Урок математики в специальной образовательной школе для детей с ТНР. Виды уроков. Пропедевтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:03, реферат

Описание

Обучение математике в специальной образовательной школе должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Содержание

Обучение математике в специальной образовательной школе . . . . . . . . 3

Урок как основная форма организации процесса обучения математике . .4

Пропедевтический период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Общая структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Типы уроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Подготовка учителя к уроку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Урок математики в спец.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

     Урок  продолжается 45 мин, (в I классе — 35 мин), время учебных  занятий в году, каникулы совпадают  с принятыми  в массовых школах. В одном классе объединяются дети, имеющие сходный  возраст, срок обучения, уровень знаний. Всдушая роль в обучении принадлежит учителю, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой, содержанием школьных учебников. На уровень приобретаемых учащимися знаний оказывают влияние следующие факторы: их интеллектуальные возможности, методическое мастерство учителя, наличие наглядных и технических средств обучения.

     Помимо  урока  существуют и другие формы  организации  учебной работы: экскурсии, практические и лабораторные работы, домашняя самостоятельная работа, производственная практика и т. д. Они дополняют и совершенствуют классно-урочную систему. Существуют также специфические формы учебных занятий, такие как логопедические, ЛФК, ритмика и другие.

     Современные требования к уроку состоят в  следуюшем:

     - реализация  в комплексе образовательной,  коррекцинно-развивающей, воспитательной  функций обучения;

     - соответствие  урока принципам  обучения;

     - организационная  четкость урока;

     - оптимизация  учебно-воспитательного  процесса;

     - интенсификация  учебно-воспитательного  процесса;

     - соответствие  содержания урока  учебным программам;

     - осуществление  межпредметных  и внутрипредметных  связей;

     - повышение самостоятельности   учащихся.

     Под структурой урока принято понимать соотношение  и последовательность частей (элементов, этапов) урока. Общими элементами уроков являются: организация  начала урока, проверка усвоения ранее  изученного материала, сообщение ученикам целей  и задач урока, объяснение нового материала, закрепление его, повторение, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним.

     Структура урока  в специальной школе  определяется дидактическими, коррекционно-развивающимн и воспитательными целями, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся. Каждый урок готовит школьников к изучению последующего материала.

     На  уроке решаются не только задачи непрерывного продвижения в изучении вопросов программы данного предмета, но и устанавливаются связи с другими учебными предметами. На уроках математики рассматриваются арифметические задачи, числовые данные которых взяты из уроков труда, географии и др. На уроках родного языка составляются предложения, рассказы, пишутся диктанты, сочинения на темы, связанные с историческими событиями, географическими явлениями и т. д.

     Учитель до урока, на перемене, организует детей  таким  образом, чтобы предупредить у них излишнее возбуждение. По звонку ученики занимают свои привычные места. В начале урока учитель предлагает задания в зависимости от состояния детей. Если они возбуждены, то задания подбираются таким образом, чтобы сделать детей спокойнее, если вялы, пассивны, то специально подобранные задания позволят их активизировать. Начало урока должно быть деловым, серьезным, нельзя отвлекать школьников посторонними разговорами.

     Проверке  домашнего  задания следует придавать  обучающий  характер. Это не столько контроль за усвоением знаний, сколько процесс их закрепления. Во время проверки домашнего задания, опроса учитель привлекает всех учеников класса к участию в беседе.

     Следующим этапом урока является подготовка учащихся к усвоению нового материала. Кроме  подготовительной задачи, цель этого этапа заключается и в необходимости возбудить у них познавательный интерес. Этот этап непродолжителен, но должен проходить целенаправленно. На некоторых уроках (чтение, география, естествознание и др.) это может быть вступительная беседа, на других — повторение ранее пройденного материала, на базе которого будут формироваться новые знания.

     Основным  на каждом уроке является этап объяснения нового материала.

     Объяснение  нового материала может осуществляться индуктивным или дедуктивным методом. Учитель использует разнообразные приемы, позволяющие привлечь внимание учеников. В процессе объяснения нового материала он обращается к школьникам с вопросами, предлагает выполнить рисунки, записи, действия с предметами.

