Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».
2. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская.
3. Отличие труда взрослых и детей.
4. Задачи трудового воспитания.
5. Виды труда дошкольников.
6. Формы организации труда.
7. Условия воспитания дошкольников в труде.
8. Средства трудового воспитания в труде.
Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе впоследствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа.
Организация ручного труда также требует серьезного внимания. Наблюдения помогут выяснить, все ли разновидности этого труда используются воспитателями; какие виды труда прочно вошли в жизнь детей, какие только вводятся; какими навыками дети овладевают или овладели. [11]
1.3. Содержание воспитания
В общеобразовательной
программе «От рождения до
школы» под редакцией
1. Формировать положительное отношение к труду взрослых.
2. Воспитывать желание принимать участие в посильном груде, умение преодолевать небольшие трудности.
3. Продолжать воспитывать
4. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
5. Формировать бережное
Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная природа по расширению поля природной жизни
Учёные утверждают,
что правильный выбор
Знания о труде обеспечивают возникновение устойчивого интереса детей к труду взрослых, стремление научиться трудиться, как они, стать такими же умелыми. Дети начинают осознавать личностные качества, необходимые умелому, деловому человеку. В работе по ознакомлению с трудом взрослых важное место отводится конструированию образовательных ситуаций в повседневной жизни группы. С помощью знакомого детям игрового персонажа, воспитатель разыгрывает наблюдаемый ранее трудовой процесс, фиксируя их внимание на всех компонентах труда. Задача воспитателя - вести игру весело, поставить каждого ребёнка в субъективную позицию, оживить имеющиеся знания, начать их перевод в умения, поэтому детям предлагается помочь игрушке отобрать предметы труда, оборудование, организовать рабочее место, напомнить порядок выполнения трудовых действий.
В старшем дошкольном
возрасте обобщаются
Программа для
детей старшего возраста
В работе с детьми
старшего дошкольного возраста
важно не только сформировать
систему знаний о трудовом
процессе, но и научить общению
с незнакомыми людьми. Такое общение
удобно организовывать при
II. Методические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о труде взрослых как условие ценностного отношения к труду
2.1. Методы и приемы формирования
у детей старшего дошкольного
возраста первичных
Среди воспитательно-
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В.И. Логинова.
В тоже время стоит отметить, что очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых, знания являются разрозненными и бессистемными. В связи с этим работа по ознакомлению старших дошкольников с профессиями стала актуальной. Ее разрешение нашлось в трудах В.И. Логиновой, Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой. Которые отмечают, что: «Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду».[8]
Способствует решение
1. Систематизировать знания воспи
2. Расширить представления
2. Формировать представление о ценности труда и его общественной значимости.
3. Воспитывать уважительное
4. Формировать первичные знания
детей об экономических
Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах:
1. Принцип воспитывающего
2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.
5. Принцип доступности
6. Принцип осознанности.
Принцип осознанности
является ведущим, так как он
дает возможность для
Для получения
положительного результата
психолого–педагогических
условий (учет принципов
организацию предметно
– развивающей среды,
сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей).
При организации системы работы формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости используются разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения), методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Реализуя деятельностный
подход к усвоению знаний
Для изучения результатов
эффективности работы служит
педагогическая диагностика,
Подводя итог выше
сказанному, необходимо отметить, что
комплексное решение задач,
2.2. Опыт педагогов практиков по проблеме формирования первичных представлений о труде взрослых
Согласно новым
ФГТ (приказ № 665) особое внимание
в дошкольной педагогике
Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых.
Наталья Валентиновна Оборина
Место работы: МДОУ ЦРР "Детский сад №21", г.Лысьва, Пермский край
Должность: воспитатель
У детей существуют
трудности в восприятии
Поэтому в связи
с появлением новой
Для этого сначала был изучен информационный материал по данной теме, подобраны игры (систематизированы по группам - игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами, знакомиться с ними. Это такие игры как, " Предмет - материал из которого он сделан", "Профессия - результат".
Наиболее сложны словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Назови профессии" и др.
В игре "Кто
больше назовет предметов", детей
учили классифицировать
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его изображение. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья задумка?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости).
В настоящее время
в связи с построением
Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.