Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:27, контрольная работа
Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить особенности старшего дошкольного возраста.
3. Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возраста
4. Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.
Мы предполагаем, что формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно выделяем уровни проявления толерантности:
1) когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
2) эмоционально – оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;
3) поведенческо – рефлексивный
– устойчивое проявление
Нам представляется, что
формирование толерантности – движение
по направлению к свободной
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Специфика старшего дошкольного возраста
На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов. Этот многопланово протекающий, подчиняющийся определенным закономерностям и осуществляющийся во времени процесс имеет различные, четко определенные изменения, фиксирующие уровни, через которые по своему проходит каждый ребенок. (Д.И. Фельдштейн, 1995).
Одним из важных моментов в
характеристике социального развития
ребенка выступает
Специфика различных переходных периодов заключается в качественных особенностях той системы отношений, которая складывается в конкретном возрасте между ребенком и обществом.
В первые 3-6 лет возникает относительно
устойчивое соподчинение мотивов, опосредованных
образцами деятельности взрослых. (Л.И.
Божович, 1979). Ребенок осознает в соответствии
с его общим уровнем развития своё «Я»
среди других, стремиться «примерить»
себя к другим, активно воздействовать
на ситуацию. Он овладевает социальным
опытом, социально зафиксированными действиями,
их социальной сущностью, которая и определяет
развитие его «социализации-
Изменение структуры деятельности
ребенка между 3 и 6 годами очень динамично.
Он переходит от достаточно ограниченного
пространства к освоению новых видов
деятельности, требующих нового видения
вещей, людей, новых связей взаимодействия,
входя в новое пространство действий,
где расширяется сфера
Как правило, всё накопление знаний о ролевых взаимодействиях, требованиях старших по возрасту ребят и взрослых идет у детей плавно, вплоть до 5 лет. А в период 5-6 лет происходит ускорение этого процесса, что приводит к 6 годам к развитию у ребенка отчетливо проявляющейся готовности и способности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. У 6-тилетнего ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символики обостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых в обществе. Таким образом, ребенок в данном возрасте является уже психологически подготовленным к восприятию основ толерантности. Освоив в игровой деятельности оценочные отношения взрослых, ребенок выходит на оценку социальных явлений и самого себя, что формирует потребность в новой деятельности, в той, которая вызывает значительно более серьезное отношение взрослых. Именно это, как указывает Д.И. Фельдштейн, порождает стремление шестилетнего ребенка реализовать свои новые возможности в предметно – практической деятельности, актуализируя на данном промежуточном рубеже значение учебной деятельности. К шестилетнему возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек в основном осознает свою принадлежность к детской группе, начинает понимать важность социально значимых дел. То есть, именно на рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности.
Главная потребность ребенка
старшего дошкольного возраста состоит
в том, чтобы войти в мир
взрослых, быть как они, действовать
вместе с ними. Но реально ребенок
не может выполнять функции
Л.С. Выготский утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре на голову выше самого себя».
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Поэтому так важно использовать игру при воспитании толерантности в дошкольном возрасте.
Практическая деятельность и отношение ребенка к другим людям – понятия, тесно связанные друг с другом. Практическое взаимодействие ребенка со взрослым или сверстниками, рассматриваемое в генетическом плане, порождает определенные эмоциональные проявления, способствует закреплению их в устойчивых жизненных отношениях, позициях, установках. В дальнейшем эти отношения сами определяют направленность деятельности, её мотивы и динамику. Формирующиеся в процессе практической деятельности и реального взаимодействия детей образы – эталоны как внутренние регуляторы поведения, образуют складывающийся у ребенка образ мира. Это система образов, регулирующих возникновение стереотипных форм поведения ребенка в различных ситуациях его жизни и деятельности. Практическая деятельность так же является неотъемлемой частью воспитания толерантности в дошкольном детстве.
Особую ответственность дошкольного периода детства Д.Б. Эльконин усматривал в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в их трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности.
К концу дошкольного возраста
у ребенка впервые появляются
представления о себе как члене
общества. Постепенно у него накапливается
осознание социальной значимости своих
индивидуальных качеств и социального
положения. Происходит формирование обобщенного
отношения к самому себе, своим
переживаниям, которое остается одним
и тем же в различных ситуациях,
обобщенное отношение к окружающим
и понимание своей ценности. Формируется
самооценка. Так же в старшем дошкольном
возрасте ребенок приобретает
Анализируя дошкольный возраст,
необходимо отметить возникновение
«эмоционального
Существенную роль играет не столько исполнительская, сколько ориентировочная часть детской деятельности.
Ребенок, достигший относительно высокого уровня развития эмоционального выражения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и прочувствовать тот смысл, который их последствия могут иметь для окружающих людей, и следовательно, и для него самого, как члена группы. Этим путем он стремится определить направление своего последующего поведения, избежав тех ложных, не соответствующих основным потребностям и ценностным установкам поступков, которые легко могли быть совершенны под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если бы их отдаленные результаты не были заранее поняты и прочувствованы.
Рассмотрев специфику старшего дошкольного возраста, мы видим, что в ней закладываются предпосылки и есть все основания для формирования толерантности.
2.2 Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
толерантность формирование дошкольный возраст
Современная социально педагогическая
ситуация характеризуется
И.Я. Михайленко, Н.А. Короткова (1993) раскрывают ряд позиций, определяющих типы взаимодействия взрослого с детьми:
- позиция «учителя», ставящего
перед ребенком определенные
задачи, предполагающего определенные
способы и средства их
- позиция «равного партнера»,
включенного в деятельность с
детьми, решает возникающие в
совместной деятельности
- позиция «создателя»
окружающей развивающей среды,
где взрослый предоставляет
Каждая из позиций имеет самостоятельное значение для воспитания ребенка и имеет свое место в педагогическом процессе.
Анализируя современные образовательные программы, по которым работают дошкольные образовательные учреждения, можно заметить, что все они имеют такие черты как: целостность, системность, возрастная адрессованность, учет индивидуальных особенностей ребенка, личностно - ориентированное взаимодействие с ним, учет достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.
Хоть мы и не встретим в них прямого упоминания о необходимости воспитания толерантности, но всё же данная проблема в какой- то мере решается.
Так, например, программа
«Детский сад – дом радости» (В.Т.
Ивановой, Н.М. Крыловой) имеет целью
содействовать всестороннему
Нам представляется очевидным,
что в рамках данных программ воспитание
толерантности будет проходить
более успешно, так как изначально
авторы заложили в них некоторые
условия, в которых могут
2.3 Педагогические
условия нравственного
Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Показывать последствия такого отношения, разъяснять социальную значимость.
Воспитание толерантности может успешно осуществляться в игре, а так же в трудовой и учебно-познавательной деятельности.
Можно выделить 3 группы методов,
соответствующих задачам
1. Методы, обеспечивающие
формирование нравственного
- метод беседа (материал:
маленькие рассказы, сказки с
ярко выраженным этническим
- художественная литература
оказывает сильное влияние на
сознание и чувства