Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель работы – выявить наиболее эффективные формы и методы организации трудового воспитания и профориентации школьников в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.
1.1. Трудовое воспитание. Принципы и содержание трудового воспитания…6
Глава II.
2.1. Понятие профориентации…………………………………………………...11
2.2. Цель, принципы и задачи развития системы профессиональной ориентации школьников………………………………………………………...13
3. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации……………………………15
4. Проблемы профессиональной ориентации школьников…………………...18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27
Информация, которая характеризуется указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых сведений о реальных объектах профессиональной подготовки и трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности и пассивности. Информирование о профориентации мобилизует силы и активность школьника к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий. [8.с.61]
Заключение
В заключении можно сделать следующий вывод, что воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании школьников наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, этического или телесного) большего вреда обществу нанести невозможно.
Трудовая деятельность является одним из основных факторов воспитания личности. Когда ребенок включается в трудовой процесс, он полностью меняет представление о себе и о мире, который его окружает. А учитель в свою очередь обязан поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие.
В последнее время в большинстве школ трудовая деятельность школьников находится на низком уровне. Это, как правило, связано с общей социально-экономической ситуацией в стране и с общим развитием социума. В связи со всем этим трудовое воспитание нуждается в коренном изменении. Трудовое воспитание должно взять на себя более широкую функцию, чем простая подготовка школьников к производственной работе, но ни в коем случае не исключая ее.
Также существует актуальность проблемы трудового воспитания в семье. Труд является главным воспитателем в жизни. Нужно помочь школьнику увидеть в нем некий источник развития способностей и нравственных качеств, подготовить к активной общественной жизни и к осознанному выбору профессии.
Изученная литература дала возможность сделать вывод, что трудовое воспитание в семье является целостной системой. В трудовой деятельности ребенок познает окружающую его реальность, систематизирует и закрепляет полученные знания, он расширяет свой кругозор и становится более прилежным в учебе. Нравственное отношение к труду основывается в заботе об интересах общества. Работа в коллективе и общая цель воспитывают в школьнике такие черты как верность, дружба, ответственность и бескорыстность.
Самообслуживание может оказывать немало важную помощь родителям, так как часть домашних забот ложится на плечи детей. Это воспитывает инициативу, самостоятельность, деловитость и хозяйственность.
Труд является надежным средством создания духовного облика школьника.
В результате анализа литературы второй главы данной работы выявлена сущность профессиональной ориентации; определена цель, принципы и задачи развития профессиональной ориентации школьников; рассмотрены проблемы профессиональной ориентации школьников.
Передовой опыт известных педагогов показывает, что комплексный подход к решению вопросов о профессиональной ориентации школьников влияет на успех профориентации.
Что касается семьи, то родителям нужно рассказывать своим детям о своей профессии и о других профессиях, их значении тоже. Злоупотребление родителями своего отношения к каким-либо профессиям может привести школьников в затруднение выбора профессии. Родители могут помочь детям разобраться с их склонностями и желаниями, чтобы определить их дальнейший жизненный путь. Важным в профессиональной ориентации школьников является работа школы с родителями. Появляется необходимость в особой работе с родителями, которая направлена на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии.
Можно отметить, что «профессиональная ориентация» – это проблема по масштабам государственная, по результатам экономическая, по содержанию социальная и педагогическая по методам. [10.]
Приведем основные результаты исследования:
Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что если правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация школьников, участие школьников непосредственно в общественно-полезном труде являются взаимосвязанными факторами становления гражданина, интеллектуального и нравственного формирования личности и её физического развития. И как бы ни складывалась дальнейшая судьба выпускников общеобразовательных школ, трудовое воспитание и её закалка потребуется молодым людям практически в любой сфере трудовой деятельности.
Список использованной литературы
Приложение
Приложение 1
Клуб Весёлых Мастеров.
Автор: Дувалка Елена Геннадьевна - школьный психолог.
Цель: активизировать интерес к различным профессиям у школьников начальных классов.
Задачи: научиться уважать любой труд, получить новые знания о профессиях.
Ведущий:
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Мы приготовили веселый,
Чудесный праздник - КВМ.
Чтец:
Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колес не сдвинешь воза.
Хоть впряги в него коня;
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня;
От иголки мало толка.
Если без ушка иголка.
Так и руки - без труда
Не годятся никуда.
На сцену выходит команда «Рукодельницы» (участницы выступают в изделиях, сшитых своими руками).
Капитан:
Вас приветствует команда «Рукодельницы». Наш девиз...
Все:
«Не привыкай к безделью. Учись рукоделью».
Мы веселые девчата,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
«Будем в КВМ играть!
На сцену выходит команда «Добры молодцы».
Капитан:
Команда «Добры молодцы» приветствует вас.
Наш девиз... Все. Всякому молодцу ремесло к лицу».
Мы ребята боевые,
Любим мы сражаться,
И сегодня в КВМ
Начинаем соревноваться.
Ведущий:
Пока команды занимают свои места, вам представлю грозный суд. (Представление жюри.)
Внимание, внимание! Друзья!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы мои смело отвечайте
И очки своей команде добывайте.
Конкурс «Разминка»
Задание первое.
Определить профессию по пантомиме. Ученики старших классов «изображают» несколько профессий, а члены команд отгадывают их.
Задание второе.
Кто кем работает? Образовать женский род от названий следующих профессий:
повар — (повариха), певец — (певица), портной — (портниха), продавец - (продавщица), пианист — (пианистка), поэт — (поэтесса), I писатель — (писательница), плотник — ... пекарь — ...
школьник
— школьница, ученик — (
Задание третье.
Закончить фразу.
Трактор водит ... (тракторист),
Электричку - ... (машинист).
Стены выкрасил - ... (маляр).
Доску выстругал - ... (столяр),
В доме свет провел - ... (монтер),
В шахте трудится - ... (шахтер),
В жаркой кузнеце - ... (кузнец),
Кто все знает - ... (молодец)!
Конкурс «Дело мастера боится»
От каждой команды выходит по одному участнику. За одну минуту девочка должна забить 5 гвоздей в брусок, а мальчик — пришить 1г; пуговицу.
Приложение 2
Классный час
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ».
Форма проведения – деловая игра.
Цели и задачи:
Информация о работе Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников