тестового контроля.

 

II. Вероятностный подход к проблеме контроля в обучении иностранным языкам.

2.1            Методика составления тестов.

2.2            Примеры клоуз-тестов, направленных на контроль понимания иноязычной речи, навыков чтения, уровня владения активной лексикой, навыков аудирования.

 

Заключение

 

Список используемой литературы.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

С наступлением XXI века и вступлении в общеевропейский дом своевременно встал вопрос о приобщении жителя грядущего века к мировой культуре, о приближении его образовательного уровня к европейскому стандарту, о владении им не менее чем двумя иностранными языками и т.д. Авторами Временного государственного образовательного стандарта по иностранному языку (далее - ИЯ) выдвигается расширенная трактовка цели обучения ИЯ в российских школах - формирование коммуникативной компетенции. По своей сути данная компетенция интегративна и включает несколько компонентов: коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; языковые знания и навыки владения этим «строительным материалом» для порождения и распознания информации; лингвострановедческие и страноведческие знания для обеспечения вторичной социализации, социокультурного фона, без которых нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. В процессе достижения таким образом планируемого результата решается целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач. Включение в целевую установку обучения ИЯ, а, следовательно, и в содержание обучения страноведческих знаний в качестве полноправного компонента обеспечит усвоение учащимися реалий другой национальной культуры, расширение их общего кругозора, что приведет также к повышению интереса к изучаемому ИЯ и стойкой мотивации.

На современном этапе обучения ИЯ как никогда возрастает роль чтения как основного источника получения все возрастающего в наш век потока информации.

При чтении текстов ученик должен достичь коммуникативной цели, в целом решив поставленные задачи. Тексты и задания к ним должны соответствовать минимальным требованиям, сформулированным в проекте стандарта.

Полнота понимания читаемого текста должна в основном соответствовать стратегической установке, четко сформулированной в задании. При чтении текстов с пониманием основного содержания и выборочным извлечением определенной информации от ученика требуется уметь выделить главную мысль и самые основные моменты, уточнить наиболее значимые детали.

Наиболее экономной формой контроля и более объективным показателем степени усвоения всеми учащимися языкового материала являются тесты.

Понимая значимость чтения в обучении иностранным языкам и учитывая повышенный интерес учителей к такому виду контроля как тестам, при выборе темы курсовой работы я остановился на данной.


I. Тестирование как одна из форм обучения иностранному языку.

              1.1 Тест как одно из средств контроля обученности

иностранному языку.

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обу­чении ИЯ считается тест. Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе»

Большинство из исследований в данной области отвечало потребностям своего времени, однако в них затрагивались от­дельные аспекты и проблемы тестирования, зачастую под тестом понимались лишь только некоторые типы тестовых заданий.

В зарубежной литературе по тестированию под педагоги­ческим или психологическим тестом часто понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем случае - речевого), из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности.

Основное отличие теста от традиционной контрольной ра­боты состоит в том, что он всегда предполагает измерение. По­этому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традицион­ной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику. Главная отличительная черта теста - объектив­ность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.

Максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно если следовать трем основным этапам его создания: 1) дать ясное и недвусмысленные теоре­тические - научно-обоснованные определения умений, которые надо измерить; 2) точно установить условие и операции, кото­рых следует придерживаться при проведении теста и наблюде­нии за его выполнением; 3) количественно определить результа­ты наблюдений, с тем, чтобы убедиться, что используемые изме­рительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами.

Существуют различные определения понятия «тест» - от практически любого вида контрольного задания до набора зада­ний вида «множественный выбор». В зарубежной практике язы­кового тестирования различия в трактовке понятия test пред­ставляются как различия между понятиями «контрольная рабо­та» вообще как основание оценочного суждения и «контрольная работа», предполагающая специально организованное измерение интересующих нас знаний (умений, навыков).

Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется в первую очередь показателями его надеж­ности и валидности.

Показатель надежности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. (Надежный тест должен исключать случайность того или иного результата.)

Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень раз­вития тех (и только тех) умений, навыков, знаний, для измере­ния которых он предназначался составителями.

Валидность (практически в любом её виде) будет опреде­лять правомерность интерпретации результатов тестирования. Очевидно, что применение определенного теста в целях, для ко­торых он не был предназначен, при составлении автоматически сделает его невалидным.

Тестирование в обучении ИЯ проводится для выявления 1) уровня достижения в определенном виде деятельности; 2) спо­собностей к определенному виду деятельности; 3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных спо­собов их преодоления.

В практической деятельности преподавателям чаще при­ходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты мо­гут измерять общие умения в речевой деятельности или дости­жения определенного уровня умений в процессе усвоения кон­кретного курса обучения.

Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тема­тическими). Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улуч­шению самого учебного процесса.

