Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель работы – выявить наиболее эффективные формы и методы организации трудового воспитания и профориентации школьников в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.
1.1. Трудовое воспитание. Принципы и содержание трудового воспитания…6
Глава II.
2.1. Понятие профориентации…………………………………………………...11
2.2. Цель, принципы и задачи развития системы профессиональной ориентации школьников………………………………………………………...13
3. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации……………………………15
4. Проблемы профессиональной ориентации школьников…………………...18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27
План занятия:
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Специалист по отделке зданий (помещений) - Маляр.
3.Специалист
по воспитанию и обучению
4. Специалист
по сборке и наладке
5. Специалист
по обработке металлов
6. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. – Радиомастер
7. Мастер по ручной ковке металла. – Кузнец.
8. Специалист с высшим техническим образованием – Инженер.
9. Владелец
сельскохозяйственного
10. Специалист
по разведению фруктово-
11. Специалист
по технологии соединения
12. Специалист по духовым и клавишным инструментам. – Музыкант.
13. Специалист,
владеющий ножницами и
14. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. Метеоролог.
15. Специалист по обработке дерева. – Столяр.
16. Специалист
по обслуживанию электрических
сетей и электрического
17. Работник торговли – Продавец.
18. Рабочий на стройке – Каменщик.
1 группа - Специалист, изучающий рынок. 10 букв
М а р к е т о л о г
2 группа – Специалист по управлению транспортировкой продукции. 6 букв.
Л о г и с т
1. Молодой
специалист по выращиванию
2. Автор мемуаров «Как я была царицей» (старуха из «Золотой рыбки»)
3. Огородная история о семейном подряде (Репка)
4. Пиявочных дел мастер (Дуремар)
- Много
ли вы знаете профессий?
Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-либо профессии. Время на подготовку – 5 минут. Команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: «Вам работники нужны?» В ответ её спрашивают: « А что вы умеете делать?» Участник загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии. Противоположная- отгадывает задуманное.
На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепутаны. Комплекты таких листочков с перемешанными половинками пословиц выдаются командам. Побеждает та команда, которая быстрее соберет полностью все свои пословицы.
Для команды 1.
Без дела жить, |
только небо коптить. |
Без охоты |
нет работы. |
Без труда и |
отдых не сладок. |
Без труда не выловишь |
и рыбку из пруда. |
Была бы охота, |
а работа найдется. |
Слова бегут, |
А дела идут. |
Взялся за гуж, |
Не говори, что не дюж. |
Глаза страшатся, |
А руки делают. |
Где труд, |
Там и правда. |
Глядя на чужую работу, |
Сыт не будешь. |
Для команды 2.
Дело мастера боится, |
А иной мастер дела боится. |
Кто не работает, |
Тот не ест. |
Мало хотеть, |
Надо и уметь. |
Смахни пот с лица и |
Доведи работу до конца. |
Чтобы рыбку съесть, |
Надо в воду лезть. |
Семь раз отмерь, |
А один раз отрежь. |
Что можешь сделать сегодня, |
Не откладывай на завтра. |
Привычка трудиться |
В жизни пригодится. |
Одно дело делай, |
А от другого не бегай. |
Есть терпенье - |
Будет и уменье. |
Подведение итогов игры. Вручение дипломов «Великий путешественник по миру профессий».
Конец занятия.
Приложение 3
Профориентационная игра "Человек - профессия"
Цель: на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
Инструкция: Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 6—8 до 15—20. Время одного проигрывания — от 7—10 до 15 минут.
Процедура предполагает следующие основные этапы:
1. Общая инструкция: «Сейчас мы загадаем любого из участников в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется. Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящий для загаданной профессии. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать 30 — 40 секунд и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»
2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
3. Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начинает всем, но очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ.
4. После того, как все дали свои варианты, отгадывающий думает и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков больше 6, то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.
5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям. У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, соответствуют ли, они его собственному представлению о себе, о своем образе. У отгадывающего можно поинтересоваться чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Приложение 4
Ролевая игра "Собеседование с работодателем"
Цель упражнения: выработка навыков эффективной самопрезентации.
Инструкция: Каждый участник пробует себя в роли соискателя. Кто-либо из членов группы играет роль работодателя. Ведущий тренинга может дать установку на отказ "соискателю" или предъявление ему жестких требований. Это придаст игре более реалистичный и творческий характер.
Члены группы,
не принимающие участие в
Приложение 5
Упражнение "Отгадай профессию"
Инструкция: Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.
Приложение 6
Тест "Артистические наклонности"
Цель: выявление у школьников артистических наклонностей.
Инструкция: Ответить на заданные вопросы «да» или «нет».
Некоторые любят петь. Другие могут целыми днями слушать музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство — украшение жизни. А есть люди, для которых область искусства — что-то совершенно ненужное и бесполезное. Ответив на предлагаемые вопросы, вы узнаете к какой группе Вы относитесь.
1. Есть ли разница между словами тон и нюанс?
2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?
3. Вы любите рисовать?
4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?
5. Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?
6. У вас очень плохой почерк?
7. Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?
8. Любите ли вы посещать музеи?
9. Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?
10. Вы любите чертить геометрические фигуры?
11. Часто ли посещаете художественные салоны?
12. Склонны ли вы долго бродить по улицам?
13. Любите ли одиночество?
14. Кажется ли вам абсурдом, когда кто-то начинает декламировать стихи?
15. Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?
16. Надолго
ли запоминаете красивые
17. Кажутся
ли вам очень красивыми
18. Любите ли новые встречи и знакомства?
19. Нравится ли вам читать стихи вслух?
20. Не было
ли желания разрисовать
21. Часто ли меняете прическу?
22. Часто ли переставляете мебель у себя дома?
23. Вы пробовали
когда-нибудь сочинять песенки?
24. Пишете ли вы стихи?
Подведение результатов: посчитайте себе одно очко за каждый ответ "да" на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и ответ "нет" на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.
Больше 16 очков. Можно сказать совершенно определенно одно: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.
8—16 очков. Что ж, вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы скорее рационалист. Короче говоря, вы всегда сочетаете приятное с полезным.
Менее 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката.
Приложение 7
МЕТОДИКА
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-
(ДДО)
ОПИСАНИЕ
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Информация о работе Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников