Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:27, контрольная работа
Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить особенности старшего дошкольного возраста.
3. Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возраста
4. Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у
детей практического опыта
- метод научения ребенка
положительным формам
- целенаправленное наблюдение,
организованное педагогом с
- личный пример взрослого,
но он будет эффективен, только
если человек обладает
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Поощрение положительного поведения
ребенка, с целью дальнейшего
закрепления данных поступков. Высказывание
неодобрения отрицательных
На основе выделенных нами уровней проявления толерантности, а также опираясь на положения отечественной педагогики и психологии согласно нравственного развития личности, мы выделяем в содержании воспитания толерантности в дошкольном возрасте следующие этапы:
I. Основная цель – подача
информации ребенку
Основными условиями, необходимыми для ознакомления старших дошкольников с правами человека является: наличие адаптированных текстов, владение родителей и педагогов соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей.
Особое внимание данной проблеме уделяется белорусскими педагогами. Так, Л.И. Смагина, А.С. Карнейчик, А.А. Петрикович, И.А. Царик рекомендуют проводить обучение по правам ребенка, во-первых, с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д. Во-вторых, особенно важным, по их мнению, для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и т.д., что позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.
В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайслер пишет, что дети зачастую бывают не толерантными потому, что не знают, как воспринимать культуру различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, знаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной.
Одной из задач на данном
этапе будет выступать
Задачи воспитания и обучения: развивать у детей, независимо от их цвета кожи, чувство уверенности в себе, гордости принадлежности к своей расово-этнической группе на реальных знаниях об образе жизни, о культуре и традициях людей разных этнических групп.
II. На втором этапе воспитания
толерантности необходимо
III. Формирование устойчивого
толерантного поведения, а
Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.
Нам представляется, что воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.
Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.
То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.
В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и изменение методов и приемов воспитания. Необходим делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.
При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:
- никогда не наказывать детей;
- не сравнивать друг с другом;
- не выставлять на позор;
- не укорять;
- не жаловаться на них родителям;
- не надзирать за ними;
- не оскорблять;
- не приказывать, не требовать жестко;
- обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;
- хвалить от души;
- верить;
- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
- прощать искренне.
Цели воспитания должны быть значимы для человека и в детстве, и в будущем. Надо отнести к целям воспитания каждого конкретного человека его собственные проблемы развития, которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее нелегкое время
потребность в проявлении толерантности
по отношению к другим людям приобретает
всё большую актуальность. В философии
существует несколько подходов к
понятию «толерантность». Наиболее
близкий нам – понимание
В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Основа толерантности – признание права на отличие.
Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.
Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.
Взрослый выделяется как
образец, поэтому в формировании
толерантности на него возлагается
огромная ответственность. Необходимо,
чтобы сами взрослые личным примером
показывали толерантное отношение
и проявляли его в поведении.
Целенаправленное вовлечение воспитателей
и родителей в процесс
Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.
И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.
Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
Итак, выделенные нами задачи
исследования в ходе работы были решены.
Мы уточнили сущность и структуру
понятия «толерантность», проанализировав
философскую и психолого-
Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве.
Наметили содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, цель исследования нами была достигнута. Мы обосновали содержание, пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.