     Как происходит закрепление пройденного материала? Первоначально оно направлено на то, чтобы у учащихся составилось общее представление об обсуждавшемся предмете, чтобы они могли под контролем и с помощью учителя повторить то, с чем познакомились.

     На  всех уроках (за редким исключением) учитель возвращает учеников к материалу, уже изученному, он стремится увязать изучаемый материал с тем, который дети уже «прошли».

     Учитель выделяет на уроке время для объяснения домашнего задания, которое может  быть единым для всего класса, но может быть дифференцированным и индивидуальным.

     На  уроке учитель  решает многие задачи (цели). Дидактические  цели урока  определяются необходимостью продвижения  учащихся в изучении темы, тогда  как коррекционно-развивающие  связаны  с исправлением (по мере возможности) недостатков речи ребенка. Коррекционно-развивающие цели достигаются как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положительное воздействие на развитие речи школьников, процессов мышления и т. д. Воспитательные цели, которые ставит и реализует на уроке учитель, разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачивает учитель на их достижение.

     Наиболее  распространенным в специальной  школе для детей с ТНР является комбинированный урок, в котором равноценно представлены все элементы. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей урока меняются. Некоторые из них занимают главное место в уроке, другие отсутствуют или занимают незначительное место. 

     Типы  уроков. 

     В специальной школе для детей  с ТНР используется наиболее распространенная классификация уроков в зависимости  от основной образовательной цели занятия:

     - сообщение новых знаний;

     - формирование и закрепление знаний, умений;

     - обобщение и систематизация знаний;

     - проверка и оценка знаний, умений и навыков, комбинированный урок. 

       Рассмотрим некоторые особенности  каждого из названных уроков. 

     Сообщение новых знаний 

     Структура урока  определяется его основной задачей (целью) — знакомство учащихся с новыми научными фактами, умениями. Весь ход работы на таком уроке подчиняется поставленной цели — формированию у учащихся первоначальных представлений о новом материале.

     Успешность  усвоения нового материала зависит  от многих причин. Это и его сложность, и способности учащихся, и педагогическое мастерство учителя. Ученики должны быть подготовлены к изучению нового, т. е. владеть знаниями, на основе которых строится объяснение. На уроках, предшествующих уроку знакомства с новым материалом, учитель организует целенаправленное повторение, упражняет школьников в актуализации тех знаний и умений, которые потребуются при изучении нового. Накануне или на самом уроке он не просто сообщает новую тему, но и говорит о ее значении для дальнейшей работы по изучаемому предмету, для овладения профессией, для будущей жизни после окончания школы. Желательно создать на уроке проблемную ситуацию, когда учитель привлекает внимание учеников к какому-либо факту, рассказывает о каком-то случае, событии, ставит перед учащимися задачу найти им объяснение. Повысить интерес школьников к объяснению нового можно подбором наглядных пособий. Особо привлекают внимание учеников натуральные предметы, объекты природы, предметы быта, игрушки.

     Учителю следует  позаботиться о создании у учашихся эмоционального настроя. Его увлеченность, выразительность и точность высказывания, строгая логичность, доступность  в изложении вопросов, небольшой  объем сообщаемых сведений помогают собрать и удержать внимание учеников во все время объяснения нового материала, Особо следует выделить необходимость обращения учителя к жизненному опыту школьников, что не только приближает обучение к жизни, но и поддерживает положительную эмоциональную атмосферу заинтересованности.

     Несмотря  на внешнее внимание к объяснению, учащиеся в то же время могут не быть активны  внутренне. Нельзя быть уверенным в  том, что все ученики достаточно глубоко вникают в смысл сообщения  учителя. Чтобы убедиться в том, насколько «слышат» учащиеся объяснение, усваивают содержащуюся в нем информацию, учитель постоянно по ходу объяснения обращается к ученикам с вопросами, которые могут быть направлены на повторение высказываний учителя ("Что я сказал..,? Как я сказал о...?">, на обобщение нескольких суждений ("Что мы теперь знаем о...?"), на выявление понимания логики обсуждаемого вопроса ("Так, что же дальше...?"). Таким образом, наиболее удачным методом объяснения нового материала является беседа и только в отдельных случаях допустим рассказ (когда слушатели захвачен событиями, о которых повествует учитель, когда его вопросы могут «разрушить» эмоциональное состояние детей). Вопросы учителя по ходу объяснения нового материала не должны сбивать темп объяснения, уводить учеников в сторону от предмета обсуждения.

     Во  время объяснения нового материала  учитель демонстрирует пособия (таблицы, картины, слайды, карты и  прочее), руководит предметно-практическими  действиями школьников, производит на доске записи, дети переносят тексты, рисунки в свои тетради.

     Объяснение  нового материала— первый шаг в  формировании понятия, умения, поэтому  так важно не механическое запоминание, а осмысление школьниками  нового материала: выделение в нем  главного, существенного, понимание  причинно-следственных связей нового с имеющимися знаниями, тех связей, отношений, о которых сообщает учитель.  

     Закрепление знаний, умений 

     Время, которое  учитель отводит на закрепление  нового, зависит от трудности самого материала  для восприятия учащихся. Целью закрепления  является запоминание  учебного материала и умение использовать его в разнообразных ситуациях. Прочное и сознательное усвоение знаний обеспечивает не только их сохранность в течение длительного времени, но и умение применять в решении разнообразных вопросов, встречающихся школьникам на уроках, в жизни. Закрепление осуществляется в процессе систематического возвращения к ранее усвоенному материалу. Оно организуется таким образом, чтобы учащиеся были активны в припоминании знаний. Учитель предлагает разнообразные, доступные детям задания, в которые включается новый материал. Это может быть связано с формулировками, сочетанием нового материала с другим, ранее усвоенным, применение разных приемов (устно, подробно или кратко письменно, иллюстрация рисунков, использование условных обозначений и т. д.).

     Совершенно  очевидно, что при усвоении учебного материала непроизвольное запоминание играет вспомогательную роль. Основой овладения знаниями является произвольное запоминание. Оно опирается на осознание необходимости запоминания, на волевое усилие, на многократное повторение, на воспроизведение усвоенного не только в прежнем виде, но и в изменяющихся условиям. Например, отдельные ученики могут пересказать статью, рассказ, условие задачи. Но такое воспроизведение не всегда говорит о понимании ими излагаемого. Чтобы выявить понимание, необходимо, чтобы ученики воспроизведение осуществляли с соблюдением поставленного учителем условия. Это может быть сокращенный пересказ, выделение только одного какого-либо условия, описание отдельных фактов и т. д.

     Работа  по закреплению знаний должна быть правильно распределена во времени, быть регулярной, предусматривать вариативность заданий по форме предъявления и разнообразия условий их предъявления и выполнения. При этом большое значение приобретает самостоятельность учащихся в выполнении задании, работа с учебником, книгой.

     Прежде  чем  предложить ученикам самостоятельную  работу, учитель должен убедиться, что  они готовы к ее выполнению. Накануне урока или на самом уроке учащиеся под наблюдением учителя, с его помощью проделывают те упражнения, которые позднее будут включены в самостоятельную работу. Перед началом самостоятельной работы ее содержание, пути выполнения могут обсуждаться с школьниками, а после ее окончания в беседе учитель снова возвращается к содержанию работы, способам выполнения.

     Закрепление нового учебного материала происходит при  работе с домашним заданием. Не принято  задавать на дом не разобранное в  классе упражнение, арифметическую задачу и т. д. Учитель должен на уроке уточнить, у всех ли детей имеется текст задания (в учебнике, на карточке), всем ли ясно, как и где его выполнять. В домашнем задании всегда повторяется та работа, которую проделали ученики на уроке. Домашнее задание предлагается на любом этапе урока, когда оно может быть продолжением только что проделанной работы. Например, если решена арифметическая задача, а на дом будет задана такая же по трудности или более легкая, решение домашней задачи следует обсудить непосредственно за решением классной.

     Для того чтобы  происходила систематизация знаний учащихся, необходимо широко применять  в обучении классификацию: изучение объектов по группам на основе определенных признаков.

Информация о работе Урок математики в специальной образовательной школе для детей с ТНР. Виды уроков. Пропедевтика