Тесты могут определять уровень обученности и/или язы­ковой компетенции учащегося относительно уровня других уча­щихся (нормо-ориентированный тест) или относительно опреде­ленного критерия, например уровня обученности (критериально - ориентированный).

Таким образом, результаты тестирования могут быть ис­пользованы для оценки уровня обученности учащихся, для отбо­ра их в то или иное учебное заведение, для сертификации их достижений в определенном виде деятельности (по учебному предмету), для распределения по группам обучения в зависимо­сти от достигнутого уровня, для диагностики трудностей обуче­ния.

По определению С.К. Фоломкиной, под тестом понимают­ся задания, имеющие специфическую организацию, которая по­зволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всегда имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов при контроле целесообразно потому, что они задают на­правление мыслительной деятельности учащихся, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации.

1.2 Тестовый контроль в процессе обучения иностранному

     языку.

 

Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает многолетний опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Не подменяя плановый конт­роль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущем, индивидуальной проверки.

Систематическое тестирование стимули­рует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Результаты проверки тестов анализиру­ются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний уча­щихся, а с другой - самооценкой работы, самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в .процесс обуче­ния и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. С целью профилактики ученики записывают возможные типичные ошибки в специальные тетради, дополняя это правилами (на русском языке), разъясняющими ту или иную грамматическую структуру, и несколькими, наиболее характерными и четкими примерами на употреб­ление её в речи.

Большинство тестов имеет несколько ва­риантов (они помечены звездочкой). В этом случае учитель готовит (по числу учеников в группе) раздаточные карточки долговременного пользования с заданиями. При одном варианте задание диктуется или записы­вается на классной доске. Работу с тестам рекомендуется проводить за 10—15 минут до, конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса/группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся по­ставлены в равные условия — они ра­ботают в одно и то же время с оди­наковым по объему и сложности мате­риалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезе­ние; тест дает возможность включать боль­шой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие от­дельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие харак­теристики тестов, безусловно, свидетельст­вуют о целесообразности их использова­ния в учебном процессе.

Все чаще находят применение как упражнения, предназначаемые для овладения учащимися тем или иным языковым материалом и/или отдельными речевыми умениями. В соответствии с этим в литературе на английском языке всё чаще появляется термин teaching test — «обуча­ющий тест». Данным термином, по-видимому, целесообразно воспользоваться при противопоставлении тестов этого назначе­ния контролирующим тестам. Такое проти­вопоставление в настоящее время совершенно необходимо, поскольку в современном учебном процессе тесты — даже при том ограничении заданий, которые мы предла­гаем относить к тестам,— отчетливо вы­полняют две различные функции: контроли­рующую и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции к ним предъ­являются различные требования, и состав­ляются они по-разному, хотя внешне очень схожи.

Само собой разумеется, что указанное про­тивопоставление, как и во всех других случаях, носит условный характер, по­скольку почти всякий контроль обучает, а любое упражнение/задание (одна из форм реализации обучения и учения) предпо­лагает контроль его выполнения. В данном случае тесты, как и другие упражнения/задания, различаются по их доминирую­щей цели. К контрольным относятся те, основной целью которых является уста­новить факт знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным ма­териалом, умением, деятельностью и соот­ветственно оценить его; цель обучающих тестов — обеспечить усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом, уме­нием, деятельностью, и контроль их выпол­нения выступает для учителя как средство управления этим процессом. К тестам, выполняющим контролирую­щую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школь­ников определенного уровня коммуника­тивной компетенции (proficiency tests), и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдель­ными речевыми умениями за определен­ный период обучения (achievement tests). В средней школе первый вид теста можно соотнести с итоговым контролем, прово­димым в конце курса обучения, вто­рой вид — с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий. Эти виды тес­тов подробно изучены в теоретическом пла­не и находят широкое применение в за­рубежной практике преподавания иностран­ных языков.

Безусловно, тест пока ещё не может заменить такую, например, фор­му итогового контроля, как экзамены. Од­нако его можно с успехом использовать как одну из форм (не единственную!) промежуточного итогового контроля, прово­димого, например, по окончании цикла заня­тий (achievement tests). Такая форма про­верки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует ус­пешности их обучения), поскольку тестом, рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответ­ствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест являет­ся весьма действенным и экономным сред­ством контроля. Следует также иметь в виду, что проверка 30—40 тестов по ключу не зай­мет у учителя больше 5—7 минут. Как уже отмечалось, в настоящее время совершенно отчетливо наметилась тенден­ция использовать тесты в обучающей функции, т. е. в процессе овладения учащимися языковым материалом, отдель­ными речевыми умениями, различными ви­дами аудирования и чтения. Закрепле­ние за тестами этой функции представляет­ся оправданным и перспективным по сле­дующим причинам.

Информация о работе Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе