Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:04, доклад
В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её
эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и
усвоенные личностью нормы и ценности общества.
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Теория малых групп
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива.
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив
1.3.1 Основной принцип человеческого общения
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.
1.3.4 Проблемы социальной психологии.
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика.
1.4 Метод социометрических измерений
1.4.1 История метода.
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Выбор методики
2.2 Выбор испытуемых
2.3 Реализация диагностических мероприятий
2.3.1 Ход исследования
Социоматрица
Социограмма
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов
Обработка результатов.
2.5 Выводы по исследованию
Заключение
Литература
ФГОУ ВПО
НГАВТ
«Этика
и психология делового общения»
Реферат на тему:
«Типы взаимоотношений
в коллективе»
Выполнил: Фролов М.А
Новосибирск 2010
Типы
взаимоотношений
в коллективе
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Теория малых групп
1.2 Психологическая
характеристика группы и
1.2.1 Социально
– психологическая
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив
1.3.1 Основной
принцип человеческого общения
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
1.3.3 Проблема
общности в социальной
1.3.4 Проблемы социальной психологии.
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
1.3.6 Типы
конфликтов и их
1.4 Метод социометрических измерений
1.4.1 История метода.
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Выбор методики
2.2 Выбор испытуемых
2.3 Реализация диагностических мероприятий
2.3.1 Ход исследования
Социоматрица
Социограмма
2.4 Анализ
и обсуждение полученных
Обработка результатов.
2.5 Выводы по исследованию
Заключение
Литература
Природа межличностных
В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её
эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и
усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных
отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.
Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе
межличностных отношений.
Вступая в межличностные
содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в
классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных
объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет
возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Любая группа на любой
социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было
введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри
определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы
его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации
развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это прежде
всего объективные условия существования данной группы, определяемые
исторической эпохой, культурой и пр. Помимо объективных условий
социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект
социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е.
отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их
готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.
Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание
межличностных отношений в группах. В группах могут быть выделены
функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые
отношения между сверстниками.
Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном
взаимодействии людей, отражая систему их предпочтений. Знание этих
отношений позволяет ответить на многие вопросы связанные с поведением
человека в коллективе. На первый план здесь выступают эмоциональные
предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими
аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития людей
данного возраста, в данном случае 17 – 22 года; необходимо найти точки
соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида
деятельности взрослого человека в этом возрасте, как эмоционально –
личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной
ситуации на него.
Цель данной курсовой работы - попытаться изложить характерные явления,
возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива.
Работа имеет три гипотезы: одну основную и две
вспомогательных. Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами
взаимоотношений в группе являются деловые мотивы. Первая вспомогательная
гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в
группе влияет количество участников имеющих неблагоприятный статус в этой
группе. Вторая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование
психологического климата в группе влияет половая дифференциация
взаимоотношений.
Работа состоит из двух частей: первая часть -теоретическая. В
ней описывается актуальность выбранной темы, выдвигаются гипотезы. Вторая
часть - эмпирическая, в ней проводится исследование, обрабатываются
результаты, которые
подтверждают или опровергают выдвинутые
гипотезы.
Теоретическая часть.
1.1 Теория малых групп
Теория малых групп – направление экспериментального анализа в рамках
микросоциологии и социальной психологии. Основатели – Морено, Левин,
Гурвич, Мэйо и д.р. Активные исследования малых групп начались в первые
годы 20века и достигли наибольшего расцвета к 30-м годам. Основные
теоретические предпосылки исследований малых групп сводились к тому, что
малая группа является главным объектом социологии; их изучение –
единственной возможностью реализации собственного научного,
экспериментального подхода в социологии, а результаты этих исследований
могут экстраполироваться на все более крупные социальные общности.
Исследования малых групп подразделяются по разным основаниям. Наиболее
известная классификация – в соответствии с тем, какими методами проводятся
исследования. С этой точки зрения, они включают социометрическое
направление (социометрия), исходящее из необходимости количественного
измерения тех межличностных отношений симпатии и антипатии, которые
образуют неформальную структуру отношений в малых группах; направление,
вытекающее из теории групповой динамики, ставящей акцент на качественном
анализе и лабораторном моделировании отношений внутри группы, динамики
власти и подчинения, стилей лидерства и т.д.; психотерапевтическое
направление, исходящее из идеи игрового, «спонтанного» моделирования
межличностных отношений (К. Роджерс).
В
последнее время деление
методическим направлениям сменяется подразделением по тем функциональным
процессам, которые в наибольшей степени интересуют исследователей:
направление изучения лидерства; «самораскрытие» индивидов; общение с
другими людьми; механизмов принятия решений в группе; коммуникативных
(интерактивных) связей и процессов; социально-психологической перцепции и
д.р.
Исследования
малых групп носят
вопросы управления в малых группах, особенности взаимоотношений между
руководителем и подчиненным, проблемы оптимизации социально-
психологического климата, общения, воспитания и образования, коррекции
отклоняющегося поведения, социально-психологической помощи при некоторых
психических расстройствах.
Исследования малых групп чрезвычайно развиты в современной
прагматически ориентированной западной социальной психологии и социологии.
Недостатки теории малых групп – слабость теоретического и методологического
обоснования исследований, абсолютизация роли малых групп, некорректный
перенос данных отдельных лабораторных и выборочных экспериментов на все
социальное поведение
и законы социального развития в
целом.
1.2 Психологическая
1.2.1 Социально – психологическая
характеристика групп.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей
жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений
между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне
важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию