Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:04, доклад
В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её
эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и
усвоенные личностью нормы и ценности общества.
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Теория малых групп
1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива.
1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп.
1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив
1.3.1 Основной принцип человеческого общения
1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.
1.3.4 Проблемы социальной психологии.
1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека.
1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика.
1.4 Метод социометрических измерений
1.4.1 История метода.
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
2. Эмпирическая часть.
2.1 Выбор методики
2.2 Выбор испытуемых
2.3 Реализация диагностических мероприятий
2.3.1 Ход исследования
Социоматрица
Социограмма
2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов
Обработка результатов.
2.5 Выводы по исследованию
Заключение
Литература
влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она
реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от
социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом
сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях
формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли
какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности
к определённой социальной группе. В большей мере, чем в социологическом
подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и
деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри
которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их
эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем, что
социальная психология рассматривает поведение и деятельность "социально-
детерминированной личности" в конкретных реальных социальных группах,
индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от
которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной
психологии главным ориентиром в исследовании личности является
взаимоотношение
личности с группой.
1.3.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного
представителя человеческой общности его личность и психика представлены в
неразрывном единстве. Индивид обладает психикой, но в то же время индивид
выступает как
личность, являясь субъектом
своей природе отношений. Детерминантой развития личности является
деятельностно-посредствованный тип взаимоотношений, которые складываются
у человека с наиболее значимой для него группой (группами) в этот
период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером
деятельностей, которые задаёт эта референтная группа, и общения, которое
в ней складывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие
группы выступает как фактор развития личности в группе. В соответствии с
концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть
личностью, т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени
представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других
людей, осуществлять
своею деятельностью
и способностью быть личностью, т.е. совокупностью индивидуальных
особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие
удовлетворение
потребности быть личностью.
1.3.6 Типы конфликтов и их
По направленности конфликты делятся на "горизонтальные",
"вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие
конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг
другу. К "вертикальным" конфликтам относятся те из них, в которых
участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных
конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и
деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не
выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон
упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать
интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно
осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра,
дискредитируя и унижая его. По характеру причин конфликты делятся на
объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые
- субъективными.
1.4 Метод социометрических
1.4.1 История метода.
Термин
«социометрия» означает
в коллективе. Основоположник
социометрии известные
социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод.
Совокупность
межличностных отношений в
ту первичную
социально-психологическую
многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное
состояние человека.
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с
именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.[5]
Вместе
с официальной или
рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих
взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая
структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как
система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой
структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их
восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило,
неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры
взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п.
Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той
степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам
совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.
Для социометрического
неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных
отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему
деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность
коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и
практикой.
1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.
Основная
гипотеза: ведущими мотивами
деловые мотивы.
Вспомогательная
гипотеза 1: на формирование
группе влияет количество участников, имеющих благоприятный статус в группе.
Вспомогательная
гипотеза 2: на формирование
группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.
Цель: измерение
степени сплоченности-
"социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы
по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер"
группы и "отверженный";
обнаружение внутригрупповых
образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры
Наиболее
общей задачей социометрии
структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической
атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в
целях изменения,
улучшения и совершенствования.
Эмпирическая часть.
Программа исследования
1 Выбор методики
Методика диагностики
(социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Социометрическая техника
применяется
для диагностики
целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии
можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой
деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов
конкретных
групп. Именно такая цель
2.3 Реализация диагностических
мероприятий
2.3.1 Ход исследования
Социометрическая процедура
Для
того чтобы использовать
социальных взаимодействий в группе применяется так называемая
социометрическая процедура, или социометрия.
Существенное
значение для точности
которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех
участников коллектива, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и
фиксированными ("Назови тех пять участников коллектива, которых ты бы
пригласил к себе на день рождения").
В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить
последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок
выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного
общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов
не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5
выборов.
Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого
определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач
исследования. Результатом этого является карточка опроса. Её содержание
составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по