Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:04, доклад
В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её
эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и
усвоенные личностью нормы и ценности общества.
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Теория малых групп
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива.
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив
1.3.1 Основной принцип человеческого общения
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.
1.3.4 Проблемы социальной психологии.
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика.
1.4 Метод социометрических измерений
1.4.1 История метода.
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Выбор методики
2.2 Выбор испытуемых
2.3 Реализация диагностических мероприятий
2.3.1 Ход исследования
Социоматрица
Социограмма
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов
Обработка результатов.
2.5 Выводы по исследованию
Заключение
Литература
установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным
группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным.
С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками,
обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны
- изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп
теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на
уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают
связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые
употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с
которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая
теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух
видов отношений между индивидом и группой[3].
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа
находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для
проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть
худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от
коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет
для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с
одновременным торможением лучших устремлений.
Это
достаточно подробно
|( |( |( | |( |( |( | |
| |( | | | |( | | |
|( | |( | | | | | |
|( | |( | |( | |( | |
|( | |( | |( | |( | |
|Несовместимые
| |Согласованные
| | |+ | | | |
| | |+ | | | |
| | | | | | |
| |+ | |+ | | |
| |- | |- | | |
|
|Идеальные
Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в
группах.
+ - положительное в личности и межличностных отношениях
- - отрицательное в личности и межличностных отношениях
( - поворот отношений в любую сторону
( - отношения.
Это
пример взаимоотношений в
близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой
малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с
другими, окружающими их людьми.
Исследователи,
разрабатывающие критерии
групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик
участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой
работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и
отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу»[4]. Различие
между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и
их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают
развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие
группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести
себя иначе.
Таким
образом, в регуляции
участвуют самые разные системы факторов:
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)
внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-
психологическим параметрам)
внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы,
их состояние, исходные мнения, оценки).
Фактором,
связывающим все
является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы
людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и
общественно ценные
ориентации коллектива.
1.3 Теория взаимоотношений
1.3.1 Основной принцип
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно
изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не
знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится
друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных
условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за
сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие
группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои
положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и
недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной,
он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и
социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в
данный момент времени.
Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне
относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может
проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа
находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для
проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть
худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается
от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие
возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений
худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных
устремлений.
1.3.2 Личность и группа. Проблема
взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс
её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития
личности в относительно стабильной общности называются фазами развития
личности:
1. Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в
общности
норм и овладение
деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его
индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя
как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные,
учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами
деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2. Порождается
обостряющимися противоречиями
между достигнутым
адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не
удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной
персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для
обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
3. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе
стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими
особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и
потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те
демонстрируемые
им индивидуальные особенности,
соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной
деятельности
с другой стороны.
1.3.3 Проблема общности в
Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к
ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик,
т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими
членами данной социальной группы. Можно сказать, что "граница" группы
воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто
психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-
чувства". Это означает, что универсальным принципом психического
оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу,
некоторого образования "мы", в отличие от другого образования "они".
"Мы-чувство" выражает потребность отдифференцировать одну общность от
другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности к
некоторой группе.
Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и
проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные
социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в
совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют
каждому её члену
идентифицировать себя с группой.
1.3.4 Проблемы социальной
Социальная
психология пользуется
общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких
конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные