Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».
2. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская.
3. Отличие труда взрослых и детей.
4. Задачи трудового воспитания.
5. Виды труда дошкольников.
6. Формы организации труда.
7. Условия воспитания дошкольников в труде.
8. Средства трудового воспитания в труде.
Особое внимание
сегодня уделяется
Дидактические
игры имеют большое значение
для обогащения творческих игр.
Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области "Труд": воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.[20]
Конспект занятия по
Лабина Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №4 "Светлячок" г. Дрезна.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Воспитывать уважение к маме, желание помогать ей.
Материал. «Живая картина» - «комната» с плоскостными картинками: мебель (прикрыта – спрятана), котенок, фигурка мамы, торшер, цветы, ваза, ваза с цветами.
Ход занятия
Обращаю внимание детей на доску, на которой закреплена «живая картина» - «комната». Вместе с детьми рассматриваем «живую картину», выясняю у ребят, что на ней изображено. (Комната). Обращаю внимание детей на то , что спрятано.
Предлагаю детям открыть спрятанную мебель. Объясняю, что это можно сделать, отгадав загадки.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Стол)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать. (Кресло)
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф)
По ходу отгадывания загадок открываю предметы мебели. Затем предлагаю обратить внимание на дополнительные предметы (торшер, цветы, вазу, вазу с цветами) и украсить ими комнату.
«Ребята, как вы думаете, кто может жить в такой комнате?» (ответы детей) (взрослые, дети, семья)
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
По коленочкам ударим – (присели, хлопаем по коленям)
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем - (руки подняли вверх)
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, (круги руками над головой)
Снова опустились.
Мы на месте покружились - (кружимся)
И остановились.
Неожиданно в комнате
«Надоело котику лежать, он
спрыгнул с дивана. Думал, думал
котенок и решил запрыгнуть
на стол. Так прыгнул, что уронил
вазу с цветами. Котенок
«Пришла мама (показываю фигурку
мамы), увидела непорядок в комнате
и решила навести порядок. Как
вы думаете, что должна
Спрашиваю у детей, как их мамы наводят порядок в доме.
«Вот какие мамы умелые, заботливые, аккуратные, у мам золотые руки! А кто из членов семьи им помогает, как вы, дети помогаете своим мамам.
Молодцы ребята, мамам надо помогать»
2.3 . Средства трудового воспитания
детей старшего дошкольного
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомление с трудом взрослых, художественных средств.
Собственная трудовая
деятельность является
Трудовая деятельность
является ведущим средством
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. [19]
Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Круглехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Когда ознакомление
с трудом взрослых
Рассматриваемое
средство воспитатель может
Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. [13]
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В народных пословицах,
поговорках, сказках заключены важные
мысли о ценности труда.
Наилучший результат дало сочетание разных средств, когда оно основывается на учете конкретных задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разнообразный труд
доставляет детям много
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. [12]
В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
В процессе труда формируются практические навыки, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.
Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
Труд лишь в
том случае имеет
Важнейшим педагогическим
требованием является
В процессе труда
необходимо формировать
Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность
детей должна систематически
усложняться. Усложняются
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
Труд детей должен
быть посильным. Физические