Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:27, контрольная работа

Описание

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить особенности старшего дошкольного возраста.
3. Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возраста
4. Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 43.79 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Человечество перешагнуло  порог третьего тысячелетия. Мы живем  в век глобализации экономики  и всё большей мобильности, формирования общемирового экономического пространства, интенсивности развития средств  массовой коммуникации, приведших к  интернационализации всех сторон человеческого  бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации  и преобразования социальной структур. Эти изменения среды обитания людей послужили предпосылкой необходимости выведения мышления подрастающего поколения человечества на новый «планетарный» уровень. «Планетарное сознание» должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств как способность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире. (А.С. Кочарян, В.Э. Савенок, Д. Хадсон и другие).

Актуальность научных  исследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, долго накапливающаяся сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость. Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу. (В.А. Лекторский).

В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально- экономического развития всех народов.

Человечество в целом  уже породило внутри себя настоятельную  потребность во взаимопонимании  и терпимости различных народов  друг к другу. Неслучайно 1995 год был  объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный  день, посвященный толерантности.

Главную роль в распространении  принципов толерантности отводится  педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и  должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

Необходимо разработать  простые и привлекательные принципы педагогики Толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков).

Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит  огромное значение в первичном складывании  личности. В дошкольном и младшем  школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений  о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных  ситуаций. Благодаря пластичности нервной  системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о  мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).

Стремление изменить мышление человека в сторону глобальности характерно не только для современного этапа развития отечественной педагогики. Международные семинары педагогов  показывают, что этими проблемами занимаются многие ученые различных  стран. Несмотря на различный уровень  экономического развития, в области  воспитания встают одни и те же вопросы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости. Ученые Франции, Японии, США и других стран считают, что воспитывать  уважительное отношение к другим людям, проявлять к ним интерес  необходимо с дошкольного детства, когда ребенок «открыт» влиянию  многих культур.

Формирование толерантности  актуальная проблема, но по причине  недавнего возникновения, мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного  возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса, что и  обусловило выбор темы исследования: «Формирование толерантности как  качества личности детей старшего дошкольного  возраста».

Объект нашего исследования – старшая группа в ДОУ.

Предмет – особенности формирования толерантности у детей старшего возраста дошкольного возраста.

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.   Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

2.   Выявить особенности старшего дошкольного возраста.

3.   Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте.

4.   Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Понятие «толерантность»  в философском и социальном  контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела  к возникновению понятия «терпимость».

В греческой философии  требование меры в удовольствиях  и поведении стало одной из основных нормативных установок  античной этики, связанной тесно  с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольно  характере человеческих суждений и  оценок, с одной стороны, а с  другой – об объективности человеческого  знания.

В исследования В.М. Золотухина, посвященных генезису понятия «терпимость», мы можем проследить историю возникновения  и развития понятия «толерантность».

С момента обоснования  Протагором того, что «человек есть мера всех вещей», изменяется взгляд на человека, т.е. доминирующим становится самосовершенствование человека, определяющего  его жизнедеятельность и выработку  норм собственного поведения. Протагор также подчеркивает, что людям  не хватает «умения жить обществом», которое возможно только при условии  введения среди людей «стыда»  и «дружественных связей», обуславливающих  основу объединения людей.

Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.

В практической направленности этики Аристотеля, где основой  добродетели является «середина», Золотухин  находит обоснование «терпимости» как безотносительного понятия  к чему-либо, предполагающее возможность  равноценного существования различных  вещей, а, в сфере нравственности, определяющее моральное поведение  человека и его соотнесенность с  другими людьми. Отождествляясь с  воздержанностью, «терпимость» способствует достижению «высшего блага» и выступает  как один из моральных принципов.

Представитель позднего стоицизма  Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в  ней есть разумность, упорство и  относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых  осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленопреклоненных.

Тертуллиан, представитель  ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.

Наряду с единообразием  в душе, «терпимости» свойственно  и многообразие, находящееся в  образе телесной добродетели, где принимает  формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесного воздержания».

Христианская концепция  «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в  гуманности и достижении равенства  между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой  стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению  к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху Просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечение  и сохранение справедливости, а в  случае её нарушения, государство имеет  право подавлять эти попытки  путем допустимого «принципом терпимости»  наказания.

А. Шопенгауэр и А. Гален  определяли «терпимость» как отношение  «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».

Терпимость, для И. Канта, противопоставлена ненависти, характеризует  достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гёте, а в последующем  Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики  общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Ч. Дарвин, опираясь на то, что  нравственное чувство основано на «общественных  инстинктах» где «нравственная  совесть» заставляет рефлексировать собственное  «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство  симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение  понятия «терпимость», а затем  понятия «толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном  гуманном обществе и с идеей равенства  людей.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и  достоинству каждого народа и  каждого человека, убедить их, что  нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Терпимость вовсе не означает «всеядность» или безразличие к  любым взглядам и действиям. Очевидно, аморально и преступно мириться, например, с расизмом и призывами  к насилию. Но важно уважительно, спокойно, взвешенно относиться к  инакомыслию, оставаясь при своих  убеждениях.

Признание права на отличие  – основа терпимости, в особенности, когда речь идет о правах меньшинств.

Декларация принципов  толерантности, утвержденная на генеральной  конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность – обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

 

1.2 Формирование  толерантности как педагогическая  проблема

 

Данная проблема в педагогике сформировалась относительно недавно  и является, на наш взгляд, следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация.

Содержание образования  должно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания  между различными народами, уважение чужих взглядов.

Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я  – доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами  собственного внутреннего мира в  пространстве саморазвития другого  и других, преодолевая тем самым  свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания  и принятия другого. (Г.С. Батищев).

Гуманистическая позиция  и профессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуру личности педагога, так как  является «сущностной характеристикой  личности педагога. Д.В. Зиновьев, исследуя проблему повышения педагогического мастерства, выдвинул новые требования к педагогу, его мастерству, неотъемлемой частью которого в современных условиях выступает наличие социокультурной толерантности, под которой он понимает моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальности, либо культурной принадлежности; терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Зиновьев выделяет структурные компоненты социокультурной толерантности, составляющие так называемую «триаду толерантности»: уважение, симпатия (эмпатия), доброта. Их реализация происходит в деятельности.

Педагогика толерантности  должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути её устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы  проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, ксенофобия, сегрегация, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования и другие.

Люди должны принимать  друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать  к насилию, жестокости, морально –  психологическому подавлению другого  человека.

Мы понимаем под термином «толерантность» - морально – нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.

Информация о работе Толерантность